Автор: Андрей Евгеньевич Маянцев
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 28
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика работы с начинающими в классе баяна"
Дата публикации: 26.09.2023
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №28»
Г. Кострома
Методическая разработка
«Методика работы с начинающими в классе баяна»
Выполнил: преподаватель по классу
народных инструментов,
высшей категории
Маянцев Андрей Евгеньевич
2023 год
Методика работы с начинающими в классе баяна.
Обучение игре на баяне, как и на любых других музыкальных инструментах,
определяется положениями педагогики – науки о воспитании, образовании и обучении.
Положения педагогики полностью распространяются и на начальном обучении игре на
инструменте, т.к. оно является частью процесса воспитания, образования и обучения
учащегося. Эти положения говорят о том, что педагог призван не только обучать ученика
игре на инструменте, но и должен решать общепедагогические задачи воспитания.
Начальный период – важнейший из звеньев в процессе обучения учащегося. У него
начинает формироваться отношение к музыке, способность эмоциональной отзывчивости
на музыку, понимание музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных
образов.
С момента прикосновения учащихся к инструменту закладываются основные
исполнительские навыки, а так же определяются методы работы над учебным
материалом. Происходит ознакомление ученика с музыкальной грамотой, а также
развитие его музыкального слуха, чувства ритма, памяти.
В период начального обучения педагог должен проводить свою работу так, чтобы с
первых уроков воспитание учащегося осуществлялось в верном направлении.
И. Гофман придавал большое значение начальному обучению. Он говорил: «Все учителя
знают о необходимости лучшей музыкальной подготовки в ранние годы…Начало – это
дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее…- нужен учитель
основательный, внимательный, бдительный и опытный».
Любовь к музыке педагог должен воспитывать в ученике на лучших образцах
музыкальной классики, народного музыкального творчества. Полезным для учащегося
является посещение концертов, прослушивание записей с последующим их обсуждением,
а также изучение жизни и творчества композиторов.
В учебный план начинающего желательно включать больше обработок народной музыки,
т.к. баян и балалайка - инструменты народные.
Начальное обучение имеет ту особенность, что педагог в работе с учащимися
начинает всё с начала, поэтому, прежде чем приступить к занятиям, выявляются его
музыкальные данные – слух, чувство ритма, память. Обычно это осуществляется в форме
прослушивания. На прослушивании очень важно создать для учащегося обстановку
непринуждённости, доброжелательности, которая бы способствовала полному раскрытию
его способностей.
При проверке слуха надо предложить ученику спеть несколько знакомых ему
песен, при необходимости обратить внимание на интонацию и выразительность
исполнения. Затем следует извлечь на инструменте или голосом отдельные звуки в
пределах детского диапазона и предложить учащемуся спеть их.
Иногда бывает, что ребёнок имеет музыкальный слух, но не умеет интонировать. В таком
случае можно предложить ученику воспроизвести услышанный им тот или иной звук
посредством нажатия клавиши на инструменте, при этом он не должен видеть какую из
клавиш нажимает педагог.
При выявлении чувства ритма учащегося нужно проследить за тем, насколько
ритмично он исполняет песни. Следует также предложить ученику послушать и
запомнить несколько небольших отрывков из различных музыкальных произведений, а
затем простучать их ритмический рисунок карандашом или прохлопать в ладоши.
При проверке памяти надо сыграть на инструменте или спеть одну – две простейшие
мелодии и попросить ученика воспроизвести их голосом.
На прослушивании, вместе с выявлением музыкальных данных, педагог должен обратить
внимание на восприятие, активность, общее развитие учащегося.
Методика проведения первых уроков начального обучения может быть разной,
исходя из индивидуальных особенностей учащихся, их музыкальных данных, но она
должна быть единой в том, чтобы учащийся познал радость приобщения к миру музыки, а
также любовь к инструменту, на котором ему предстоит заниматься. Прежде чем
приступить к игре на инструменте, ученику необходимо получить минимальную
музыкальную подготовку, обогатиться музыкальными впечатлениями, пройти «период
акклиматизации в музыке».
Это особенно касается детей младшего возраста. С ними педагог должен проводить
некоторое время работу, основанную на пении детских и несложных народных песен. При
исполнении их учащемуся нужно следить за чистотой интонирования, ритмической
точностью, выразительностью пения.
