Автор: Дзахкиева Лейла Абдулрашидовна
Должность: ГБПОУ РА "АПК им.Х. Андрухаева"
Учебное заведение: ГБПОУ РА "АПК им.Х. Андрухаева"
Населённый пункт: г.Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: «Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей обучающихся»
Дата публикации: 26.04.2025
Раздел: среднее профессиональное
«Основные формы и методы воспитания, способствующие
формированию духовных ценностей обучающихся»
Формирование духовных ценностей обучающихся является одной из
приоритетных
задач
современной
системы
образования.
В
условиях
стремительного
развития
информационного
общества
и
глобализации
социального пространства именно духовные и нравственные ориентиры
позволяют человеку сохранять свою идентичность, культурное наследие и
поддерживать
высокие
стандарты
поведения.
По
мнению
многих
исследователей,
духовные
ценности
составляют
основу
личностного
становления каждого ребёнка и напрямую влияют на его дальнейшее
социальное поведение и жизненные приоритеты.
В педагогической и философской науке понятие «духовные ценности»
трактуется как совокупность идеалов, моральных норм, нравственных
принципов,
мировоззренческих
установок
и
культурно-исторических
традиций, определяющих внутренний мир человека. Духовные ценности
включают в себя такие категории, как совесть, честь, справедливость,
гуманизм, толерантность, любовь, уважение к личности и т. д..
Формирование духовных ценностей осуществляется под влиянием
социума,
культуры,
искусства,
литературы,
религии
и
образования.
Воспитание, основанное на духовных ценностях, предполагает развитие у
обучающихся
эмпатии,
сострадания,
готовности
к
взаимопомощи
и
ответственности за собственные поступки.
Духовные ценности тесно переплетены с нравственными категориями,
поскольку формирование внутренней культуры личности подразумевает
развитие
морального
сознания
и
ответственности.
Нравственность
проявляется в повседневных поступках, поведении человека, выборе им
своего
жизненного
пути.
В
свою
очередь,
духовность
предполагает
осознание
человеком
высших
смыслов
бытия,
совершенствование
собственной личности, стремление к созиданию и добру.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание предполагает
целостное формирование внутреннего мира личности, в котором ценностные
и моральные ориентиры занимают ведущее место.
Воспитание духовных ценностей может осуществляться в различных
формах и на разных уровнях организации социума – в семье, в школе, в
общественных организациях и объединениях, в социальных проектах и т. д.
Рассмотрим наиболее важные из них.
Семья является первичной социальной средой, где ребёнок знакомится с
нравственными нормами и духовными ценностями. Как отмечал А. С.
Макаренко, «именно семья закладывает фундамент личности, её духовно-
нравственный стержень». Родители выступают первыми наставниками и
примером
для
детей.
Если
в
семье
господствуют
уважение,
взаимопонимание, поддержка и забота, то ребёнок с ранних лет начинает
усваивать эти ценности.
Формы воспитания духовных ценностей в семье могут варьироваться:
совместные
беседы
о
морали,
чтение
и
обсуждение
классической
литературы,
совместные
культурные
мероприятия,
участие
в
благотворительности, приобщение к семейным традициям и обычаям,
обсуждение исторического и культурного наследия.
Школа является важнейшим институтом социализации и воспитания
подростков. В стенах образовательного учреждения учащиеся получают не
только знания по учебным дисциплинам, но и проходят этап формирования
мировоззрения и жизненных ориентиров. Воспитательная функция школы
реализуется через:
•
Классное руководство (социально-педагогическая поддержка, беседы
о моральных принципах, помощь в решении конфликтных ситуаций);
•
Участие в школьных мероприятиях (тематические классные часы,
праздники, конкурсы, конференции);
•
Активность в самоуправлении (ученические советы, активы, которые
помогают развивать у обучающихся ответственность и лидерские
качества).
В рамках школьной воспитательной деятельности часто практикуются
уроки духовно-нравственного развития, посвящённые этическим проблемам,
человеческим отношениям, искусству и эстетике. Особую роль здесь играет
личный пример педагога, его профессиональная и человеческая позиция.
Воспитательная среда не ограничивается рамками учебных занятий.
Внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности для развития
духовных ценностей:
•
Кружки
и
секции
(музыкальные,
театральные,
спортивные,
культурно-просветительские)
расширяют
кругозор
ребёнка,
приобщают
его
к
искусству
и
культуре,
воспитывают
в
нём
дисциплину и волевые качества.
•
Волонтёрские и социальные проекты
(благотворительные акции,
экологические
движения,
помощь
пожилым
людям,
проектная
деятельность)
способствуют
развитию
эмпатии,
сострадания,
социальной ответственности.
•
Творческие
конкурсы
и
выставки
(рисунки,
декоративно-
прикладное творчество, фотография) раскрывают внутренний мир
ребёнка, помогают ему научиться выражать свои чувства и мысли,
формируют эстетические взгляды.
Таким образом, внеурочная деятельность позволяет гармонично
сочетать
социальную
активность,
творческое
развитие
и
духовно-
нравственное становление обучающихся.
Наряду с различными формами организации воспитательного процесса
важное значение имеют методы, с помощью которых реализуется процесс
формирования
духовных
ценностей.
Ниже
рассмотрены
наиболее
востребованные из них в современной педагогической практике.
