Автор: Антонова Анастасия Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Богашевская СОШ им. А.И.Федорова" Томского района
Населённый пункт: с.Богашево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический совет "Эмоциональное выгорание"
Дата публикации: 26.09.2023
Раздел: начальное образование
Методическая разработка тематического педсовета
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Перед входом участники выбирают себе геометрическую фигуру : прямоугольник,
треугольник, зигзаг, квадрат, круг. Когда все участники собрались в зале нужно
попросить их, чтобы «круги», «квадраты» и т.д. сели в отдельные группы. Затем зачитать,
что обозначает каждая фигура.
ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность,
возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость,
низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие
колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи,
непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к
простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу.
Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность.
Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску.
Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий
круг общения, узкий круг близких и друзей.
ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция.
Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная
установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность.
Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление
работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых
вопросах. Остроумие, душа компании.
КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил.
Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие
к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность,
сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в
решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и
знакомых.
КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о
другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие,
склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность.
Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость,
способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому.
Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и
знакомых.
Проведем ИГРУ-ПРИВЕТСТВИЕ «Укрась дерево»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов
приветствия, развитие креативности.
Содержание: Обратите внимание на наше одинокое дерево. В канун самого главного
праздника года я выбрала ёлку. У каждого из вас есть игрушки разного цвета. Я попрошу
вас взять одну из них (любого цвета) и помочь нашей ёлке стать новогодней..
Тех, кто выбрал зеленую игрушку, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Тех, кто выбрал красную - желают общаться.
Желтую - проявят активность.
Помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в
наших руках!
А сейчас разминка.
Упражнение "Поза Наполеона"
Цель: педагоги эмоционально раскрепощаются, настраиваются на работу.
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед
с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: "Раз, два, три!",
каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое
понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали
одинаковое движение.
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали
ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают
агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Тема педсовета – «Эмоциональное выгорание педагогов»
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи,
подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню –
выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий
неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и
только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на
работе.
«Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое
время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как
не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается
чрезмерной потерей энергии, ведет к психосоматической усталости и эмоциональному
истощению, а как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка,
нарушение сна.
Тема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями,
как экономического, так и психологического характера требует от человека любой
профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители
педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают
двойные нагрузки т.к., их труд отличается высокой эмоциональной нагруженностью и
стрессонасыщенностью. У многих педагогов со временем возникают два
взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное выгорание» и
«профессиональная усталость».
Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят
стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и
качество работы.
ЦЕЛЬ нашего педсовета:
- познакомится с таким явлением, как профессиональное выгорание в учительской
среде;
- вспомнить симптомы его проявления;
- разобраться в себе, понять, насколько велик наш запас прочности в отношении
стрессовых факторов;
- найти способы противостоять этим факторам;
Работа в группах №1 – конверт № 1
Стадия «Вызов» (5 мин.)
Как вы понимаете, что такое СЭВ, как проявляется?
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским
психологом Джоржем Х.Фрейденбергом в 1974 году. Он трактовал его как
«угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте»
Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач, определила это
понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая
развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату
понимания и сочувствия по отношению к другим.
Синдром «эмоционального выгорания» представляет собой состояние
эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как
результат хронического неразрешения стресса на рабочем месте.
Как проявляются?
1. Ухудшение отношений с коллегами и родственниками.
2. Нарастающий негативизм по отношению к другим (коллегам, детям….).
3. Утрата чувства юмора.
4. Постоянное чувство неудачи, вины.
5. Повышенная раздражительность (и на работе и дома).
6. Упорное желание переменить род занятия.
7. То и дело возникающая рассеянность.
8. Нарушение сна.
9. Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
10. Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении рабочего дня.
Профессиональное выгорание делится на 3 стадии.
Существует 2 фактора эмоционального выгорания – внешний и внутренний
Сейчас я предлагаю вам определить показатель вашего эмоционального выгорания
( тест)
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О.Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для
себя.