Педагогу нужно ознакомить учащегося с историей развития инструмента,
рассказать о выдающихся исполнителях, объяснить устройство инструмента, его
эвукообразование. Для того, чтобы подобные беседы оставляли более глубокое
впечатление у ребёнка, они должны сопровождаться игрой на инструменте или
прослушиванием записей.
Инструмент, на котором занимается учащийся, необходимо содержать в чистоте. И.
Гофман указывал, что, играя на фортепиано с неопрятной клавиатурой, пианист не
добьется полноценных результатов.
Первоочередные задачи педагога:
1.
Постановка аппарата;
2.
Чистое звукоизвлечение;
3.
Знание нот и длительностей;
4.
Совершенное исполнение простых приемов игры на инструменте и расширение их
диапазона;
5.
Игра пьес по нотам, а не наизусть;
6.
Постепенное развитие навыков чтения нот с листа (проигрывание на уроке одной –
двух новых мелодий, можно из учебников сольфеджио).
Изучая нотную грамоту, учащийся должен уяснить принцип нотной записи в
скрипичном и басовом ключах. Чтобы ученик усвоил объясняемый материал, педагогу
следует выписать ноты на нотном стане в поступенном движении. После чего, как
учащийся сможет ориентироваться в написании нот, можно приступать к изучению
длительностей. Педагогу нужно проследить за тем, чтобы ученик не формально усваивал
деление длительности, а имел слуховое ощущение составных частей её. Причём не надо
брать большой объём, а в начале выучить тот диапазон нот, в котором будут исполнены
первые пьесы и упражнения. Например: на балалайке - от Ля первой октавы до МИ
второй, а если ученику 5 -6 или меньше лет, то можно только ЛЯ, СИ, ДО. В дальнейшем
нужно подбирать упражнения и пьески таким образом, чтобы постепенно добавлять 1 2
ноты, доводя их знание до совершенства.
Нужно дать учащемуся понятие о такте, о размере такта, а позже – о метре. В
педагогической практике далеко не всегда уделяется внимание соблюдению метра, что
приводит к искажению характера, а порой и смысла исполняемого.
При изучении правой клавиатуры на баяне педагог объясняет учащемуся деление её на
октавы , расположение белых клавиш в пределах первой октавы. Как только ученик
запомнит расположение их, он будет свободно ориентироваться во всей клавиатуре.
Изучение нот в басовом ключе целесообразно начать после того, как будет хорошо
усвоена запись их в скрипичном ключе. Несоблюдение этой последовательности может
привести к перегрузке ребёнка большим количеством нового учебного материала. Чтобы
не было путаницы при изучении нот, не рекомендуется сравнивать их местонахождение.
Одновременно с изучением нотной грамоты учащийся должен уяснить посадку, установку
инструмента, а также положение рук.
Термин «постановка» обобщает в себе удобную для игры посадку, правильное
положение инструмента, рук и их движение. Постановка – своего рода исполнительский
фундамент. Поэтому ей педагог должен уделять максимум внимания.
Обеспечить удобство игры на инструменте, правильность исполнения можно лишь при
условии, когда все компоненты постановки сольются воедино, когда, по словам
профессора Б. Струве, произойдёт «рациональное приспособление данного организма к
условиям игры». По – этому, приступая к практическим занятиям начального обучения,
педагог не должен допускать никаких отклонений от правильной постановки. Ошибки
педагога в период «технологической» подготовки музыканта влекут за собой большие
недостатки в исполнении, часто потерю квалификации и преждевременное прекращение
исполнительской деятельности. Исправление упущений в постановке после того, как они
войдут в привычку, - очень длительный и трудоёмкий процесс. Выработанные первичные
навыки очень стойки и трудно поддаются исправлению; в иных случаях, попытки к
искоренению их остаются безрезультатными.
Работа над постановкой рук для учащихся малоинтересна: им хочется скорее играть.
Поэтому, очень важно вызвать интерес к постановке, сделать её предметом внимания
обучающихся.
Однако, некоторые педагоги не придают серьёзного значения постановке. По их
мнению, важен результат, а не средства. Вред подобных суждений очевиден.. такое
отношение к задачам технологии, во – первых, не совместимы с задачами педагогики, а,
во – вторых, является главной причиной того, что с поступившими в профессиональное
учебное заведение, зачастую приходится заниматься посадкой и постановкой, а иногда
чуть ли не заново переучивать их.
