Напоминание

«Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей обучающихся»


Автор: Дзахкиева Лейла Абдулрашидовна
Должность: ГБПОУ РА "АПК им.Х. Андрухаева"
Учебное заведение: ГБПОУ РА "АПК им.Х. Андрухаева"
Населённый пункт: г.Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: «Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей обучающихся»
Дата публикации: 26.04.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Основные формы и методы воспитания, способствующие

формированию духовных ценностей обучающихся»

Формирование духовных ценностей обучающихся является одной из

приоритетных

задач

современной

системы

образования.

В

условиях

стремительного

развития

информационного

общества

и

глобализации

социального пространства именно духовные и нравственные ориентиры

позволяют человеку сохранять свою идентичность, культурное наследие и

поддерживать

высокие

стандарты

поведения.

По

мнению

многих

исследователей,

духовные

ценности

составляют

основу

личностного

становления каждого ребёнка и напрямую влияют на его дальнейшее

социальное поведение и жизненные приоритеты.

В педагогической и философской науке понятие «духовные ценности»

трактуется как совокупность идеалов, моральных норм, нравственных

принципов,

мировоззренческих

установок

и

культурно-исторических

традиций, определяющих внутренний мир человека. Духовные ценности

включают в себя такие категории, как совесть, честь, справедливость,

гуманизм, толерантность, любовь, уважение к личности и т. д..

Формирование духовных ценностей осуществляется под влиянием

социума,

культуры,

искусства,

литературы,

религии

и

образования.

Воспитание, основанное на духовных ценностях, предполагает развитие у

обучающихся

эмпатии,

сострадания,

готовности

к

взаимопомощи

и

ответственности за собственные поступки.

Духовные ценности тесно переплетены с нравственными категориями,

поскольку формирование внутренней культуры личности подразумевает

развитие

морального

сознания

и

ответственности.

Нравственность

проявляется в повседневных поступках, поведении человека, выборе им

своего

жизненного

пути.

В

свою

очередь,

духовность

предполагает

осознание

человеком

высших

смыслов

бытия,

совершенствование

собственной личности, стремление к созиданию и добру.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание предполагает

целостное формирование внутреннего мира личности, в котором ценностные

и моральные ориентиры занимают ведущее место.

Воспитание духовных ценностей может осуществляться в различных

формах и на разных уровнях организации социума – в семье, в школе, в

общественных организациях и объединениях, в социальных проектах и т. д.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Семья является первичной социальной средой, где ребёнок знакомится с

нравственными нормами и духовными ценностями. Как отмечал А. С.

Макаренко, «именно семья закладывает фундамент личности, её духовно-

нравственный стержень». Родители выступают первыми наставниками и

примером

для

детей.

Если

в

семье

господствуют

уважение,

взаимопонимание, поддержка и забота, то ребёнок с ранних лет начинает

усваивать эти ценности.

Формы воспитания духовных ценностей в семье могут варьироваться:

совместные

беседы

о

морали,

чтение

и

обсуждение

классической

литературы,

совместные

культурные

мероприятия,

участие

в

благотворительности, приобщение к семейным традициям и обычаям,

обсуждение исторического и культурного наследия.

Школа является важнейшим институтом социализации и воспитания

подростков. В стенах образовательного учреждения учащиеся получают не

только знания по учебным дисциплинам, но и проходят этап формирования

мировоззрения и жизненных ориентиров. Воспитательная функция школы

реализуется через:

Классное руководство (социально-педагогическая поддержка, беседы

о моральных принципах, помощь в решении конфликтных ситуаций);

Участие в школьных мероприятиях (тематические классные часы,

праздники, конкурсы, конференции);

Активность в самоуправлении (ученические советы, активы, которые

помогают развивать у обучающихся ответственность и лидерские

качества).

В рамках школьной воспитательной деятельности часто практикуются

уроки духовно-нравственного развития, посвящённые этическим проблемам,

человеческим отношениям, искусству и эстетике. Особую роль здесь играет

личный пример педагога, его профессиональная и человеческая позиция.

Воспитательная среда не ограничивается рамками учебных занятий.

Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития

духовных ценностей:

Кружки

и

секции

(музыкальные,

театральные,

спортивные,

культурно-просветительские)

расширяют

кругозор

ребёнка,

приобщают

его

к

искусству

и

культуре,

воспитывают

в

нём

дисциплину и волевые качества.

Волонтёрские и социальные проекты

(благотворительные акции,

экологические

движения,

помощь

пожилым

людям,

проектная

деятельность)

способствуют

развитию

эмпатии,

сострадания,

социальной ответственности.

Творческие

конкурсы

и

выставки

(рисунки,

декоративно-

прикладное творчество, фотография) раскрывают внутренний мир

ребёнка, помогают ему научиться выражать свои чувства и мысли,

формируют эстетические взгляды.

Таким образом, внеурочная деятельность позволяет гармонично

сочетать

социальную

активность,

творческое

развитие

и

духовно-

нравственное становление обучающихся.

Наряду с различными формами организации воспитательного процесса

важное значение имеют методы, с помощью которых реализуется процесс

формирования

духовных

ценностей.

Ниже

рассмотрены

наиболее

востребованные из них в современной педагогической практике.

