Напоминание

Аутентичность психолога


Автор: Ломаева Юлия Викторовна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 3 города Белово
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Доклад на тему
Тема: Аутентичность психолога
Дата публикации: 26.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Аутентичность психолога

Над темой аутентичности психолога я задумалась впервые, когда готовила работу на курсе

экзистенциальная и феноменологическая психология, и предполагала, о чем буду говорить

сегодня, ведь всё готово, уже проходила этот путь. Но когда занялась докладом, то

обнаружила, что это далеко не так.

Аутентичность многогранное понятие, включающее в себе много компонентов, но тут я

хочу отразить общее определение Аутентичность (с греч.— подлинный) относится к

правильности начал, свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности, преданности. В

трудах Хайдеггера, можно определить то, что к аутентичности можно стремиться, но не

обнаружить ее в себе в некоторый момент.

Для меня же аутентичность — значит позволить себе быть собой!

Начну с того, что доклад вышел весьма личным, такая личная наука получилась, через

себя другим, подозреваю, что в этом есть мой аутентичный путь. Идти своим – это не

плохо и не хорошо, это отнюдь не значит, что раз твоё многими будет принят этот путь, а

подчас и наоборот. И вот вопрос, почему тогда продолжаешь идти?

В ходе своих размышлений, пришла к тому, что прежде, чем, понять какой ты психолог,

нужно понять, а вообще кто ты? Верю в то, что каким будет психолог, влияет, а какой он

человек. Это подчас трудная задача, но подозреваю, что здорово может сориентировать в

направлении аутентичности психолога. В этом смысле у каждого свои старты, свои пути,

свои учителя, свои возможности и ограничения.

Вроде как быть аутентичным, значит быть верным себе, быть собой, идти своим и со

своими, но это всё возможно при условии понимания своих стартов опять же, когда через

собственную призму невротизма, нужно разглядеть это СВОЁ, не заплутав.

Где – то в пабликах о психологии, прочитала мысль о том, что чтобы быть хорошим и

оплачиваемым психологом, нужно соответствовать определенному образу, который ждёт

от нас клиент.

И действительно в своей практике я часто встречаюсь с проблемой ожидание и

реальность, и тогда готов ли психолог быть аутентичным, готов ли клиент быть с таким

психологом?

Так же по сети гуляет информация о том, что уж очень хотят взяться за профессию

психолога на государственном уровни, и создать законы относительно этого, где у

психолога почти нет прав и ориентированность на клиента, словно мы в магазине, и

можно вернуть товар, по сути, хорошего качества, но лишь потому, что человеку не зашло,

представления у него иные.

Да и живя в то время, когда кругом психологи, разных направлений и разрабатывающих

свою психологию, учащие как правильно жить, как воспитывать, вроде говорим об одном,

но разными языками, чувствуется некая разрозненность.

И тем самым эти все перечисленные внешние и внутренние обстоятельства побуждают

углубляться в данную тему.

Мои исследования в этом направлении, так уж случались, стартовали с создания

социотерапевтической группы для подростков. Именно подростки особо чутко реагируют

на не настоящность, на ложь. Так же сутью группы было именно проявиться по – своему

через совместное создание фотопроекта, но тогда я ещё не знала, что это и затронет мою

собственную аутентичность как психолога, а скорее страх проявляться самобытно

и

некоторую растерянность в этом вопросе, ведь я не могу стать кем – то, но могу собой.

Сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фотографиями ребят, в процессе,

пока я буду рассказывать. Это пока не готовый фотопроект, а их наброски их исследование

себя и окружающего через снимки.

Группа существует второй год, начиная с февраля 2024. Самая первая трудность с, которой

предстояло столкнутся, это набрать участников для подобного пространства, так как город

у нас не большой, да и отношение к психологии частично предвзятое. Ряд обстоятельств

привели к тому, что группа всё же запустилась, тут и моя собственная инициативность, и

возможно некоторые не зримые для меня обстоятельства сыграли свою роль. В разные

временные отрезки, количество участников колеблилось, но в конечном итоге сейчас в

группе 5 участников, в возрасте от 14-16 лет.

Могу сказать за этот год с небольшим, пришлось пройти через многое, каждому из нас, и

участникам, и мне. Пережить уход из группы нескольких ребят, и принять пару новых.

