Напоминание

"Актуальные вопросы современного естественно-научного образования"


Автор: Ревенко Любовь Николаевна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ "ШКОЛА № 52 ИМЕНИ ОЛЬГИ КАЧУРЫ Г.О.ГОРЛОВКА"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальные вопросы современного естественно-научного образования"
Дата публикации: 26.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 52 ИМЕНИ ОЛЬГИ КАЧУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Актуальные вопросы современного

естественно-научного образования

Учитель химии и биологии

Ревенко Любовь Николаевна

Роль химии в жизни современного общества невозможно переоценить. Эта

наука лежит в основе многих ключевых отраслей промышленности и технологий.

Благодаря химии мы получаем материалы для изготовления транспорта,

одежды, техники и обуви. Пластмассы, синтетические волокна и другие вещества,

полученные химическим путём, стали неотъемлемой частью нашей повседневной

жизни.

Химики разрабатывают новые лекарственные препараты. Без химических

исследований невозможно представить себе создание вакцин, антибиотиков и

других жизненно важных медикаментов.

Современные

космические

корабли

и

ракеты

используют

химические

технологии

для

своего

функционирования.

От

горючего

до

материалов

конструкций и двигателей – всё это результат химических исследований.

Химические процессы используются для производства продуктов питания.

Консерванты, красители, ароматизаторы и другие добавки – всё это продукты

химической промышленности.

Химические технологии позволяют очищать воду и воздух, утилизировать

отходы и минимизировать негативное воздействие на природу.

Химические удобрения и пестициды помогают повысить урожайность и

защитить

растения

от

вредителей,

что

способствует

продовольственной

безопасности.

Каждый день появляются новые химические вещества и материалы, которые

делают нашу жизнь удобнее и безопаснее. Химия – это фундаментальная наука, без

которой невозможно представить развитие современного общества.

Химия является комплексной наукой, которая способствует формированию

научного

мировоззрения,

интеллектуального

развития

обучающихся,

формированию у них общечеловеческих качеств и экологического мышления.

Химия предоставляет учащимся возможность проводить эксперименты, что

способствует

развитию

навыков

научного

исследования.

Это

помогает

формировать у них понимание методологии научного познания и прививает

интерес к исследовательской деятельности.

Химические эксперименты и задачи, которые решают учащиеся, часто имеют

практическую направленность. Это позволяет им видеть реальное применение

теоретических знаний, что усиливает их мотивацию к обучению и пониманию

предмета.

В процессе изучения химии учащиеся сталкиваются с различными задачами и

проблемами,

требующими

анализа

и

поиска

решений.

Это

развивает

их

критическое мышление и способность к логическому рассуждению.

Изучение

химии

способствует

расширению

кругозора,

развитию

аналитических

способностей

и

умению

работать

с

большими

объемами

информации. Это помогает формировать целостное представление о мире и

процессах, происходящих в нём.

Через изучение химических процессов и явлений учащиеся знакомятся с

основными принципами и законами природы. Это способствует формированию у

них

научного

мировоззрения,

основанного

на

объективных

знаниях

и

доказательствах.

Кроме этого многие методы обучения химии включают групповую работу и

проектную деятельность. Это развивает у учащихся навыки сотрудничества,

умение вести диалог и представлять результаты своей работы.

Для достижения таких глобальных целей в обучении химии активно

используются

современные

технологии,

такие

как

проблемное

обучение,

исследовательские проекты и интерактивные методы. Это делает процесс обучения

более увлекательным и эффективным.

Таким образом, химия не только как наука о веществах и их превращениях, но

и как мощный инструмент интеллектуального и личностного развития учащихся,

играет важную роль в формировании их научного мировоззрения.

Химия по своей сути является теоретико-экспериментальной наукой. Это

означает, что она объединяет в себе как теоретические исследования, так и

практическую экспериментальную работу. Такое сочетание позволяет глубже

понять природу химических процессов и явлений.

Так теоретическая химия включает изучение строения вещества; разработку

химических теорий и моделей, описание химических реакций, систематизацию

знаний о веществах и их свойствах.

Экспериментальная химия позволяет проверять теоретические гипотезы,

изучать свойства веществ на практике, наблюдать химические реакции, развивать

исследовательские навыки, формировать научное мировоззрение.

Школьный химический эксперимент играет особую роль в образовательном

процессе, так как обеспечивает наглядную связь теории с практикой, развивает

наблюдательность и аналитическое мышление, формирует практические умения и

навыки работы с оборудованием, способствует лучшему усвоению теоретического

материала,

стимулирует

познавательный

интерес

к

предмету,

развивает

самостоятельность и исследовательские способности, учит планировать работу и

анализировать результаты.