Беседа представляет собой целенаправленный диалог между педагогом

(или родителем) и ребёнком, в рамках которого обсуждаются определённые

вопросы,

связанные

с

ценностями,

нормами

поведения,

жизненными

ситуациями. Дискуссия позволяет:

Развивать критическое мышление, учить сравнивать разные точки

зрения;

Формировать эмпатию и уважение к оппоненту;

Приобщать ребёнка к определённой системе ценностей, помогая ему

осознанно выбирать своё отношение к обсуждаемым явлениям.

С помощью беседы педагог может спровоцировать познавательный интерес,

найти

«точки

роста»

в

личности

обучающегося,

а

также

создать

доверительную атмосферу в коллективе.

Личностно-ориентированный подход основывается на признании

ценности и уникальности каждого ребёнка. Основные методы:

Индивидуальное консультирование и сопровождение. Педагог или

школьный психолог помогает ребёнку решить личностные проблемы,

связанные с моральными или социальными конфликтами;

Рефлексия. Обучающиеся учатся анализировать собственные чувства,

поступки и ценности. Рефлексия может проводиться на классных часах

или в конце учебной недели, когда учащиеся размышляют о своих

достижениях и ошибках;

Методы

саморазвития

(ведение

личного

дневника,

портфолио

достижений) способствуют осознанию обучающимся собственных

ценностей и возможностей для совершенствования.

Практико-ориентированные методы предполагают активное включение

обучающихся в реальные жизненные ситуации. К ним относятся:

Проектная

деятельность.

Например,

разработка

и

реализация

культурно-просветительских, экологических или благотворительных

проектов. Дети учатся планировать, взаимодействовать в коллективе,

доводить

работу

до

конца,

что

развивает

у

них

чувство

ответственности, альтруизм, командный дух;

Социальные акции. Участие в акциях помощи детским домам, домам

престарелых,

экологических

субботниках

и

т.

д.

формирует

у

обучающихся чувство сострадания, солидарности, сознательности;

Экскурсии и социальные практики

(походы в театры, музеи,

памятные

места).

Приобщение

к

искусству,

истории,

культуре

расширяет духовный горизонт обучающихся, воспитывает уважение к

национальному наследию и мировым ценностям.

Роль педагога в формировании духовных ценностей обучающихся

Педагог является ключевым звеном в процессе формирования духовных

ценностей у обучающихся. Его личный пример, система убеждений и

профессиональные

умения

оказывают

непосредственное

влияние

на

воспитанников. Главные аспекты роли педагога:

1.

Личный

пример.

Учитель,

проявляющий

порядочность,

доброжелательность, терпимость и высокие моральные качества,

способствует естественному перенятию этих качеств детьми. По

словам В. А. Сухомлинского, «воспитание – это прежде всего пример

взрослого».

2.

Педагогическая компетентность. Знание современных методик,

понимание психолого-педагогических особенностей детей, владение

приёмами эффективного общения.

3.

Творческая направленность. Умение использовать разнообразные

воспитательные

методы,

адаптируя

их

к

индивидуальным

особенностям класса и каждого учащегося.

4.

Поддержка

инициативы.

Стимулирование

деятельности

самих

обучающихся, поощрение их самостоятельных проектов, идей и

социально значимых акций.

Педагог,

ориентированный

на

духовно-нравственное

воспитание,

содействует появлению положительного микроклимата в классе, формирует

у обучающихся привычку к сотрудничеству, взаимоуважению и милосердию.

6. Заключение

Современная система образования предусматривает интегральный подход к

формированию

у

обучающихся

духовных

ценностей.

Важнейшими

институтами, обеспечивающими этот процесс, являются семья, школа,

воспитательная

среда

внеурочной

деятельности.

Для

достижения

поставленных целей широко используются различные формы (семейные

традиции, классные и внеклассные мероприятия, социальные проекты) и

методы (беседы, личностно-ориентированные и практико-ориентированные

технологии).

Ключевую роль в формировании духовных ценностей играет педагог,

который должен не только владеть современными методиками, но и лично

являть пример высоких моральных качеств и приверженности духовно-

нравственным идеалам. Только при условии тесного взаимодействия семьи,

школы

и

общества

возможно

всестороннее

развитие

личности,

ориентированной на гуманизм, толерантность, творческое отношение к

жизни и ответственное поведение в социуме.

Таким образом, формирование духовных ценностей обучающихся является

сложным и многогранным процессом, требующим внимания и усилий со

стороны педагогов, родителей и всего общества в целом. Результатом этой

работы

становится

воспитание

морально

зрелого,

сознательного

и

ответственного человека, способного вносить посильный вклад в развитие

государства и общества.

7. Список использованных источников

1.

Юркевич В. В.

Духовно-нравственное воспитание школьников:

учебное пособие. — М.: Академия, 2016. — 280 с.

2.

Новикова Л. И. Воспитательная система школы. — М.: Педагогика,

2017. — 192 с.

3.

Щукина Г. И. Проблемы воспитания и развития личности. — М.:

Просвещение, 2019. — 320 с.

4.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма. — М.: Просвещение, 1972. —

360 с.

5.

Захарова

И.

А.

Личностно-ориентированные

технологии

в

современной школе. — СПб.: Питер, 2018. — 224 с.

6.

Иванова Е. П. Проектная деятельность в образовательном процессе.

— М.: Учитель, 2020. — 156 с.

7.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Советская Россия,

1985. — 240 с.



В раздел образования