Напоминание

"История и культура моего народа: национальные праздники телеутов"


Автор: Авдеенко Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Детский сад №222" компенсирующего вида
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "История и культура моего народа: национальные праздники телеутов"
Дата публикации: 26.11.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Я по земле родной хожу - не нахожусь,

Я волей вольною дышу – не надышусь!

Родина моя, ясноглазая,

Ты неразлучна со мной.

С малых лет к тебе привязан я

Словно к матери родной.

Мне посчастливилось родиться на Руси,

И я готов хоть на руках её носить!..

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири,

является субъектом Российской федерации. Это небольшая область. Именно

здесь, в таёжном крае сохранилась малочисленная коренная народность,

какими полна наша огромная страна Россия. Коренная народность телеуты.

Именно история о национальных праздниках этого народа, об истории

возникновения традиций и обычаев, о причинах и времени возникновения

этих праздников станет основным повествованием о жизни маленькой

частицы нашей Родины – моего родного края.

У каждой народности своя неповторимая культура и особенности быта.

Учитывая многочисленность народов Российской Федерации, можно судить

о культуре России в целом как о колоритной и многообразной совокупности

традиций, обычаев и культурных ценностей всех народов нашей страны.

Коренная народность, о которой я хочу рассказать, называется телеуты.

Телеуты – это древнейшие жители Кузбасса. Этноним «теле» известен с VI в.

н.э. как общее наименование племен, кочевавших в Центральной Азии и

входивших в древнетюркское государство. По своему происхождению они

относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен, входивших в

тюркский каганат теле – «тогуз-огуз», который возник в 628 г.

Телеуты вели кочевой образ жизни вплоть до конца XVIII века, оседлый же

образ жизни начал появляться с развитием хозяйства и торгово-

экономических отношений с русским населением. Но главной причиной стал

переход телеутов от их ведущей формы религии – шаманизма к

православию. Это стало происходить как из-за внутренних противоречий, так

и из-за многочисленных и изнурительных войн против русских воевод.

Численность телеутов никогда не была высокой. В конце XVII века

численность бачатских ,живших возле реки Бачат, и томских телеутов

составляла около 700 человек, в 1858 г. бачатских телеутов было уже 2980

человек. Позже их количество увеличилось до 6333 человек, но потом

численность стала понижаться. В наше же время количество телеутов,

живущих в Кемеровской области, составляет примерно 2520 человек.

Несмотря на свою малочисленность и постепенное исчезновение, телеуты

стараются не забывать традиции, обычаи и, конечно, праздники своих

предков. Современные национальные праздники телеутов генетически

связаны с праздниками престольными, ставшими популярными у телеутов с

массовым распространением среди них православия и с официальными

праздниками советского периода. Современное празднование отличается

разгульностью и большим количеством людей, всегда съезжается много

гостей и родственников. На таком шумном и пышном стиле проведения

праздников сказалось как русское влияние, так и старинный обычай

гостевания у телеутов. Обычай заставляет принимать гостей как можно

лучше, не останавливаясь перед затратами на угощение. Гости с утра до

вечера ходят из дома в дом; к ним примыкают и хозяева, и знакомые хозяев,

которые накануне принимали гостей. И так в продолжение двух-трех недель.

Даже в советское время, когда престольные праздники были официально

объявлены вредными пережитками прошлого, у телеутов они продолжали

сохраняться, телеуты все равно отмечали их и не выходили на работу в эти

дни. Местные власти порой весьма снисходительно относились к случаям

невыхода телеутов на работу в дни престольных праздников, воспринимая

эти праздники как национальные телеутские. Сами телеуты считали своими

национальными праздниками не только престольные, но и все большие

праздники православного календаря. Убеждение в том, что в дни

православных праздников нельзя работать, поддерживалось типичными для

народного православия представлениями о неизбежном наказании за это.