Однако стоит иметь в виду, что химический эксперимент выполнит свою

учебную функцию только в том случае, если будет стимулировать и развивать

мышление, формировать абстрактное мышление, будет пробуждать в детях

интерес к химии, будет учить их наблюдать. А иначе химические опыты

превратятся в развлечение, и не станут эффективным инструментом обучения,

способствующим глубокому пониманию предмета и развитию важных навыков у

учащихся. Дистанционное обучение, широко внедряемое сегодня в практику,

представляет определённые сложности для химии, так как познание науки связано

с практическими экспериментами. Существуют способы, которые позволяют

минимизировать эти трудности и сделать дистанционное изучение химии более

эффективным, но абсолютно согласиться с ними не могу. Как же почувствовать

запах веществ, ощутить тепловые эффекты реакции, наконец, испытать чувство

самосохранения при работе с лабораторным оборудованием и веществами? При

дистанционном обучении обучающиеся этих ощущений лишены, хотя будет

довольно зрелищно при использовании виртуальной лаборатории.

При

изучении

химии

для

оптимизации

сочетания

репродуктивной

и

творческой деятельности на уроках важно использовать комплексный подход,

который позволит эффективно развивать как теоретические знания, так и

творческие способности учащихся. Вот несколько методов и приёмов, которые

могут быть использованы:

Репродуктивная деятельность:

Объяснение нового материала: Традиционное объяснение нового материала с

использованием наглядных пособий и демонстраций.

Репродуктивные задания: Задачи и упражнения на закрепление теоретических

знаний, повторение формул и реакций.

Лабораторные работы: Выполнение стандартных лабораторных работ под

руководством учителя.

Контрольные работы и тесты:

Проверка усвоения материала через

контрольные работы и тесты.

Работа

с

учебниками

и

дополнительной

литературой:

Чтение

и

конспектирование материала.

Творческая деятельность:

Проблемное обучение:

Создание проблемных ситуаций, требующих от

учащихся самостоятельного поиска решений.

Проектная деятельность:

Выполнение исследовательских проектов, где

ученики самостоятельно выбирают тему и методы исследования.

Творческие задания:

Создание химических кроссвордов и ребусов.

Написание химических сказок и стихов.

Разработка собственных экспериментов.

Игровые методики:

Химические викторины и квесты.

Ролевые игры, где ученики моделируют химические процессы.

Художественное отражение:

Рисование химических элементов и реакций.

Создание моделей молекул и кристаллических решёток.

Исследовательские задачи: Задачи, требующие анализа и синтеза информации,

формулирования гипотез и их проверки.

Примеры интеграции:

Междисциплинарные проекты: Проекты, включающие элементы химии и

других наук (физика, биология, экология).

Использование

ИКТ:

Применение

интерактивных

технологий

для

визуализации химических процессов и создания виртуальных лабораторий.

Обратная связь и рефлексия: Регулярное обсуждение результатов работы,

анализ успехов и ошибок, корректировка подходов.

Такой

подход

позволяет

сохранить

баланс

между

репродуктивной

и

творческой деятельностью, что способствует всестороннему развитию учащихся,

формированию их научного мировоззрения и творческих способностей.

В современной школе химическое образование сталкивается с рядом

актуальных вопросов и проблем, которые требуют комплексного подхода и

инновационных решений. Так, например, многие школы испытывают дефицит

современных

учебников

и

лабораторного

оборудования,

что

ограничивает

возможности проведения практических занятий. Не все преподаватели обладают

необходимыми

знаниями

и

навыками

для

эффективного

преподавания

современной химии. Со стороны обучающихся химия часто воспринимается как

сложный

и

абстрактный

предмет,

поэтому

необходимо

формировать

положительный имидж дисциплины. Необходимо интегрировать химию с другими

науками (физикой, биологией, экологией), чтобы демонстрировать взаимосвязи

между различными областями знаний и практического применения химических

процессов. Положительное влияние окажет организация кружков, олимпиад и

других мероприятий для применения школьниками теоретических знаний на

практике и развития уверенности в своих силах. Это поможет учащимся осознать

важность химии в решении современных экологических проблем человечества.

Активное участие родителей в образовательном процессе также может создать

дополнительную мотивацию для учеников.

Решение

этих

вопросов

требует

совместных

усилий

государства,

образовательных учреждений и общественности для создания эффективной

системы химического образования.



В раздел образования