Автор: Шапоренко Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика профессионального выгорания средствами арт-терапии
Дата публикации: 26.09.2024
Раздел: дошкольное образование
Профилактика профессионального
выгорания средствами арт-терапии
В настоящее время деятельность педагогических работников насыщена
факторами, вызывающими профессиональное выгорание. К ним можно
отнести:
большой
объем
информации,
высокая
ответственность,
возрастающие
требования
к
организации
учебно-воспитательной
деятельности,
вкладывание
в
работу
больших
личностных
ресурсов,
недостаточность признания и положительной оценки руководства и коллег,
необходимость быть все время в «форме».
Вначале выгорание рассматривалось как психологический феномен, как
крайний вариант нормы. В настоящее время, согласно действующей ныне
Международной классификации болезней, синдрому выгорания присвоен
диагностический статус. Выгорание – состояние полного истощения. Это
истинный клинический синдром с невротическими проявлениями, а не
только усиление нормальной усталости от работы.
Синдром профессионального выгорания имеет три основные
составляющие:
эмоциональную
истощенность
(эмоциональное
перенапряжение,
опустошенность,
исчерпанность
собственных
эмоциональных
ресурсов),
деперсонализацию
(негативное,
бездушное
отношение к раздражителям) и редукцию профессиональных достижений
(уменьшение
ценности
своей
деятельности,
снижение
чувства
компетентности
в
своей
работе,
недовольство
собой,
негативное
самовосприятие в профессиональной сфере).
Хочется отметить три основные стадии синдрома профессионального
выгорания у педагогов.
На первой начальной стадии - у педагогических работников наблюдаются
отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения:
происходит забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная
запись в документацию, задавался ли воспитанникам планируемый вопрос и
т. д.). Из-за боязни ошибиться это сопровождается повышенным контролем.
Происходит многократная проверкой своих действий на фоне ощущения
нервнопсихической напряженности;
На второй стадии - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в
общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»,
«неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление
устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу
недели;
головные
боли
по
вечерам;
увеличение
числа
простудных
заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает
раздражать);
Третья стадия – личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса
к работе и жизни вообще. Наступает эмоциональное безразличие, отупение,
ощущение постоянного отсутствия сил, нежелание видеть людей и общаться
с ними.
Особо опасно выгорание в начале своего развития. «Выгорающий»
педагог, как правило, не осознает свои симптомы и изменения в этот период.
Выгорание
легче
предупредить,
чем
лечить.
Поэтому
необходимо
использовать различные арт-терапевтические техники и упражнения для
профилактики профессионального выгорания.
Арт-терапию
можно
рассматривать
как
слияние
творчества
и
терапевтической
(или
консультационной)
практики.
Как
метод,
направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого
осмысления.
Как
воздействие
на
мотивационную,
эмоциональную,
адаптивную сферы .
Целью предложенных упражнений является укрепление психологического
здоровья,
развитие
профессионального
самосознания.
Они
могут
использоваться самостоятельно, блоками, объединенными общей целью, или
в виде арттерапевтического тренинга. Могут применяться в комплексе с
музыкальной терапией, релаксационными техниками.
Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных
материалов и способов работы. Способствуют проявлению спонтанности,
которая позволяет снизить контроль со стороны сознания в процессе
рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они
настраивают
на
изобразительную
работу,
развивают
воображение
и
творческие
способности,
помогают
в
установлении
доверительных
отношений между участниками группового процесса.
«Знакомство» Представить себя группе в любой художественной форме, не
прибегая к словам.
«Ассоциации с цветом» Высказать свои ассоциации различных ситуаций
или явлений с тем или иным цветом. Например: типы людей, отношения
между людьми, между руководителем и подчиненными и т. д.
«Круг времени» Нарисовать свое время в виде часов (круга). Разделить его
на сегменты. Каждый сегмент отражает время, потраченное на определенные
дела, досуг, общение с друзьями и т. д. Раскрасить сегменты разными
цветами, в зависимости от восприятия и ассоциаций.
«Образ личного времени» Создать образ своего времени из листа бумаги
(3–5 минут). Бумагу можно мять, рвать, жевать, и т. д. Дать название образу.
Написать сказку о времени.
«Линейность времени» Нарисовать линию времени, отметив на ней точку
отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных
успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути
движения символами, знаками.
«Автопортрет-шарж» Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее
характерные особенности.
«Мои
профессиональные
роли»
Изобразить
себя
и
свои
роли
в
профессиональном амплуа в любой художественной форме. Рассказать о них
в группе.
«Две маски “Я”» Изготовить маску, отображающую восприятие себя самим
участником, и маску, отображающую восприятие участника окружающими.
«Самореклама»
Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли
успешного профессионала и в других ролях.
Желаю удачи!