Напоминание

"Методическое сопровождение тем, посвященных осознанному отношению к истории"


Автор: Клепикова Юлия Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Логиновская СОШ № 21"
Населённый пункт: с. Логиново Белоярского р-на Свердловской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение тем, посвященных осознанному отношению к истории"
Дата публикации: 26.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Методическое сопровождение тем, посвященных осознанному отношению к истории

Историческое самосознание – самоощущение

человеком причастности к истории своего

народа

Н.Е.Яценко

Причастность человека к истории своей страны, очень важна для современного

общества, это является основой формирования гражданской позиции. Сегодня работа

учителя направлена на формирование людей с новым типом мышления, людей

инициативных и коммуникабельных, творческих. Личностей способных самостоятельно

принимать решения и отстаивать свою позицию.

Это развитие

таких нравственных

качеств как любовь к Родине, милосердие, достоинство, ответственность. И в свете того,

что сейчас мы часто встречаемся с искажением исторических фактов, одной из

важнейших задач современной школы становится актуализация «исторической памяти» и

«исторического

сознания»,

которые

являются

составной

частью

«исторического

самосознания», а значит, самоощущения человеком причастности к истории своего

народа, как трактует автор толкового словаря обществоведческих терминов Николай

Емельянович Яценко.

Историческое самосознание формируется постепенно. Его можно развивать как в

учебной, так и во внеучебной работе. И, наверное, начинать надо с того, что бы ребенку

стало интересно. История - многогранный предмет, изучать его непросто, но рассмотрим

некоторые методические приемы, без которых это сделать невозможно.

Начнем с начальной школы. К сожалению, сейчас очень часто сталкиваемся с тем,

что в основную школу приходят дети, умеющие читать только по слогам. Значит,

необходимо развивать навыки работы с книгой, текстом и другой информацией, навыки

беглого и осознанного чтения. Без этого читаемые тексты будут непонятны, а значит

неинтересны. Следует, конечно, соблюдать и принцип доступности текста и личной

заинтересованности ребенка, его желанием узнать именно то, что касается его самого.

Здесь можно говорить о написании мини-сочинений или исследовательских проектов на

тему «Моя семья», «История семьи в истории страны» и т.д. И это можно делать не только

на уроках истории и обществознания, но и на уроках литературы, родного языка, основ

духовно-нравственной культуры народов России и других. На них дети учатся выражать

свое отношение, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее. Здесь можно

рассказать о нашем проекте, который был создан очень давно, в 2006 г. Назывался проект

«Логиновские тайны». Тогда дети учились работать с информацией, работать с

видеокамерой, брать интервью, создавать образы прошлых лет в театрализованном

представлении. Потом из этого проекта появились еще три: «Женские судьбы: валькирии

или матери?», «У войны не женское лицо» и «Героям-односельчанам посвящается»,

работа над которым продолжается до сих пор. Последний проект ведется в рамках

поисковой

работы,

почти

14

лет

несколько

поколений

школьников

проводили

исследования, которые позволили установить более 300 имён героев-односельчан. Кроме

этого, издана Книга Памяти села Логиново, создано несколько видеофильмов о героях-

односельчанах. Все эти проекты заслужили высокие оценки не только на муниципальном,

но и областном уровнях. Проект, посвященный героям-односельчанам, стал победителем

на региональном этапе Всероссийского конкурса творческих работ РДШ

«Поиск.

Находки. Открытия», и

был

представлен в Москве на конкурсе молодёжных проектов

"Наша история". И, естественно, причастность к этим историческим событиям всех, кто

работал и работает над проектами, была для них очень значима. Оказалось, что история

совсем рядом, и наше село – это часть большой страны. А близкие люди – участники этих

великих событий.

Еще хочется сказать о таком мини проекте, как лепбук или «книга на коленях». Это

самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и

подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме.

Тоже вызывает интерес к изучению истории и способствует запоминанию событий, дат,

имен героев, терминов и др. Раз это разновидность проекта, то и содержит работа на ним

все необходимые этапы. Дети учатся определять тему, составлять план работы, выполнять

практическую работу, делать выводы. Невозможно создать лепбук, не изучив заранее

материал, не подобрав необходимую информацию, которая будет содержаться в нем.

Каждый лепбук – это самостоятельная, творческая работа, это полет фантазии и реальные

знания предмета. Работа позволяет расширить кругозор не только его создателя, но и

того, кто будет им пользоваться в дальнейшем.

