Напоминание

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Закрепление.


Автор: Запыкина Надежда Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Закрепление.
Дата публикации: 26.08.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и

определительными. Закрепление.

ЦЕЛЬ: закрепить знания по теме « СПП с придаточными определительными и

изъяснительными»

ЗАДАЧИ:

1. Формирование умений находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП;

способы их связи с главным предложением.

2.

Развивать

у

учащихся

умения

различать

и

сопоставлять

СПП

с

придаточными

определительными и изъяснительными.

3. Развивать у учащихся навыки употребления СПП с придаточными определительными и

изъяснительными в монологической и диалогической речи, определять их стилистическую роль в

тексте.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы и методы организации деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная, парная,

групповая.

Применяемые технологии: личностно-ориентированные, информационные, сотрудничество в

группе.

Оборудование и материалы к уроку

-листы ученика для оценивания,

- тесты для индивидуальной работы обучающихся,

-проектор,

-экран,

- доска

Ход урока

1.

Организационный момент. Притчу читает учитель.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с

камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

«Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У

второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно

выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А

я принимал участие в строительстве храма!»

Фронтальная беседа по вопросу:

- Ребята, какой храм мы будем строить на уроке? (высказывания детей).

Учитель: Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»!

Пусть урок принесет вам новые открытия, успехов вам!

2.Актуализация знаний. Работа в парах. Взаимооценивание (по критериям на доске:

5правильных ответов =5; 4=4;3=3;2=2)

Задание: дети получают карточки с ранее изученным теоретическим материалом, в котором

допущены ошибки. Нужно найти 5 ошибок и исправить. Затем на

слайде 1

появляется

правильный текст, и дети проводят проверку.

СПП - вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части:

главную и придаточную. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы. СПП – это

сложное предложение, простые в составе которого связаны подчинительными союзами. Союзы

могут

быть

членами

предложения.

Существует

4

типа

СПП:

определительные,

дополнительные,

изъяснительные,

обстоятельственные.

Определительные

придаточные

предложения отвечают на вопросы определения. Изъяснительные придаточные отвечают на

глагольные вопросы.

3.Определение темы и постановка целей. Работа в группах.

Задание: дети разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточки с

зашифрованной темой (слова записаны задом наперед).

Еынчотадирп еыньлетиледерпо, еыньлетинсяъзи. Еинелперказ.

Тема определяется и записывается в тетрадь. Дети ставят цели на урок, озвучивают их или

записывают в тетрадь.

4.Работа по теме урока.

А) Работа в группе. Проверка по эталону на

слайде 3

. Оценивание по критериям на доске.

Задание: прочитать предложения на

слайде 2

. Определить СПП с придаточными

изъяснительными.

1.

В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.И

2.

Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

3.

На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4.

Затем она стала расспрашивать, где я работаю.И

5.

Я спросил, есть ли у него учебник.

6.

Я полюбил эту маленькую окрашенную улицу и был уверен, что она самая живописная в

мире.И

7.

Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной.И

8.

Снова стало слышно, как ручей гремит на дне пропасти.И

Б) Работа в парах по карточке. Выполнение задания, проверка. Оценивание по критериям

на доске.

Задание: Найти СПП с придаточными определительными и выписать их номера (5 штук).

1) В ясный весенний день ранним утром мы собирались на охоту. 2)Я надел кожаную куртку,

длинные охотничьи сапоги и с гордостью поглядывал на приятеля, который был в обыкновенном

костюме, стареньком шерстяном свитере, полотняной рубашке.3) Мы вышли из дома и пошли

вдоль песчаного берега реки , который соединял деревню с большим лиственным лесом. 4)

Быстрота, резкость, точность, внезапность соколиной охоты связаны с тобой основной пищей,

которой кречет питается на воле. 5) Собака попятилась и нехотя скрылась от осиного роя в

ельнике, где время от времени слышалось её приглушенное ворчание. 6)Гусиный крик, который

всколыхнул тишину раннего утра, разнесся над рекой, лугом и улетел в поле и лес. 7)А вот

низенький бабушки домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца. 8) Пчелиная пасека

находилась далеко за деревней.

В) Работа в парах. Проверка по эталону на

слайде 4

. Оценивание по критериям.

Задание: из 2х простых предложений составить СПП с придаточным определительным.

1)Часто в поезде происходят интересные разговоры. Их не услышишь даже в кругу друзей. 2) Я

подошёл к дому. Во дворе было много народа. 3) Стояла глубокая ночь. Её тишину нарушали

только идущие вдали поезда. 4) Мы смотрели в морскую даль. Там мелькают силуэты

пассажирских судов. 5) Лучшим местом на земле называл К. Паустовский холм под стеной

Святогорского монастыря на Псковщине. Там похоронен Пушкин. 6) Стоит чаще говорить об

очевидных ошибках прошлого. Их повторение может жестоко отозваться на благосостоянии

потомков

Г) Работа в группах. Оценивание по критериям. Проверка по эталону.

Слайд 6.

Задание: Соедините половинки СПП. Выделите главные и придаточные предложения.

Определите вид придаточного.

Слайд 5

1. Николай и не заметил,

1. Установилась теплая,

солнечная

2. Которая бывает в начале

сентября, погода

2. Тихо шелестящих под

ветром

3. Воздух пропитан ароматом

трав,

3. Что стало светать

Д) Индивидуальная работа. Тест. Взаимооценка.

Задание: каждый ребенок получает тестовое задание. Индивидуально прорешивает. Происходит

обмен работами. Дети проверяют друг у друга и оценивают по критериям на

слайде 7

ТЕСТ

1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.

2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в нашей памяти.

3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событиям, которые происходили на прошлой

неделе.

4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

2.Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.

3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…

4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

3. Определите вид придаточного в предложении: Счастье достаётся тому, кто много

трудится._________

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны

стоять запятые в предложении:

Пел он старинную(1)русскую песню(2) слушать(3) которую без волнения (4) было невозможно.

1)2 2)1,2 3) 1.3 4)2,4

5. Укажите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Вдруг рванул ветер с такой силой, что чуть не вырвал у Егорушки узелок и рогожку.

2) Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в душе его.

3) Он оглянулся и увидел в конце улицы угол дома, где он только что жил минувшим.

4) После чаю молодёжь пошла в диванную, в свой любимый уголок, где проходили все

задушевные беседы.

5. Рефлексия. Выставление оценок на основе проведенного оценивания во время урока

(считаются все оценки и среднеарифметический результат выставляется в журнал).

А) Фронтальный опрос.

Слайд 8

1.

С какими типами придаточных мы с вами сегодня работали?

2.

Какие придаточные называются изъяснительными?

3.

Какие придаточные называются определительными?

4.

Где относительно главного могут располагаться придаточные изъяснительные и

придаточные определительные?

5.

В каком стиле чаще всего используются придаточные изъяснительные, а в каком –

придаточные определительные?

Б) Дети высказываются, получилось ли достигнуть поставленных целей.

6.

Д/з на выбор.

Слайд 9

1.

Выписать из романа в стихах «Евгений Онегин» 5 предложений на тему нашего урока.

Определить вид придаточного.

2.

Составить опорную схему по теме: «СПП с придаточным определительным

и изъяснительным»

3.

упр 122 («3»)



В раздел образования