Напоминание

«Эффективные дидактические игры для развития речевых навыков у детей с ТНР»


Автор: Волошина Анна Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ №125 "Аленький цветочек" г.о. Мариуполь, ДНР
Населённый пункт: г. Мариуполь, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: «Эффективные дидактические игры для развития речевых навыков у детей с ТНР»
Дата публикации: 26.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Эффективные дидактические игры

для развития речевых навыков у детей с ТНР»

Автор: Волошина Анна Вячеславовна, воспитатель,

ГКДОУ «Детский сад №125 «Аленький цветочек»

г.о. Мариуполь» ДНР

г. Мариуполь, Донецкой Народной Республики

Дидактические игры являются важным инструментом для развития речевых

навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Они помогают

заинтересовать ребенка, вовлечь его в активное взаимодействие и создать

благоприятную атмосферу для обучения.

Ниже представлены некоторые эффективные дидактические игры и

упражнения, которые можно использовать для развития речи у детей с ТНР.

1. «Сказочный мешок»

Цель: Развитие словарного запаса, улучшение артикуляционных навыков.

Описание:

- Подготовьте мешок или коробку с разными предметами или картинками.

- Попросите ребенка достать предмет и рассказать о нем (что это, как называется, для чего

нужно).

- Можно добавить задание на составление предложения с использованием этого слова.

2. «Угадай слово»

Цель: Развитие навыков описания, расширение словарного запаса.

Описание:

- Ребенок выбирает слово (например, из картинки) и описывает его, не называя. Остальные дети

пытаются угадать, о каком предмете идет речь.

- Можно включить элементы ролевых игр: один ребенок рассказывает о своей «профессии», а

другие задают вопросы.

3. «Кто где живет?»

Цель: Формирование понятий о животных, местах их обитания и развитие грамматических

навыков.

Описание:

- На карточках изображены различные животные и их жилища (дом, лес, река и т.д.).

- Ребенок должен соединить карточки. После этого можно попросить его рассказать, где живет

каждое животное и что оно ест.

4. «Словесный конструктор»

Цель: Развитие грамматического строя речи и креативного мышления.

Описание:

- На карточках пишутся различные слова (существительные, глаголы, прилагательные).

- Дети по очереди тянут карточку и должны составить предложение, используя выпавшее слово

(например, «Мама готовит пирог»).

- Можно усложнить игру, добавляя требования к структуре предложений (например, состоящее

из трех слов, с прилагательным и т.д.).

5. «Картинки на палочках»

Цель: Развитие связной речи и выражения мыслей.

Описание:

- Предоставьте детям палочки с прикрепленными к ним картинками, изображающими различные

действия или предметы.

- Ребенку нужно выбрать три картинки и придумать рассказ, в котором будут использованы все

три картинки (например, «Я вижу кота, который ловит мышку, а потом играет с мячом»).

6. «Речевые истории»

Цель: Развитие воображения и навыков связной речи.

Описание:

- Организуйте групповую сказку, где каждый ребенок добавляет одну фразу. Начнется с

предложения, например, «Однажды в лесу жил заяц…», а следующий продолжает и т. д.

- Это помогает детям развивать креативность и улучшать навыки слушания и восприимчивости к

речи.

7. «Скажи наоборот»

Цель: Развитие понимания антонимов и синонимов.

Описание:

- Педагог называет слово, а дети должны ответить словом с противоположным значением.

Например, «большой — маленький».

- Можно использовать карточки с картинками, чтобы сделать игру более наглядной и понятной.

8. «Рифмовка»

Цель: Развитие фонематического слуха и чувства ритма.

Описание:

- Педагог произносит слово, а дети должны придумать к нему рифмы. Например, «кот» — «вот»,

«лот», «пот» и т.д.

- Можно использовать рифмованные стихи или песни, чтобы сделать игру более увлекательной.

9. «Музыкальная пауза»

Цель: Улучшение артикуляции и фонематического восприятия.

Описание:

- Включите музыку и предложите детям танцевать. Когда музыка останавливается, педагог

называет слово, и дети должны замереть и произнести это слово.

- Можно добавлять дополнительные задания, например, произносить слово с определенной

интонацией или повторять его по слогам.

10. «Животные на звуки»

Цель: Развитие фонематического слуха и ассоциативного мышления.

Описание:

- Педагог издает звуки животных, а дети должны угадать, какое животное издает этот звук. Затем

они могут попытаться изобразить животное и объяснить, где оно живет и что ест.

Эти дидактические игры могут быть адаптированы для работы с детьми с

различными типами нарушений речи и могут использоваться как в

индивидуальных занятиях, так и в групповых. Важно помнить, что каждая

игра должна быть увлекательной и интерактивной, чтобы поддерживать

интерес ребенка к обучению и развитию речевых навыков. Регулярная

практика с использованием таких игр может значительно улучшить

речевые способности детей с ТНР.



В раздел образования