Вопросы
Очень
часто
Часто
Иногда
Редко
Никогда
1. К концу рабочего дня я
постоянно чувствую сильную
усталость
2. К концу рабочего дня я чувствую
эмоциональное и физическое
истощение
3. К концу рабочего дня я чувствую
неосознанное беспокойство
4. К концу рабочего дня я чувствую
повышенную тревожность
5. К концу рабочего дня я чувствую
нервное напряжение
6. Когда я прихожу с работы у меня
не хватает сил на домашние дела
7. После работы дома я очень
раздражительна
8. Я долго не могу заснуть,
из-за переживаний, связанных с
работой
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на
работу
10. Моя работа оказывает
негативное воздействие на мое
здоровье
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по
балльной шкале:
«очень часто» – 4 балла;
«часто» – 3 балла;
«иногда» – 2 балла;
«редко» – 1 балл;
«никогда» – 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все
баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального
выгорания;
суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального
выгорания;
суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального
выгорания.
Каждый увидел свои результаты. Они у всех разные, хотя мы все работаем в одном
учебном заведении, взаимодействуем с одними и теми же участниками образовательного
процесса (администрацией, коллегами, учениками, их родителями), у всех один режим
работы, один функционал, одна система оплаты труда и т.д. Но «выгораем» по – разному.
Значит, мы еще раз убеждаемся, что много зависит от наших личностных особенностей.
Обратите внимание на слайд , где указаны типы личностей, которым угрожает синдром
эмоционального выгорания и соотнесите свойства этих типов личности с собой.
Здесь приведена еще одна типология личностей, наиболее склонных к СЭВ
Какие выводы можем сделать ?
Выводы:
Заботьтесь о своём психическом здоровье.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и
возможностей.
Не забывайте о том, что не только ваши ученики, но и вы сами в не меньшей
степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению вашего
здоровья и психоэмоционального ресурса.
Работа в группах №2 – конверт № 2
Ответить на этот вопрос: Как заботиться о себе? Где человеку черпать ресурсы,
чтобы избежать СЭВ? (используйте ватман, маркеры) – 8 минут
Представление - работы группами.
Ведущие резюмируют и подводят итоги работы.
Итак: все то, что вы назвали, можно разделить на четыре группы ресурсов:
1.
близкие значимые люди (семья),
2.
интересы, увлечения, хобби,
3.
работа,
4.
друзья.
И не секрет, что если что-то преобладает или отсутствует, то мы получаем
дисбаланс, следовательно, мы не можем полноценно восстановиться и становимся более
подвержены СЭВ.
Работа в группах №3 – конверт № 3
Упражнение «Баланс реальный и желаемый».
Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)
Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который
необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите,
тот который нравится, любой.
Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.
Ровно столько занимает ваша работа.
Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье,
помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.
ЗДОРОВЬЕ!
Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете.
Может и нет такого куска.
Самообразование!
В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары,
конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами,
профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные
знания, как их расширяете, как вы это понимаете.
Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых
занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это
просто замечательно!
Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное
время? (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им
!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить
трудности и стрессы.
Исправлять можно. Проверять никто не будет.
Переходим ко второму батону.
А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО,
как бы вы хотели.
Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй
батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.
Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ
Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы
оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос
актуален).
В этом упражнении - Здесь спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
Главное, коллеги, помните, что любой тестовый материал, является коррекционным. Вы
отмечаете, сами оцениваете и диагностировать себя, есть возможность подвинуть эти
границы.
Резюме по балансу
Каждый из нас стремится к обретению своего жизненного баланса:
o
стремиться к балансу в своей профессиональной жизни в пределах каждого
рабочего дня
o
стремиться к балансу между работой, семьей, общением с людьми, игрой и
отдыхом.
Поэтому:
Перестаньте искать в работе спасение. Она — не убежище, а деятельность,
которая хороша сама по себе.
«Сверхактивность» вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в
которой нуждаетесь вы сами.
Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что
поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Важно самим быть в хорошей психологической форме
Бороться стрессом не только можно, а необходимо. Надо только включать всю
свою волю и решимость. Иначе вы будете не только плохо чувствовать себя
психологически, но станете потенциальной мишенью для всех самых неприятных
заболеваний. Боритесь и стресс сдастся на милость победителю.
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
/из «Заповеди психотерапевта»
В педагогической профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным
условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога выступает его умение
вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В
течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических
упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы,
стабильности, уверенности в себе.
Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать
использование цвета:
если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный
цвет;
если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к
внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;
желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд
активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным
Вам поможет зеленый цвет;
голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы
действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции,
используйте синий цвет;
фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо
использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете
себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии. ( возьмите
тот цвет , на который вы себя сейчас ощущаете и раскрасьте елочную игрушку)
Еще один древний способ помочь себе - МУДРЫ
Мудры — это жесты, изменяющие сознание. Они широко используются в восточных
культурах, в том числе в йоге. Йога для пальцев активизирует энергетические потоки,
влияющие на эмоциональное, физическое и ментальное состояние человека. И всё только
благодаря изменению положения пальцев!
