Автор: Ревенко Любовь Николаевна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ "ШКОЛА № 52 ИМЕНИ ОЛЬГИ КАЧУРЫ Г.О.ГОРЛОВКА"
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальные вопросы современного естественно-научного образования"
Дата публикации: 26.05.2025
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 52 ИМЕНИ ОЛЬГИ КАЧУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Актуальные вопросы современного
естественно-научного образования
Учитель химии и биологии
Ревенко Любовь Николаевна
Роль химии в жизни современного общества невозможно переоценить. Эта
наука лежит в основе многих ключевых отраслей промышленности и технологий.
Благодаря химии мы получаем материалы для изготовления транспорта,
одежды, техники и обуви. Пластмассы, синтетические волокна и другие вещества,
полученные химическим путём, стали неотъемлемой частью нашей повседневной
жизни.
Химики разрабатывают новые лекарственные препараты. Без химических
исследований невозможно представить себе создание вакцин, антибиотиков и
других жизненно важных медикаментов.
Современные
космические
корабли
и
ракеты
используют
химические
технологии
для
своего
функционирования.
От
горючего
до
материалов
конструкций и двигателей – всё это результат химических исследований.
Химические процессы используются для производства продуктов питания.
Консерванты, красители, ароматизаторы и другие добавки – всё это продукты
химической промышленности.
Химические технологии позволяют очищать воду и воздух, утилизировать
отходы и минимизировать негативное воздействие на природу.
Химические удобрения и пестициды помогают повысить урожайность и
защитить
растения
от
вредителей,
что
способствует
продовольственной
безопасности.
Каждый день появляются новые химические вещества и материалы, которые
делают нашу жизнь удобнее и безопаснее. Химия – это фундаментальная наука, без
которой невозможно представить развитие современного общества.
Химия является комплексной наукой, которая способствует формированию
научного
мировоззрения,
интеллектуального
развития
обучающихся,
формированию у них общечеловеческих качеств и экологического мышления.
Химия предоставляет учащимся возможность проводить эксперименты, что
способствует
развитию
навыков
научного
исследования.
Это
помогает
формировать у них понимание методологии научного познания и прививает
интерес к исследовательской деятельности.
Химические эксперименты и задачи, которые решают учащиеся, часто имеют
практическую направленность. Это позволяет им видеть реальное применение
теоретических знаний, что усиливает их мотивацию к обучению и пониманию
предмета.
В процессе изучения химии учащиеся сталкиваются с различными задачами и
проблемами,
требующими
анализа
и
поиска
решений.
Это
развивает
их
критическое мышление и способность к логическому рассуждению.
Изучение
химии
способствует
расширению
кругозора,
развитию
аналитических
способностей
и
умению
работать
с
большими
объемами
информации. Это помогает формировать целостное представление о мире и
процессах, происходящих в нём.
Через изучение химических процессов и явлений учащиеся знакомятся с
основными принципами и законами природы. Это способствует формированию у
них
научного
мировоззрения,
основанного
на
объективных
знаниях
и
доказательствах.
Кроме этого многие методы обучения химии включают групповую работу и
проектную деятельность. Это развивает у учащихся навыки сотрудничества,
умение вести диалог и представлять результаты своей работы.
Для достижения таких глобальных целей в обучении химии активно
используются
современные
технологии,
такие
как
проблемное
обучение,
исследовательские проекты и интерактивные методы. Это делает процесс обучения
более увлекательным и эффективным.
Таким образом, химия не только как наука о веществах и их превращениях, но
и как мощный инструмент интеллектуального и личностного развития учащихся,
играет важную роль в формировании их научного мировоззрения.
Химия по своей сути является теоретико-экспериментальной наукой. Это
означает, что она объединяет в себе как теоретические исследования, так и
практическую экспериментальную работу. Такое сочетание позволяет глубже
понять природу химических процессов и явлений.
Так теоретическая химия включает изучение строения вещества; разработку
химических теорий и моделей, описание химических реакций, систематизацию
знаний о веществах и их свойствах.
Экспериментальная химия позволяет проверять теоретические гипотезы,
изучать свойства веществ на практике, наблюдать химические реакции, развивать
исследовательские навыки, формировать научное мировоззрение.
Школьный химический эксперимент играет особую роль в образовательном
процессе, так как обеспечивает наглядную связь теории с практикой, развивает
наблюдательность и аналитическое мышление, формирует практические умения и
навыки работы с оборудованием, способствует лучшему усвоению теоретического
материала,
стимулирует
познавательный
интерес
к
предмету,
развивает
самостоятельность и исследовательские способности, учит планировать работу и
анализировать результаты.