В наше время в Кемеровской области национальные праздники телеутов

периодически объявляются областными или региональными. На это

выделяются большие средства, подготавливается специальная программа,

привлекается внимание прессы. Почетными гостями на таких праздниках

бывают руководители департамента культуры и национальной политики

Кемеровской области, а также представители областных, городских и

районных администраций. Целью этих праздников является возрождение

Традиций, обычаев телеутского народа, сохранение национальных видов

спорта, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное

воспитание молодежи.

Ильин день

Этот праздник проводится практически в конце лета - 2 августа. Его не

случайно приурочили к православному празднику Ильи Пророка. По

преданию, именно в Ильин день 125 лет назад и происходило крещение, и

обращение в православную веру жителей села, в котором этот праздник

зародился.

Официальная часть праздника Ильин день проходит на улице. В

праздновании принимают участие жители трех соседних телеутских селений:

Беково, Челухоево, Верховская, а также многочисленные гости из соседнего

Гурьевского района и из городов Белово и Новокузнецк. Некоторые из

телеутов, живущих в этих селах, надевают свои национальные костюмы в

честь праздника, а некоторые ходят в них даже в повседневной жизни.

Программа праздника обязательно включает спортивные состязания:

национальную борьбу «Куреш», стрельбу из лука, игру в волан — «Тебек»

(кружочек свинца с “парашютом” из шерсти животных), конные скачки,

перетягивание палки, поднятие гири, бросание камня — «Таш адажи», бег

волейбол, шахматы и прочее. Проводятся также различные конкурсы:

«Тяраш кыс» (“Красивая коса” - участники должны заплести косу с

элементами национальных украшений для волос).

Конкурс национальной одежды, национальных блюд – «Табак курсагы».

Народные умельцы демонстрируют мастерство ткачества, плетения.

Организуются выставки декоративного искусства, фотовыставки, проводятся

национальные обряды, и поются национальные песни. Большое место на

празднике занимает художественная самодеятельность. Популярно

инсценирование национальных сказок, преданий и обрядов. По результатам

конкурсов и спортивных состязаний победителям вручаются специальные

призы.

Праздник «Пельменёк»

Это зимний праздник, который отмечается 18 января. В этот день по

старинному обычаю в каждой телеутской семье принято стряпать пельмени.

Вся семья собирается вместе в этот день. Стряпают пельмени в

национальных костюмах, при этом поют песни на родном языке.

Изготовление пельменей происходит обязательно вручную, причем лепятся

они в виде месяца. По телеутской традиции в некоторые пельмени кладут

медные монеты, тот, кто найдет их, загадывает желание. Пельмени нужно

правильно сварить и правильно подать на стол, соблюдая традиции.

Первыми угощают гостей, а только потом присоединяются хозяева. Вечером

принято ходить в гости, поздравлять и угощать друг друга пельменями.

Переступив через порог, нужно сказать «Пельмен тигре паргар» (приходите

пельмени есть) - потом только пробовать блюдо. Телеуты верят, что чем

больше в этот день съешь пельменей, тем счастливей и удачней будет год.

Праздник «Пардакай»

Это праздник мира и любви, который отмечается 7 июня. Телеутский

Пардакай - прежде всего традиционное празднование окончания посевных

работ, отмечаемое на новую луну. Пожилые телеуты говорят, что главное

предназначение торжества в том, чтобы встретиться друг с другом и

поделиться знанием культурных традиций с молодежью. Улыбка в этот день

является главным атрибутом праздника, так как это все-таки праздник мира

и любви.

Праздник традиционно начинается с обряда. Все желающие прикладываются

к чаше со спиртным из рук шамана и таким образом встречаются с духами и

получают их благословение на проведение Пардакая. После обряда

начинается главное торжество, в течение которого проводятся различные

конкурсы и состязания. Конкурс на лучшее оформление юрты, конкурс под

названием «Тяраш кыс», для любителей готовки существует конкурс «Табак

курсагы» (национальные блюда). А «Сырынчи Ю» - это конкурс семейного

творчества, включающий вокал, хореографию и игру на музыкальных

инструментах.