Беседа представляет собой целенаправленный диалог между педагогом
(или родителем) и ребёнком, в рамках которого обсуждаются определённые
вопросы,
связанные
с
ценностями,
нормами
поведения,
жизненными
ситуациями. Дискуссия позволяет:
•
Развивать критическое мышление, учить сравнивать разные точки
зрения;
•
Формировать эмпатию и уважение к оппоненту;
•
Приобщать ребёнка к определённой системе ценностей, помогая ему
осознанно выбирать своё отношение к обсуждаемым явлениям.
С помощью беседы педагог может спровоцировать познавательный интерес,
найти
«точки
роста»
в
личности
обучающегося,
а
также
создать
доверительную атмосферу в коллективе.
Личностно-ориентированный подход основывается на признании
ценности и уникальности каждого ребёнка. Основные методы:
•
Индивидуальное консультирование и сопровождение. Педагог или
школьный психолог помогает ребёнку решить личностные проблемы,
связанные с моральными или социальными конфликтами;
•
Рефлексия. Обучающиеся учатся анализировать собственные чувства,
поступки и ценности. Рефлексия может проводиться на классных часах
или в конце учебной недели, когда учащиеся размышляют о своих
достижениях и ошибках;
•
Методы
саморазвития
(ведение
личного
дневника,
портфолио
достижений) способствуют осознанию обучающимся собственных
ценностей и возможностей для совершенствования.
Практико-ориентированные методы предполагают активное включение
обучающихся в реальные жизненные ситуации. К ним относятся:
•
Проектная
деятельность.
Например,
разработка
и
реализация
культурно-просветительских, экологических или благотворительных
проектов. Дети учатся планировать, взаимодействовать в коллективе,
доводить
работу
до
конца,
что
развивает
у
них
чувство
ответственности, альтруизм, командный дух;
•
Социальные акции. Участие в акциях помощи детским домам, домам
престарелых,
экологических
субботниках
и
т.
д.
формирует
у
обучающихся чувство сострадания, солидарности, сознательности;
•
Экскурсии и социальные практики
(походы в театры, музеи,
памятные
места).
Приобщение
к
искусству,
истории,
культуре
расширяет духовный горизонт обучающихся, воспитывает уважение к
национальному наследию и мировым ценностям.
Роль педагога в формировании духовных ценностей обучающихся
Педагог является ключевым звеном в процессе формирования духовных
ценностей у обучающихся. Его личный пример, система убеждений и
профессиональные
умения
оказывают
непосредственное
влияние
на
воспитанников. Главные аспекты роли педагога:
1.
Личный
пример.
Учитель,
проявляющий
порядочность,
доброжелательность, терпимость и высокие моральные качества,
способствует естественному перенятию этих качеств детьми. По
словам В. А. Сухомлинского, «воспитание – это прежде всего пример
взрослого».
2.
Педагогическая компетентность. Знание современных методик,
понимание психолого-педагогических особенностей детей, владение
приёмами эффективного общения.
3.
Творческая направленность. Умение использовать разнообразные
воспитательные
методы,
адаптируя
их
к
индивидуальным
особенностям класса и каждого учащегося.
4.
Поддержка
инициативы.
Стимулирование
деятельности
самих
обучающихся, поощрение их самостоятельных проектов, идей и
социально значимых акций.
Педагог,
ориентированный
на
духовно-нравственное
воспитание,
содействует появлению положительного микроклимата в классе, формирует
у обучающихся привычку к сотрудничеству, взаимоуважению и милосердию.
6. Заключение
Современная система образования предусматривает интегральный подход к
формированию
у
обучающихся
духовных
ценностей.
Важнейшими
институтами, обеспечивающими этот процесс, являются семья, школа,
воспитательная
среда
внеурочной
деятельности.
Для
достижения
поставленных целей широко используются различные формы (семейные
традиции, классные и внеклассные мероприятия, социальные проекты) и
методы (беседы, личностно-ориентированные и практико-ориентированные
технологии).
Ключевую роль в формировании духовных ценностей играет педагог,
который должен не только владеть современными методиками, но и лично
являть пример высоких моральных качеств и приверженности духовно-
нравственным идеалам. Только при условии тесного взаимодействия семьи,
школы
и
общества
возможно
всестороннее
развитие
личности,
ориентированной на гуманизм, толерантность, творческое отношение к
жизни и ответственное поведение в социуме.
Таким образом, формирование духовных ценностей обучающихся является
сложным и многогранным процессом, требующим внимания и усилий со
стороны педагогов, родителей и всего общества в целом. Результатом этой
работы
становится
воспитание
морально
зрелого,
сознательного
и
ответственного человека, способного вносить посильный вклад в развитие
государства и общества.
7. Список использованных источников
1.
Юркевич В. В.
Духовно-нравственное воспитание школьников:
учебное пособие. — М.: Академия, 2016. — 280 с.
2.
Новикова Л. И. Воспитательная система школы. — М.: Педагогика,
2017. — 192 с.
3.
Щукина Г. И. Проблемы воспитания и развития личности. — М.:
Просвещение, 2019. — 320 с.
4.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма. — М.: Просвещение, 1972. —
360 с.
5.
Захарова
И.
А.
Личностно-ориентированные
технологии
в
современной школе. — СПб.: Питер, 2018. — 224 с.
6.
Иванова Е. П. Проектная деятельность в образовательном процессе.
— М.: Учитель, 2020. — 156 с.
7.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Советская Россия,
1985. — 240 с.