Автор: Петр Сергеевич Цуриков
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Новоборская СОШ"
Населённый пункт: пст Новый Бор
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Подготовка обучающихся к ОГЭ И ЕГЭ по истории и обществознанию"
Дата публикации: 26.11.2022
Раздел: полное образование
Мастер-класс на методическом объединении
Тема: «Подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ
по истории и обществознанию»
Практика показывает, что экзамен по обществознанию, как правило, выбирают
большинство выпускников. Массовая популярность обществознания объясняется
тем, что дети сдают предмет «Потому что что-то надо сдавать» или «он самый
легкий» или рассчитывают на удачу «в прошлом году все сдали и я сдам». Но мы
с вами знаем, что обществознание - один из сложнейших школьных предметов,
требующий от учащихся запоминания большого объема материала, умения
логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.
Историю выбирают реже, и конечно, не такое количество детей, как по
обществознанию. Но всё-таки выбирают, этот предмет часто оказывается
необходимым для дальнейшего поступления в учебные заведения.
Готовиться к этому серьезному мероприятию, мы начали более плотно сразу же с
началом учебного года. Хотя, безусловно, сама система работы по подготовке к
экзаменам, должна осуществляться, на мой взгляд, ещё с 6-7 классов.
Главной целью своей работы я считаю формирование интереса к предмету. И
как показывает практика, что даже при достаточно интенсивной подготовке
учащегося к экзамену, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует
интерес к предмету. И поэтому, основная подготовка учеников к ОГЭ и ЕГЭ идет
не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-
го класса. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная
работа по подготовке к итоговой аттестации.
Очень важным этапом такой подготовки я считаю работу по подбору заданий к
уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-
возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий
позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не
узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную
исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для
самого
себя. Психологи
говорят,
что
у
человека
остается
в
памяти
приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 %
из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного
процесса – именно включенность всех сфер личности ребенка и поддержание
интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается,
но стремится к этому необходимо.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность
получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя,
родителей, желание быть успешным. Формы проявления интереса,
активности разнообразны: яркие ответы, системность в подготовке
домашнего задания, активное изучение дополнительной литературы. Для
учащихся этих классов наиболее эффективны командные развивающие
игры, несущие в себе соревновательный элемент
В 8-9 классах ситуация усложняется, подобная активность постепенно
угасает. Детская непосредственность трансформируется в подростковый
нигилизм. Мотив достижения успеха в учебе практически не развивается,
познавательный интерес только у высокомотивированных. Для учеников
этого возраста наиболее хорошо подойдут деловые игры и семинары.
В 10-11 классах интерес к предмету приобретает практический характер,
рассматривается с позиции его необходимости в получении дальнейшего
образования. Отметка выступает уже не мотивом, а критерием качества
знаний. В этот период высока внутренняя, собственная мотивация.
Учитывая особенности восприятия, которыми обладает каждый из
учащихся, следует включать в занятия разные виды деятельности. Тогда
ученики могут стать успешными, почувствовать, что и они могут
достигнуть победы.
Одним из эффективных методов является индивидуальная практическая работа
разных уровней сложности. Ее лучше выполнять письменно, особенно в старших
классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому
формату экзаменов. Данный вид работы наиболее целесообразен на уроках
закрепления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве
домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть
слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению
планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных
предложений», когда
учащимся
необходимо
подобрать
дополнительную
недостающую информацию к уже имеющимся сведениям.
Например:
по обществознанию – « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»
Еще одним методом подготовки учащихся к итоговой аттестации является
регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений,
вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам
экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ
заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные
методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году. С
этими рекомендациями и со структурой экзаменационной работы, мы знакомим
обучающихся
и
их
родителей
на
собраниях
под
роспись
в
журналах
инструктажей.
Для того, чтобы подготовить обучающихся к экзамену, мы проделываем
огромнейшую работу.
1.Работа с документами ОГЭ и ЕГЭ
- изучить нормативные документы;
- проанализировать демо-версии;
- проработать правила для детей на экзамене;
- познакомить с правилами заполнения бланков;
- изучить систему оценивания работ;
- изучить кодификатор содержания экзаменационной работы для проведения ОГЭ
и ЕГЭ;
- познакомить с рекомендациями по подготовке экзаменов;
- изучить перечень контрольно-измерительных материалов.