В цепи всех компонентов, составляющих в целом «постановку», самым сложным
является «закладка» двигательных основ. Трудность усугубляется ещё и тем, что описать,
как это делается, со всей точностью невозможно. Поэтому педагог, независимо от своей
исполнительской квалификации, должен уметь правильно показать ученику работу рук, а
так же приёмы игры, хотя бы на самых простых, но убедительных примерах.
У детей сильно развито зрительное восприятие и умение копировать увиденное.
Однако, даже убедительный показ не исключает уточняющих пояснений, направленных
на то, чтобы учащийся знал, почему должно быть именно так, и считал это единственно
возможным и правильным.
Для занятий на инструменте рекомендуется подбирать стул с полужёстким сидением,
т.к. игра на жёстком стуле приводит к быстрому утомлению, а на мягком, нет
устойчивости в посадке. Сидеть на стуле нужно неглубоко, наклонив туловище чуть
вперёд. Отрицательное действие оказывает наклон вправо или влево – это может повлечь
за собой искривление позвоночника. Откидывание на спинку стула недопустимо – при
такой посадке возникает расслабленное, нерабочее состояние играющего. Голову нужно
держать прямо. Невыполнение этого приводит к ухудшению мозгового кровообращения и
быстрому утомлению.
Ступни ног должны плотно опираться на пол, что необходимо для большей
устойчивости корпуса исполнителя. Учащимся маленького роста надо пользоваться
подставкой для ног или подбирать стул соответствующей высоты, чтобы колени
находились немного выше уровня сидения. Колени сжимать не следует. Низ правого
корпуса упирается в бедро правой ноги. Размеры плечевых ремней должны быть
отрегулированы так чтобы инструмент не слишком был отдалён от корпуса ученика и не
сковывал движений.
В педагогической практике баянистов применяются две системы аппликатуры –
система
четырёхпальцевой
и
пятипальцевой
аппликатуры.
Какую
бы
систему
аппликатуры не использовал учащийся в процессе обучения, он постоянно должен
помнить о том, что та или другая система понимается баянистами как изменчивость форм
движения руки.
А. Гольденвейзер указывал, что «руки надо не ставить, а двигать» при игре принимают
участие все части руки, но по активности и разнообразии движений выделяется кисть.
Для того чтобы предупредить излишнее мышечное напряжение аппарата, ученику
необходимо овладеть целесообразными движениями пальцев, избегать неоправданных
размашистых движений, т.к. они тормозят техническое развитие учащихся, создают
ненужный стук по клавишам, мешающий восприятию музыки.
Начав работу с учащимися над освоением игры на инструменте, педагог должен
научить его быть предельно внимательным, добиваться осмысленной игры. Для того
чтобы разобрать упражнение или пьесу, ему необходимо сочетать различные действия:
прочитать ноты на нотоносце, определить и почитать их длительности, перенести это на
клавиатуру, соблюдать указанную аппликатуру, приводить в движение мех, следить за
звукоизвлечением и т.д. Такое количество задач создаёт трудности для играющего , по –
этому нужно быть терпеливым преподавателем, особенно в тех случаях , когда у ученика
что то не получается или получается не так, как хотелось бы.
В период обучения учащегося азов игры на инструменте педагог, руководствуясь
принципом последовательности в обучении, использует в качестве учебного материала
самые простые упражнения, в которых изложен повторяющийся материал. При игре таких
упражнений учащийся приобретает навыки координации движения меха и пальцев,
добиваться, чтобы нажатие каждой клавиши совпадало с начальным движением меха.
Всё над чем работает учащийся, надо исполнять в таком темпе, в котором он сможет
вслушиваться в свою игру, контролировать движения и управлять ими. При проработке
нотного материала ученик должен уметь считать как про себя, так и вслух. О пользе счёта
вслух во время занятий уместно привести высказывание И. Гофмана: «Громкий счёт вряд
ли может повредить – особенно, пока ученик занят метром и ритмом. Когда же они будут
освоены, иначе говоря, вполне понятны, к счёту вслух можно прибегать всё реже и в
конце концов отказаться от него совсем. Во время упражнений громкий счёт имеет
неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что – либо
другое и, кроме того, является безошибочным руководителем при нахождении узловых
точек фразы».