Однако стоит иметь в виду, что химический эксперимент выполнит свою
учебную функцию только в том случае, если будет стимулировать и развивать
мышление, формировать абстрактное мышление, будет пробуждать в детях
интерес к химии, будет учить их наблюдать. А иначе химические опыты
превратятся в развлечение, и не станут эффективным инструментом обучения,
способствующим глубокому пониманию предмета и развитию важных навыков у
учащихся. Дистанционное обучение, широко внедряемое сегодня в практику,
представляет определённые сложности для химии, так как познание науки связано
с практическими экспериментами. Существуют способы, которые позволяют
минимизировать эти трудности и сделать дистанционное изучение химии более
эффективным, но абсолютно согласиться с ними не могу. Как же почувствовать
запах веществ, ощутить тепловые эффекты реакции, наконец, испытать чувство
самосохранения при работе с лабораторным оборудованием и веществами? При
дистанционном обучении обучающиеся этих ощущений лишены, хотя будет
довольно зрелищно при использовании виртуальной лаборатории.
При
изучении
химии
для
оптимизации
сочетания
репродуктивной
и
творческой деятельности на уроках важно использовать комплексный подход,
который позволит эффективно развивать как теоретические знания, так и
творческие способности учащихся. Вот несколько методов и приёмов, которые
могут быть использованы:
Репродуктивная деятельность:
Объяснение нового материала: Традиционное объяснение нового материала с
использованием наглядных пособий и демонстраций.
Репродуктивные задания: Задачи и упражнения на закрепление теоретических
знаний, повторение формул и реакций.
Лабораторные работы: Выполнение стандартных лабораторных работ под
руководством учителя.
Контрольные работы и тесты:
Проверка усвоения материала через
контрольные работы и тесты.
Работа
с
учебниками
и
дополнительной
литературой:
Чтение
и
конспектирование материала.
Творческая деятельность:
Проблемное обучение:
Создание проблемных ситуаций, требующих от
учащихся самостоятельного поиска решений.
Проектная деятельность:
Выполнение исследовательских проектов, где
ученики самостоятельно выбирают тему и методы исследования.
Творческие задания:
Создание химических кроссвордов и ребусов.
Написание химических сказок и стихов.
Разработка собственных экспериментов.
Игровые методики:
Химические викторины и квесты.
Ролевые игры, где ученики моделируют химические процессы.
Художественное отражение:
Рисование химических элементов и реакций.
Создание моделей молекул и кристаллических решёток.
Исследовательские задачи: Задачи, требующие анализа и синтеза информации,
формулирования гипотез и их проверки.
Примеры интеграции:
Междисциплинарные проекты: Проекты, включающие элементы химии и
других наук (физика, биология, экология).
Использование
ИКТ:
Применение
интерактивных
технологий
для
визуализации химических процессов и создания виртуальных лабораторий.
Обратная связь и рефлексия: Регулярное обсуждение результатов работы,
анализ успехов и ошибок, корректировка подходов.
Такой
подход
позволяет
сохранить
баланс
между
репродуктивной
и
творческой деятельностью, что способствует всестороннему развитию учащихся,
формированию их научного мировоззрения и творческих способностей.
В современной школе химическое образование сталкивается с рядом
актуальных вопросов и проблем, которые требуют комплексного подхода и
инновационных решений. Так, например, многие школы испытывают дефицит
современных
учебников
и
лабораторного
оборудования,
что
ограничивает
возможности проведения практических занятий. Не все преподаватели обладают
необходимыми
знаниями
и
навыками
для
эффективного
преподавания
современной химии. Со стороны обучающихся химия часто воспринимается как
сложный
и
абстрактный
предмет,
поэтому
необходимо
формировать
положительный имидж дисциплины. Необходимо интегрировать химию с другими
науками (физикой, биологией, экологией), чтобы демонстрировать взаимосвязи
между различными областями знаний и практического применения химических
процессов. Положительное влияние окажет организация кружков, олимпиад и
других мероприятий для применения школьниками теоретических знаний на
практике и развития уверенности в своих силах. Это поможет учащимся осознать
важность химии в решении современных экологических проблем человечества.
Активное участие родителей в образовательном процессе также может создать
дополнительную мотивацию для учеников.
Решение
этих
вопросов
требует
совместных
усилий
государства,
образовательных учреждений и общественности для создания эффективной
системы химического образования.