Автор: Елькина Ольга Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №119" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие в родителями воспитанников с ОВЗ в организации трудовой деятельности в домашних условиях для формирования успешного социального развития"
Дата публикации: 26.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие в родителями воспитанников с ОВЗ в организации трудовой
деятельности в домашних условиях для формирования успешного социального
развития
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве.
Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное
детство – это уникальное время, когда ребенку всё интересно – он открывает для
себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в
жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не
задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь,
что – то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться
не будет.
На основе вышесказанного была сформулирована цель:
Вовлечь родителей
воспитанников с ОВЗ в организацию трудовой деятельности в домашних условиях
для формирования успешного социального развития.
Сформулированы задачи:
Повысить компетенцию родителей в вопросах формирования трудового
воспитания детей с ОВЗ.
Привлечь родителей к активной позиции в вопросах формирования трудовых
навыков у детей.
Стимулировать родителей к обратной связи с педагогами.
Выявить трудности, возникающие в процессе формирования трудовых
навыков в домашних условиях.
Свою работу я начала с обновления и пополнения развивающей предметно –
пространственной среды оборудованием и инвентарём. В уголке дежурства
появились новые фартуки и колпаки, также обновили фартуки для хозяйственно –
бытового труда, появились новые метла и совок для мусора, лейка и пульверизатор
для комнатных цветов, для работы на участке обновлены грабли и лопатки. Также у
нас в раздевалке появилась пробковая доска для информации родителей по
трудовому воспитанию.
Весь инвентарь и оборудование находятся в доступном для детей месте.
Оборудование и инвентарь соответствуют возрасту и имеют привлекательный вид –
всё это радует детей, способствует формированию трудовых навыков, мотивирует
детей, вызывает эстетическое удовольствие.
Так как у детей
с нарушением интеллекта трудно воспринимать словесные
инструкции, разработала алгоритм, которые помогают детям лучше воспринимать
материал.
Для формирование простейших трудовых навыков через занятия хозяйственно –
бытовым трудом по каждой лексической теме разработано трудовое поручение.
Формирование навыков
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии,
что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а
также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он
способствует
формированию
таких
качеств,
как
сообразительность,
наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует
восприятие.
В
труде
воспитываются
устойчивость
поведения,
дисциплинированности,
самостоятельность,
развивается
инициатива,
умение
преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Работа в моей группе по трудовому воспитанию организована форме дежурства и
трудовых поручений. При формировании трудовых навыков я основываюсь на
индивидуальных особенностях детей.
При формировании трудовых навыков по хозяйственно – бытовому труду
систематически отрабатываются такие навыки как уборка на участке (от скошенной
травы, листьев, снега), расправление кровати, уход за одеждой (сушим рукавицы),
мытьё игрушек, организация рабочего места и т.д. Здесь я использую такую форму
работы как трудовое поручение. (Например: Ребята, давайте поможем няне
расправить кроватки. Или пришли с прогулки, рукавицы мокрые. Даём детям
инструкцию – рукавицы на батарею.) Дети с удовольствием дежурят, выполняют
поручения,
так
как
они
себя
чувствуют
полезными
и
значимыми.
При
формировании трудовых навыков у детей, должна быть ситуация успеха,
необходимо хвалить детей за проделанную работу.
На стенде в раздевалке я информирую родителей о новых трудовых навыках,
которые
формировались
в
детском
саду
на
протяжении
недели.
Дети
с
удовольствием подводят родителей к доске и показывают, что они делали на этой
неделе.
В мессенджере «Сферум» я информирую родителей о проделанной работе и
предлагаем выполнить трудовое поручение.
Чтобы формирование трудовых навыков было непрерывно, полученные навыки
необходимо
закреплять
в
домашних
условиях.
С
родителями
проводилось
родительское собрание, один из вопросов был посвящён трудовому воспитанию.
Также проводилось анкетирование, результаты которого показали, что для
родителей это важно и значимо.
Обратную связь от родителей я получаю в виде фотографий и видео.
По результатам работы я вижу положительную динамику по формированию
трудовых навыков у детей и
вовлечению родителей воспитанников с ОВЗ в
организацию трудовой деятельности в домашних условиях.