Качество исполнения во многом зависит от умения вести мех. Задача педагога состоит
в том, чтобы научить учащегося плавному движению меха, избегая рывков, остановок,
динамических провалов. Вести мех нужно веерообразно, используя при этом короткие и
средние амплитуды его движения, ибо это способствует созданию удобства в игре и
устойчивости инструмента. Очень важно научить ученика своевременно и плавно менять
направление движения меха.
Следует менять его между музыкальными построениями. Смена направления
движения меха может производиться и в середине музыкальных построений. В таких
случаях, лучше это делать перед сильной или относительно сильной долей такта. Нельзя
менять направление движения меха на тянущемся звуке, ибо это исказит длительность, и
вместо одного долгого звука прозвучит два коротких.
Чтобы выработать плавность смены направления движения меха, нужно менять его
быстрым, и в тоже время, спокойным движением левой руки. Главная задача плавной
смены
меха
–
«обеспечить
логическое
продолжение
мелодической
линии
на
противоположном движении меха».
Учась
выразительному
исполнению,
учащийся
обязан
знать
динамические
возможности своего инструмента. Динамическая шкала баяна, как и других музыкальных
инструментов, небезгранична. Нужно постоянно помнить: если в движении меха
применяется
чрезмерное
усиление,
то
звук
при
этом
получается
крикливый,
антимузыкальный. Излишне слабое ведение меха ведёт к потере тембра звука и порождает
крайне невыразительную игру.
Педагог проводит работу с начинающими над приобретением навыков исполнения
основных динамических оттенков (f, p, mf, mp). Прежде чем осваивать оттенки «пиано»
и «форте», ученик должен научиться игре на динамике «меццо форте». Она является
средней динамической ступенью между слабой и сильной звучностью, и, овладев ею,
начинающий будет иметь возможность лучше ориентироваться в исполнении «пиано» и
«форте».
Если учащийся свободно справляется с игрой упражнений, как для правой руки, так и
для левой руки, то можно считать, что настало время приступать к игре двумя руками.
Зная, что переход к игре двумя руками – один из самых трудных и ответственных
моментов в процессе освоения инструмента, педагог должен пройти с учеником наиболее
лёгкие упражнения. Освоение их будет способствовать успешному преодолению
трудностей в пьесах. В дальнейшей работе с начинающими педагог включает в учебный
репертуар каждого их них разнохарактерные по музыке и по фактуре пьесы, этюды,
упражнения,
ставящие
перед
исполнителем
разнообразные
технические
и
художественные задач. Такой подход в составлении индивидуальных планов учеников
способствует обеспечению всестороннего музыкального развития.
Большое значение имеет индивидуальный план учащегося, в нём фиксируется
учебный материал, характеризуются сильные и слабые стороны развития учащегося в
данный период и, исходя из этого, намечаются пути дальнейшего его обучения.
Часто имеет место формальное заполнение индивидуальных планов. Уместно
привести
высказывание
С.Фейнберга
по
этому
поводу:
«в
противовес
скепсису,
безразличию или пассивному сопротивлению хотелось бы выразить уверенность в том,
что умелое планирование – необходимый компонент педагогического мастерства. Путь
даже способного и опытного педагога ведущего учеников без осознания широкой
перспективы всегда будет полон блужданий и случайностей…Где нет продуманного
плана, там всегда налицо опасность сбиться нВ шаблоны. Если педагог, накапливая опыт,
не учится предвидеть и направлять каждого ученика, то он и не совершенствуется в своём
трудном искусстве».
Чтобы предостеречься от ошибок в своей работе, педагог должен руководствоваться
принципом индивидуального подхода к учащемуся, обязан глубоко изучать особенности
каждого ученика (степень одарённости, духовный мир, круг интересов, характер и т.д.)
Одним из важнейших условий успешного воспитания учащегося является качество
проведения урок. Урок – основная форма организации учебного процесса. На уроке
учащийся приобретает знания, навыки и закрепляет их, а также приучается к
самостоятельной работе. В одну из задач педагога входит обеспечение регулярности
проведения
уроков.,
что
несомненно
способствует
систематичности
в
занятиях
начинающих.