Конечно же, на празднике не обходится и без спортивных состязаний,

некоторые из которых нам уже известны: национальная борьба «Куреш»;

стрельба из лука; перетягивание палки; состязание по шахматам; «Тебек»;

поднятие гири; беговая эстафета; «Камчи» (сбивание кнутом кегли) и многие

другие. Проводятся различные игры: «Теленет ойын» (национальная игра),

футбол, волейбол.

Также в этот праздник готовится национальное блюдо - горячий бульон с

бараниной и кониной, приготовленный в огромном котле на костре. А еще

хранящийся в каждой телеутской семье сондор (оберег-березка) именно на

Пардакай обновляется и освещается. Вообще березка-священное для

телеутов дерево. Повязать на нее ленточку в день Пардакая – значит

защитить себя от всех бед и несчастий. Еще в древности у телеутов

существовал праздник, связанный с березками, он назывался «Праздник

сомо»

Праздник «Сомо»

Праздник сомо проводится весной. Считается, что он появился в связи с

влиянием православия на быт и культуру телеутов, так как время проведения

этого праздника совпадает с праздником православной религии – Троицей.

Во время этого праздника и мужчины и женщины одевались в праздничные

национальные костюмы и собирались на поляне около берез. Здесь же

присутствовал кам, который молился и по ходу молитвы брызгал молоком и

абырткой в разные стороны и бросал курмач. После этого кам ел и пил сам и

угощал присутствующих. В завершении кам по обычаю бросал молочную

чашку на землю. Если чашка падала вниз дном, то жертва богам оказалась

угодной, если же падала вверх дном, то жертва оказалась неугодной. Но B

этом случае ничего изменить было нельзя, поскольку обычай был завершен.

Заканчивался праздник распитием оставшейся абыртки и молока.

Помимо всего прочего существовала еще одна и, пожалуй, самая главная

традиция праздника сомо. На этот праздник каждая семья в укромном месте

своего двора ставила березки C восточной стороны своего дома. В землю

забивались два столба, и к ним привязывались молодые березки по 2-З

метра высотой. Всего березок было пять, каждая соответствовала

определенному божеству (Эх Хану, Мурдук Хану, Темир Хану, Эркен Хану,

Парчи Хану). А когда в доме появлялась невеста, то добавляли шестую

березку, которую ставили на расстоянии от остальных. На каждую из березок

привязывали белую и красную ленточки, а на шестую березку привязывали

белую и синюю ленточки, так как синяя ленточка символизировала другой

род, то есть невесту.

Шестую березку называли вдовьей. Помимо ленточек на нее привязывали

туесок, куда насыпали поджаренный ячмень или пшеницу, отруби и муку, а

сверху завязывали. Все это делалось для злых духов. А невеста должна была

заботиться о березке и туеске, меняя содержимое, иначе, верилось, что она

может стать вдовой. После, когда сын женился и отделялся от рода, возле

его дома тоже ставили березки,

Существовало ещё одно поверье, связанное с этими березками. Если в доме

что-то не ладилось, то хозяйка до восхода солнца или после его захода

обрызгивала березки парным молоком, которое никто не пил, если это не

помогало, то она обрызгивала их абырткой, водкой или вином.

Березки меняли каждый год, но делали это только мужчины. А старые

березки ожигали и сплавляли по реке. Эти березки и стали называть сомо,

как покровителей семейного очага.

Словарь.

Каганат – это государственное образование, во главе которого стоял ka-han,

то есть хан ханов.

Кам – колдун, знахарь, прорицатель.

Абыртка – древний опьяняющий напиток телеутов, делающийся с

добавлением луковиц, по типу самогона.

Курмач – это поджаренная ячневая или овсяная крупа.



В раздел образования