Автор: Спиридонова Надежда Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ " Средне-Кушкетская СОШ им. О.Н. Исаева"
Населённый пункт: Средний Кушкет
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: " Налоговые вычеты и налоговые льготы" 10 класс
Дата публикации: 26.09.2023
Раздел: полное образование
Тема: Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет
ФИО учителя: Спиридонова Надежда Александровна
Предмет: элективный курс «Основы финансовой грамотности»
Тип : Изучение нового материала
Форма: групповая
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.
Приемы: Работа с текстом, «Шестиугольное обучение», групповая работа.
Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков
для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами
Предметные:
-актуализация опорных знаний;
-перенос знаний в новые условия.
Метапредметные
а) познавательные:
- способствовать развитию компетентности старшеклассников в области
экономики и политологии;
- способствовать развитию у учащихся компетенций сравнения, группировки,
анализа и синтеза;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием предложенных возможностей интернета, текстов, газет и т.
д.
б) регулятивные:
- содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль и
взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и
сохранять учебную задачу.
в) коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства,
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание;
Личностные:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
- воспитание приверженности к демократическим ценностям;
Базовые понятия темы: налоги, ставка налога, объе
́
кт нало
́
гообложе
́
ния,
налоговая
база,
нало
́
говый
пери
́
од,
налоговая льгота,
налоговый
вычет,
транспортный налог, земельный налог, подоходный налог, налог на имущество.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Оборудование: компьютер учителя, видеоматериал, словарь урока, раздаточный
материал, тетради.
УМК:
Ю.Брехова, А.Алмосов,
Д.Завьялов . «Финансовая грамотность».
Инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по
финансовой
грамотности
в
образовательных
организациях(среднее
общее
образование) Москва, Витапресс,2014г.
Ход урока
1.
Организационный момент .
Учитель: Добрый день! Я очень рада видеть вас на очередном своем уроке..
Давайте мы улыбнемся друг другу и нашим гостям
2.
Этап мотивации
Начать наш сегодняшний разговор я хочу с цитаты
«Люди понимают, что без налогов не обойтись, но всегда есть возможность не
заплатить – отчего же?»
Дж. Голсуорси
Учитель:
Давайте вспомним, для чего же нужны налоги? ( пополняется государственный
бюджет)
- а разве можно не платить налоги?
3. Постановка цели и задач
( Оказывается можно, тема нашего урока Налоговые вычеты, или как вернуть
налоги в семейный бюджет? )
Каковы будут цели нашего урока
Цель урока: определить, в каких случаях можно вернуть в семейный бюджет
уплаченные ранее налоги
1)
Изучение нового материала
Учитель: грамотный налогоплательщик не только исправно выполняет свои
налоговые обязательства, но и пользуется правами на снижение налогооблагаемой
базы в случаях, предусмотренных налоговым законодательством. Уменьшить
размер личных налогов можно, воспользовавшись налоговыми льготами.
Налоговая льгота — право налогоплательщика на частичное или полное
освобождение
от
уплаты
налога,
предусмотренное
налоговым
законодательством.
От уплаты подоходного налога освобождаются следующие виды доходов;
(заполнение пазла)
- - пенсии
- алименты
- поступления от благотворительной помощи
-доходы от личного подсобного хозяйства
- доходы от продажи недвижимости, если она была в собственности более 3 или
пяти лет
Кроме
этого,
у
налогоплательщиков
есть
возможность
воспользоваться
налоговыми вычетами.
Налоговые вычеты — сумма, на которую уменьшается налоговая база по
подоходному налогу в определённых законом случаях.
Выделяют стандартные,
социальные,
имущественные
и профессиональные
налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право
воспользоваться одновременно несколькими видами налоговых
вычетов.
Задание: Ребята сейчас мы с вами будем работать в группах. Все вы видите, что у
нас есть пустые пазлы, нам надо их заполнить
Первая группа – Изучить стандартные и социальные налоговые вычеты.
Заполнить пазлы и объяснить второй группе суть этих двух налоговых вычетов.
Вторая группа_ изучить имущественные и профессиональные налоговые
вычеты. Заполнить пазлы и объяснить второй группе суть этих двух налоговых
вычетов
5 Обобщение результатов решение практической ситуации
Видео . Решение задач
Задача 1.
В 2016 г. Иванов оплатил курс своего лечения в больнице на сумму 100 000 руб.
Также он по предписанию врача купил медикаменты на сумму 20.000 руб
(купленные медикаменты входили в список
препаратов, разрешённых для
вычета). В 2016 г. этот гражданин зарабатывал 50 000 руб. в месяц и уплачивал
налог на доходы физических лиц. Определите сумму налога, подлежащую
возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское
обслуживание.
Решение
Размер социального налогового вычета на лечение составит 120 тыс. руб. Сумма
налога, подлежащая возврату из бюджета в рамках данного вычета, составит:
120 000 • 13% = 15 600 руб.
Задача 2.
В 2017 г. Олег оплатил своё обучение в вузе в размере 100 тыс. руб. и лечение
зубов в размере 50 тыс. руб. В 2017 г. Олег зарабатывал 50 тыс. руб. в месяц.