Йоги считают, что по пальцам проходят пять энергетических каналов, которые тесно
связаны с органами и системами нашего тела. Каждый палец связан с одним из пяти
элементов стихи
Первый (большой) палец представляет Огонь (Агни).
Второй (указательный) – энергию Воздуха (Ветра).
Третий (средний) – Эфир или Космос.
Четвёртый (безымянный) связывает нас с энергией Земли.
Пятый (мизинец) — это Вода
«Лестница небесного храма» — от депрессии
на физическом плане — помогает при нервных расстройствах в моменты
переутомления, на эмоциональном — улучшает настроение, снимает состояние тоски. Эта
мудра делает человека более собранным, целеустремлённым, наделяет красноречием,
умением убеждать
Мудра «Хакини» — для улучшения памяти
Мудра налаживает связь между правым и левым полушарием. Она помогает
сконцентрироваться и вспомнить забытую информацию
Мудра «Лотос» — для позитивного настроя
Эту комбинацию ещё называют «мудрой счастья». Мудра лотоса взаимодействует
с сердечной чакрой, пробуждая в человеке высшие чувства: любовь, понимание,
милосердие, умение прощать. Практика помогает избавиться от чувства одиночества,
отчаяния, подавленности и улучшает общий психологический фон.
Мудра Земли — для улучшения психоэмоционального состояния
Эта мудра может оказать помощь в моменты нервного срыва, истерики или
сильного стрессового состояния. При регулярном выполнении мудра помогает достичь
гармонии с собой и улучшить самооценку
Мудра жизни — для поднятия тонуса
Эта мудра повышает работоспособность и выносливость, улучшает зрение и общее
состояние. Более того, мудра жизни помогает излечить некоторые глазные заболевания.
Особо рекомендуем использовать её людям, страдающим от бессилия или быстрой
утомляемости и тем, кто подолгу работает за компьютером
Мудра «Черепаха» — для укрепления здоровья
Эта мудра рекомендуется при переутомлении и болезнях сердечно-сосудистой
системы, особенно, при астении и нервном истощении. На эмоциональном плане мудра
приходит на помощь в стрессовых состояниях
Упражнение "Пять добрых слов"
Оборудование: листы бумаги, ручки
Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Задание. Каждый из вас должен:
обведите свою левую руку на листе бумаги;
на ладошке напишите свое имя;
потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа
слева.
В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь
привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на
другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с
"комплиментами".
Обсуждение
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Притча о колодце
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики
прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было
невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно
хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел
его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я
старый колодец, да и ослика заодно закопаю".
Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали
бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но
люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел
следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал
и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался
наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет
посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком,
помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного
выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.
Спасибо за совместную работу. Желаю удачи и хорошего настроения!
Пока готовится проект решения педсовета проведем упражнение Джеффа, подведем итог
нашей работе, дадим оценку нашему педсовету.
Три таблички расположены в трех частях комнаты, на них написано:
«ДА» «НЕТ» «МОЖЕТ БЫТЬ»
Вопросы:
1.
Сегодняшний педсовет был мне полезен. Получены ответы на вопросы,
сформулированные в начале педсовета.
2.
Информация, полученная на педсовете, требует осмысления. Буду изучать
проблему.
3.
Форма проведения педсовета способствовали взаимодействию, сотрудничеству.
Педагоги перемещаются в ту часть зала и к той табличке, с которой они согласны. А
потом каждый из них может высказать свое мнение, почему он выбрал именно эту
табличку.
ПРОЕКТ решения -
•
1.Расширить информированность сотрудников о том, как помочь себе
сохранить профессиональное здоровье и работоспособность, для чего:
•
а) размещать информацию с рекомендациями на сайте лицея,
•
б) выпускать буклеты, постеры, печатать памятки.
•
в) создать информационный стенд «Психология и жизнь».
•
Поддерживать благоприятный психологический климат внутри коллектива:
•
а) оказание достаточной эмоциональной поддержки от коллег и
администрации,
•
б) проведение совместных вечеров, праздников, участие в спортивной жизни
школы,
•
в) организация экскурсий, поездок, отдыха на природе.
•
3. Для желающих педагогов организовать занятия по психологической
разгрузке с использованием телесно-ориентированных методов.