Напоминание

Профилактика профессионального выгорания средствами арт-терапии


Автор: Шапоренко Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №12"
Населённый пункт: город Фокино, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика профессионального выгорания средствами арт-терапии
Дата публикации: 26.09.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика профессионального

выгорания средствами арт-терапии

В настоящее время деятельность педагогических работников насыщена

факторами, вызывающими профессиональное выгорание. К ним можно

отнести:

большой

объем

информации,

высокая

ответственность,

возрастающие

требования

к

организации

учебно-воспитательной

деятельности,

вкладывание

в

работу

больших

личностных

ресурсов,

недостаточность признания и положительной оценки руководства и коллег,

необходимость быть все время в «форме».

Вначале выгорание рассматривалось как психологический феномен, как

крайний вариант нормы. В настоящее время, согласно действующей ныне

Международной классификации болезней, синдрому выгорания присвоен

диагностический статус. Выгорание – состояние полного истощения. Это

истинный клинический синдром с невротическими проявлениями, а не

только усиление нормальной усталости от работы.

Синдром профессионального выгорания имеет три основные

составляющие:

эмоциональную

истощенность

(эмоциональное

перенапряжение,

опустошенность,

исчерпанность

собственных

эмоциональных

ресурсов),

деперсонализацию

(негативное,

бездушное

отношение к раздражителям) и редукцию профессиональных достижений

(уменьшение

ценности

своей

деятельности,

снижение

чувства

компетентности

в

своей

работе,

недовольство

собой,

негативное

самовосприятие в профессиональной сфере).

Хочется отметить три основные стадии синдрома профессионального

выгорания у педагогов.

На первой начальной стадии - у педагогических работников наблюдаются

отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения:

происходит забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная

запись в документацию, задавался ли воспитанникам планируемый вопрос и

т. д.). Из-за боязни ошибиться это сопровождается повышенным контролем.

Происходит многократная проверкой своих действий на фоне ощущения

нервнопсихической напряженности;

На второй стадии - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в

общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»,

«неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление

устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу

недели;

головные

боли

по

вечерам;

увеличение

числа

простудных

заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает

раздражать);

Третья стадия – личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса

к работе и жизни вообще. Наступает эмоциональное безразличие, отупение,

ощущение постоянного отсутствия сил, нежелание видеть людей и общаться

с ними.

Особо опасно выгорание в начале своего развития. «Выгорающий»

педагог, как правило, не осознает свои симптомы и изменения в этот период.

Выгорание

легче

предупредить,

чем

лечить.

Поэтому

необходимо

использовать различные арт-терапевтические техники и упражнения для

профилактики профессионального выгорания.

Арт-терапию

можно

рассматривать

как

слияние

творчества

и

терапевтической

(или

консультационной)

практики.

Как

метод,

направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого

осмысления.

Как

воздействие

на

мотивационную,

эмоциональную,

адаптивную сферы .

Целью предложенных упражнений является укрепление психологического

здоровья,

развитие

профессионального

самосознания.

Они

могут

использоваться самостоятельно, блоками, объединенными общей целью, или

в виде арттерапевтического тренинга. Могут применяться в комплексе с

музыкальной терапией, релаксационными техниками.

Предлагаемые упражнения предполагают освоение разных изобразительных

материалов и способов работы. Способствуют проявлению спонтанности,

которая позволяет снизить контроль со стороны сознания в процессе

рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они

настраивают

на

изобразительную

работу,

развивают

воображение

и

творческие

способности,

помогают

в

установлении

доверительных

отношений между участниками группового процесса.

«Знакомство» Представить себя группе в любой художественной форме, не

прибегая к словам.

«Ассоциации с цветом» Высказать свои ассоциации различных ситуаций

или явлений с тем или иным цветом. Например: типы людей, отношения

между людьми, между руководителем и подчиненными и т. д.

«Круг времени» Нарисовать свое время в виде часов (круга). Разделить его

на сегменты. Каждый сегмент отражает время, потраченное на определенные

дела, досуг, общение с друзьями и т. д. Раскрасить сегменты разными

цветами, в зависимости от восприятия и ассоциаций.

«Образ личного времени» Создать образ своего времени из листа бумаги

(3–5 минут). Бумагу можно мять, рвать, жевать, и т. д. Дать название образу.

Написать сказку о времени.

«Линейность времени» Нарисовать линию времени, отметив на ней точку

отсчета своих первых основных профессиональных вех, профессиональных

успехов и неудач. Продолжить работу, наклеивая листы с обозначением пути

движения символами, знаками.

«Автопортрет-шарж» Выполнить автопортрет, преувеличив свои наиболее

характерные особенности.

«Мои

профессиональные

роли»

Изобразить

себя

и

свои

роли

в

профессиональном амплуа в любой художественной форме. Рассказать о них

в группе.

«Две маски “Я”» Изготовить маску, отображающую восприятие себя самим

участником, и маску, отображающую восприятие участника окружающими.

«Самореклама»

Создать визуальную и текстовую рекламу себя в роли

успешного профессионала и в других ролях.

Желаю удачи!



В раздел образования