Педагогу следует добиваться от ученика осознанного и прочного овладения новым
материалом и исполнительскими навыками. В общении педагога с учащимися постоянно
должно присутствовать слово «почему», иначе говоря, учащемуся необходимо знать,
почему надо играть так, а не по-иному. Это способствует развитию самостоятельного
мышления ученика, предупреждает «натаскивание» в обучении. Приступая разучиванию
пьесы, учащийся должен понимать её и знать, как она исполняется. Педагог в свою
очередь, наряду
со словесными объяснениями характера музыки, структуры пьесы
проигрывает её на инструменте. Показ педагога поможет лучше понять исполнительские
задачи, стоящие перед учеником и облегчит их решение. Об этом И. Гофман говорит так:
«Если воображение ученика нуждается в стимулировании, то ему следует перед
разучиванием пьесы послушать её в хорошем исполнении».
Плодотворность занятий может быть только при учёте возрастных особенностей
учащихся, их физического и умственного развития.
Методика проведения уроков в младших и старших классах имеет существенные
различия. Дети младшего возраста отличаются неустойчивым вниманием и подвержены
быстрой утомляемости. Учитывая это, педагогу следует добиваться разнообразия в
проведении урока путём чередования различных видов занятий. Урок целесообразно
разделить на несколько частей, между каждой из них делать небольшие перерыв. Чем
моложе по возрасту учащийся, тем разнообразнее должны быть формы проведения урока.
Каким бы не был урок плодотворным, если начинающий занимается дома не
систематически и не с полной отдачей, то успехи в учёбе будут очень незначительными.
Поэтому,
с
первых
уроков
педагог
должен
воспитывать
в
учащемся
чувство
ответственности к выполнению домашнего задания. Необходимо, чтобы задание было
конкретным,
определённым
и
понятным,
педагогу
следует
прививать
ученику
сознательное отношение к работе над гаммами, упражнениями, этюдами, чтению нот с
листа. Развитие этих навыков способствует расширению кругозора учащегося и ведёт к
наименьшей затрате времени и разучивания репертуара.
Начальное обучение является ответственным периодом в воспитании учащегося, и
даёт результаты положительные лишь тогда, когда педагог имеет ясное представление о
цели и методах учебно - воспитательной работы (чему учить и как учить).
Музыкальное воспитание ученика и совершенствование его игрового аппарата
происходит в работе над музыкальным произведением. Умение работать над ним – одна
из основ более быстрого и успешного освоения учеником заданной ему программы, а
соответственно –более быстрого и правильного роста мастерства самого учащегося.
В педагогической практике невыполнение учеником домашних заданий бывает
нередким явлением. В подавляющем большинстве причина этого кроется не
в
недобросовестности и лени ученика, а в непонимании задания, в незнании, как подойти к
разучиванию пьесы или упражнения и добиться хорошего результата. Обычно этим
объясняется то, то что учащийся дома многократно проигрывает пьеску от начала до
конца, «пока не получится», а результата никакого кроме затраты сил и времени, такой
метод работы над произведением ничего хорошего не даёт.
Обучение не должно ограничиваться лишь заучиванием определённого количества
пьес; оно заключается не только в накоплении необходимых технических и музыкально –
исполнительских навыков. Основная задача педагога – сформировать правильно
мыслящего и умеющего самостоятельно работать музыкант. Педагог должен видеть перед
собой не только ученика, а воспитанника в широком смысле слова.
Художественное мировоззрение педагога, личное исполнительское мастерство, его
методика
обучения,
а
также
мнение
педагога
при
прослушивании
концертных
выступлений и являются способом формирования музыканта. Но влияние педагога на
ученика не должно перерастать в опекунство и няньчанье. Это может привести к тому, что
ученик без педагога в дальнейшем гасить в ученике творческую инициативу, обязывая
его выполнять лишь свои указания. Педагог не репетитор. Дело педагога – оснастить
ученика знаниями, методами работы над преодолением тех или иных трудностей и
показать ему наиболее простые и короткие пути освоения произведения в целом.
Известно, какое серьёзное значение придавали выдающиеся педагоги умению ученика
самостоятельно работать над произведением. Режиссер К. Станиславский, например,
говорил, что в процессе обучения «должна быть развита самостоятельность, а не
движение по указке учителя, по указке учителя, ём подражания». Русский скрипач А.
Львов писал: «Дело учителя показать удобнейший путь к достижению цели, но ученик
должен идти сам». Критик Г. Ларош утверждал: «Самая важная задача школы – возбудить
и разумно направить самостоятельность ученика».
1.
Гофман И. "Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. "М.,
1961.
2.
Фейнберг С. Е. Пианизм, как искусство. Издание второе, дополненное. – М., 1969.