Технологию проектной деятельности можно использовать на всех ступенях

обучения, так же как и технологию критического мышления, которая учит критически

мыслить, вырабатывать новые, иногда нестандартные, решения, учит

работать в

сотрудничестве и развивает интерес, как к истории, так и к образованию. Из этой

технологии на уроках истории можно использовать следующие приемы: «Тонкие и

толстые вопросы», «Синквейн», эссе. И, наверное, прием «историческое интервью» тоже

можно отнести сюда. Интересный прием, но как показал опыт, исторических знаний у

детей оказалось недостаточно, чтобы проводить эту работу в парах или в группах. На

этапе обучения вопросы предлагаются учителем, а ученик дает предположительные

ответы. Далее вопросы и ответы формулирует один ученик. А следующим этапом будет

групповая работа. А можно попробовать и урок-конференцию, где роль исторической

личности будет играть учитель, а учащие будут задавать вопросы. Рассказывая о

выдающихся людях, сыгравших особую, важную роль в истории страны можно

ограничиться сухими фактами их биографии, а можно привлечь яркие воспоминания

современников, а можно позволить ребенку самому окунуться в изучаемую эпоху и

представить себя этим значимым человеком. Ребята уже провели интервью с императором

Петром I

и

Н.С.Хрущевым. Работа эта пока только начата. Думается, что прием

«историческое интервью» повышает интерес к предмету (а значит — мотивацию) и

помогает отточить умение работать с информацией. Это также способ формирования

личностного отношения к истории.

Если говорить о внеурочной деятельности, конечно же это участие в исторических

интеллектуальных играх, квестах, молодежных акциях таких, как «Свеча памяти»,

«Георгиевская лента», «Письмо солдату» и другие. Кино, видео, сообщения и

презентации, стихи и музыка также привлекают внимание, делают изучаемые события

более запоминающимися.

Еще одна важная и интересная сторона школьной внеурочной жизни, которая

помогает вырабатывать уважительное отношение к истории и культуре страны и родного

края, это экскурсии. Они способствуют развитию нравственной личности, углубляют и

систематизируют

предметные

знания,

способствуют

творческому

развитию

и

самовыражению.

Уже много лет в МБОУ «Логиновская СОШ № 21» проводится экскурсионная

работа. Чаще всего экскурсии направлены на профориентацию школьников и изучение

истории родного края. Остановимся на последнем направлении. Посещая краеведческие

музеи, храмы, исторические памятники истории и культуры, рассматривая экспозиции,

учащиеся ощущают гордость за свое Отечество. Они испытывают уважительное

отношение к историческому прошлому своего народа. Это, в свою очередь, вызывает

интерес к дальнейшему изучению событий, с которыми познакомились во время

экскурсий, воспитывает чувство патриотизма в единстве с социальной активностью.

Знакомство с историей родного края заставляет ребенка переживать и осознавать

привязанность к тем местам, где он родился и вырос. Это более эмоциональное

восприятие

истории

и

возможность

почувствовать

себя

частью

социального

и

исторического пространства.

Экскурсии проводятся дважды в год. За все это время учащиеся познакомились с

историей Невьянской наклонной башни, гончарной мастерской в Таволге, Кунгурской

ледяной пещеры, каменск-уральского колокольного завода. Побывали в музее –

заповеднике деревянного зодчества под открытым небом в Нижней Синячихе, историко-

техническом музее «Дом Черепановых» в Алапаевске, музее боевой славы в г. Верхняя

Пышма, в ирбитском «Мотодоме», в историческом парке «Россия – моя история», в музее

П.И. Чайковского, в краеведческих музеях г. Ирбита и г. Каменска-Уральского.

Конечно, нельзя сказать, что все учащиеся стали очень любить историю и учиться

на одни пятерки, но если удается заинтересовать, если удается сформировать чувство

уважения и гордости за историю Отечества, это уже победа. Посеянные знания рано или

поздно дадут свои всходы. Определенные результаты уже есть. В 2020 году в период

апробации Единого государственного экзамена по истории учащаяся 11 класса набрала 39

баллов (90,7%). Во время итоговой аттестации в 2021 г. ею было набрано 85 баллов. В

2020 году один обучающийся стал призером муниципального тура предметной

олимпиады по истории. В 2018 году двое участников заняли 1 место в регионе и общем

зачете по России в международном конкурсе по МХК и истории

«Золотое руно».

Учащиеся стабильно занимают 1,2,3 места на муниципальном уровне. В 2020 году прошли

в полуфинал конкурса «Большая перемена». А этот конкурс как раз и отличается тем, что

туда приглашают тех, кто готов меняться и менять мир. Есть дипломы победителей во

Всероссийской викторине «Черное море. Оборона» и

викторине «Знаки различия

вооруженных сил Российской Федерации». Обе проходили в рамках VI Всероссийского

слета школьных поисковых отрядов во Всероссийском детском центре «Орленок», куда

также были приглашены учащиеся МБОУ «Логиновская СОШ № 21». Среди выпускников

есть те, кто решил и дальнейшую жизнь связать с историей. Обучаются они и в Уральском

государственном педагогическом университете, и в

Российском государственном

профессионально-педагогическом

Университете,

и

в

Уральском

федеральном

университете

Каждый учитель применяет те методы и приемы, которые считает наиболее

эффективными. Каждый прием заслуживает внимания.

Использование же всех

методических

приемов

в

совокупности

и

дает

максимальную

эффективность

в

формировании исторического самосознания. Наша общая задача – дать работу душе

ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках как компас,

открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам

после себя тропы своего времени и своих жизней. Воспитывать историей – это значит

решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.



В раздел образования