Мне же понимать темп группы и не спешить с терапией, побороться вообще за её

существование, в определенный период было не понятно продолжим ли мы. Но наше

взаимное, как ребят, так и моё стремление к тому, чтобы группа жила, помогло

продолжить. Это действительно, наше и их пространство, так как мы его строим.

На первых десяти встречах было важно моё ведение группы, ребята были расколоты и тут

приходилось по – настоящему встретиться с тем, а готова ли я проявляться аутентично как

терапевт, ведь иногда было ощущение, что группа мне важнее, чем ребятам. Так как это

первая собранная мной группа, и очень хотелось, чтобы она получилась, но чем больше я

старалась, тем больше ребята отстранялись. Тогда и пришлось задуматься, а что стоит за

этими стараниями? И отвечая сейчас для себя на этот вопрос могу сказать, что мой опыт и

то, как чувствовала группу, привело к тому, что именно так нужно было в тот момент,

понимая, как важно сейчас проявляться, чтобы участники ориентировались на на кого -то.

Друг с другом на встречах ребята взаимодействовали мало, мои попытки как – то их

обратить на себя и друг на друга были очень минимальны, им с трудом давалось

раскрытие, и я была неким связующим звеном. Тогда меня это тревожило, но сейчас могу

сказать, что моя открытость перед ними, в том плане, что доступна для них, являлось тем,

что и они могут себе позволить быть.

Летом встреч не было, поэтому после, встал вопрос, продолжаем ли мы.

Перерыв дал свои плоды, я же поняла, что они ещё не состоялись как группа, тем более

терапевтическая. Для начала мне пришлось побороться за их посещаемость, тут я

проявилась по - живому и честно, сердясь, но с любовью, тем самым показывая важность

их присутствие.

После этого стала своими шагами разворачиваться динамика, когда они начали делиться

своими переживаниями, личными и глубокими, было заметно как им страшно, но и

понятно нужно удерживать их фокус на этом, не продавливая. Я бы назвала это качество

некой интуитивной (разумной) чувствительностью и ребят и психолога.

Моё собственное наблюдение в том, что группа идёт не ровно, но своим темпом, ранее

встречи для них были приятным времяпровождением, сейчас чем – то большим и

значительным, и если по началу для меня это было очень тревожное мероприятие и

каждый раз столкновение с неопределённостью, то сейчас, это скорее встреча с интересом,

даже если существует неопределённость.

Подростковая группа – особое пространство. Ещё не определились кто они и зачем, и при

этом ищущие, смотрящие, пробующие, и моя позиция и крепкая, уходящая корнями в

землю, и подвижная, словно дерево на ветру.

Как я понимаю, что аутентична, допускаю что в тот момент, когда приближаюсь к себе, не

боясь, не закрываясь, перепроверяясь.

Как я понимаю, что моя аутентичность не во вред ребятам, они проявляются искренне, по

отношению ко мне и к другим участникам, они мне задают не простые вопросы, и честно

говорят о своем отношении ко мне и к группе.

Быть аутентичным, это риски с обеих сторон, как для клиентов, так и для психолога. За

этим есть риск быть не понятым, быть не принятым, быть в некотором смысле одному, или

быть без клиентов. Но есть и обогащение с двух сторон как клиента, так и психолога.

В детстве я хотела стать балериной, когда чуть повзрослела актрисой, а стала психологом.

Мне подумалось, неужели моё стремление помогать, это про скрытое желание быть

признанной, увиденной? Может есть правда в этом, но есть и ещё тот факт, что в свои 15

лет, мне захотелось стать психологом, чтобы стремиться к свету. Этот выбор я сделал

тогда, продолжаю его делать и сегодня, он даётся мне не легко и приходиться встречаться

со своей темнотой, с тем, что приходит извне, и верить в то, что я психолог и этого у меня

не отнимут.

Выше своей головы не пригнешь, и я могу быть той, кем являюсь. Мы можем

ориентироваться на своих учителей, но не станем такими как они, подражая чей – то

почерк, можно лишь стать самим собой, а этот путь куда труднее, длинною в жизнь и

значительно интереснее.



В раздел образования