Определите сумму налога, подлежащую возврату и з бюджета в рамках
социального налогового вычета на медицинское обслуживание и обучение.
Решение.
Сумма социальных налоговых вычетов не может превышать 120 тыс. руб.
Поэтому сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в рамках социального
налогового вычета на медицинское обслуживание и обучение, составит:
120 000 • 13% = 15 600 руб.
Задача 3.
Штатный сотрудник Иванов И.И. имеет оклад 15 000 руб. У него трое детей –
иждивенцев. Рассчитайте сумму НДФЛ и заработную плату к выдаче за месяц.
Решение: Налоговая база (НБ)– 15000 руб.
Стандартные налоговые вычеты (НВ
ст
) – 1400*2+3000= 5800 руб.
Налог на доходы физических лиц (Н
13%
) – (15000-5800) *13%= 1196 руб.
Зарплата к выдаче (З
выд
)- 15000-1196=13804 руб.
Задача 4.
Иванов И.И. получает зарплату в размере 30 тысяч рублей. Он оплатил учебу
сына в университете в размере 50000 рублей, а также проходил лечение на 65000
рублей.
Рассчитайте социальный налоговый вычет.
Решение:
Налоговая база (НБ) – 30000*12=360000 руб.
Социальный налоговый вычет (НВсоц) – 50000+65000*0,13 = 14950 рублей.
Задача 5.
Гражданин Иванов И.И. приобрел квартиру за 2500000 рублей. За год он
заработал 400000 рублей, уплатив с них подоходный налог.
Рассчитайте
налоговый вычет за год, а также остальную сумму вычета, которая перейдет на
следующие налоговые периоды.
Решение: Имущественный налоговый вычет за год (НВим) – 400000*0,13=52000
руб.
Остальная сумма вычета – 2500000-400000=2100000 руб.
Задача 6.
Гражданин Иванов создал авторский видеокурс по начислению заработной платы.
По итогам года в качестве платы за пользование видеоматериалами им было
получено 123 500 рублей. В соответствии со ст. 221 НК по видеофильмам ставка
профессионального вычета равна 30%. Рассчитайте налоговый вычет и НДФЛ,
подлежащий оплате после применения вычета.
Решение: Профессиональный налоговый вычет (НВпроф) - 123 500*30%=37 050
руб.
Налоговая база (НБ) – 123 500-37 050=86 450 руб
НДФЛ, подлежащий уплате после применения вычета: 86 450*0,13=11 239 руб.
6. Рефлексия
«Релаксация»
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе
потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
7, Домашнее задание
Я вам дарю буклеты, чтобы они стали помощниками в вашей взрослой жизни.
Закончить наше занятие хочу словами
Великая императрица, Екатерина II. Великая женщина. Канцлер императрицы
Никита Иванович Панин писал: « Ни одна пушка в Европе не выстрелит без
позволения России. Никогда еще за всю свою историю Государство Российское
не достигало такого могущества. А произошло это потому, что Екатерине II
удалось привести в порядок налоговую систему страны. Завершить наше занятие
я снова хочу цитатой.
Будьте достойными гражданами нашей Великой страны!
Благодарю за работу.
Список литературы
1.
Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11
классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
2.
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-
экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 176 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
3.
Задача 1.
В 2016 г. Иванов оплатил курс своего лечения в больнице на сумму 100 000 руб.
Также он по предписанию врача купил медикаменты на сумму 20.000 руб
(купленные медикаменты входили в список
препаратов, разрешённых для
вычета). В 2016 г. этот гражданин зарабатывал 50 000 руб. в месяц и уплачивал
налог на доходы физических лиц. Определите сумму налога, подлежащую
возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское
обслуживание.
Задача 2.
В 2017 г. Олег оплатил своё обучение в вузе в размере 100 тыс. руб. и лечение
зубов в размере 50 тыс. руб. В 2017 г. Олег зарабатывал 50 тыс. руб. в месяц.
Определите сумму налога, подлежащую возврату и з бюджета в рамках
социального налогового вычета на медицинское обслуживание и обучение.
Задача 3.
Штатный сотрудник Иванов И.И. имеет оклад 15 000 руб. У него трое детей –
иждивенцев. Рассчитайте сумму НДФЛ и заработную плату к выдаче за месяц.
Задача 4.
Иванов И.И. получает зарплату в размере 30 тысяч рублей. Он оплатил учебу
сына в университете в размере 50000 рублей, а также проходил лечение на 65000
рублей.
Рассчитайте социальный налоговый вычет.
Задача 5.
Гражданин Иванов И.И. приобрел квартиру за 2500000 рублей. За год он
заработал 400000 рублей, уплатив с них подоходный налог.
Рассчитайте
налоговый вычет за год, а также остальную сумму вычета, которая перейдет на
следующие налоговые периоды.
Задача 6.
Гражданин Иванов создал авторский видеокурс по начислению заработной платы.
По итогам года в качестве платы за пользование видеоматериалами им было
получено 123 500 рублей. В соответствии со ст. 221 НК по видеофильмам ставка
профессионального вычета равна 30%. Рассчитайте налоговый вычет и НДФЛ,
подлежащий оплате после применения вычета.