2.Анализ сдачи ОГЭ, ЕГЭ за прошлые годы
- подбор материалов по предметам за прошлые годы;
- анализ сдачи экзаменов учащихся школы, района, региона за прошлый год
3. Оформление уголка ГИА:
- условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
- анализ проверочных работ;
- методические рекомендации;
- подготовка к экзаменам;
- список литературы;
- словарь терминов;
- подбор материалов из образовательных сайтов интернета;
- памятки для учащихся;
4. Практическая работа (на уроках и на консультациях)
- проведение консультаций;
- уделять на уроках время на повторение;
- применять различные виды деятельности (работа с текстами, таблицами,
диаграммами и т.д.);
- применять различные формы контроля знаний (устно, письменно, эссе, тесты,
анализ текстов и т.д.);
- самообразование по данной теме;
- постоянный контроль за подготовкой учащихся, особенно 9, 11 классах;
- проведение мониторингов по выявлению пробелов в подготовке;
- проведение пробных экзаменов.
5. Участие в олимпиадах разного уровня
6. Участие в семинарах по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
Расскажу о нескольких педагогических приемах, исходя из типичных ошибок
учащихся в экзаменационных работах, которые я использую в своей работе.
1. Первый приём.
Для формирования полного представления о понятии, я
работаю по следующему алгоритму:
- Обращение к этимологии слова
- Выстраивание ассоциаций
- Выделение существенного признака понятия
- Сравнение с другими понятиями
- Выстраивание логических взаимосвязей
Например:
Монархия в переводе с греческого mono – один, archia – власть. С понятием
монархия ассоциируется король, наследование, неограниченная власть, произвол
и т.д. Существенный признак монархии: единоличный правитель, власть по
наследству. Далее можно сравнить монархию с республикой и построить
предложения, которые будут содержать информацию о монархии (как в задании
ЕГЭ по обществознанию)
2. Второй приём. Преобразование перечня терминов в логическую схему.
Например:
Составьте схему по теме «Система органов власти РФ» из предложенного перечня
слов: Верховный суд РФ, парламент, Правительство, Высший Конституционный
суд РФ, законодательная власть, Государственная Дума, исполнительная власть,
Высший Арбитражный суд РФ, Совет Федерации, судебная власть.
Такой прием можно использовать при проведении тематического контроля или
зачета. При изучении новой темы можно по ходу составить схему фронтально на
класс, либо организовать самостоятельную работу учащихся с последующим
представлением своих схем и обсуждением их.
3. Третий приём.
«Конструирование понятия». Нужно из приведённых слов
составить определение. Такой приём научит ребёнка не просто зубрить понятия, а
преобразовывать
своё
понимание
слова
в
научное,
достаточно
точное,
определение.
Например:
Из
приведенных
ниже
слов
составьте
обществоведческое
определение:
своеобразие,
отличает,
неповторимое,
личность,
от
других
людей
-
индивидуальность.
4. Четвёртый приём. Работа с терминами. Таким образом можно проводить
разминку в начале урока: я называю определение, дети записывают слово-термин.
Получается небольшая словарная работа, которая может быть направлена на
повторение старого материала или на закрепление недавно пройденного.
5. Приём
пятый.
При
подготовке
к
экзамену
обязательно
нужно
использовать демоверсию. Она даст общее представление о содержании и
структуре экзаменационной работы, уровне сложности и характере предлагаемых
заданий.
6. Шестой приём. Работа с датами по карточкам.
Такая работа занимает немного времени и может регулярно проводиться в
качестве разминки в начале занятии. Дети занимаются самостоятельным
изготовлением карточек. На лицевой стороне цветным фломастером пишется
дата, а на обратной – соответствующее дате событие.
7. Приём седьмой. Провожу проверку знаний в тестовой форме. Необходимо
настроить учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор
правильного ответа, верно или неверно, закончить предложение, заполнить
пробелы, тесты с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановить
последовательность и т.п.
Такие задания можно брать из первых частей демоверсий экзаменов.
8. Восьмой приём. Раздаю обучающимся памятки-рекомендации. В них указаны
рекомендации по тому, как настроить себя перед выполнением экзаменационного
или тестового задания, как помочь себе вспомнить ответ.
Например, что может быть указано в такой памятке-рекомендации:
- Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и
непременно успокоиться
- Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ
- Ищите смысловые и структурные связи
- Используйте ассоциации
- Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям
- Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке.
Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова,
составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос
-
Старайтесь
давать
больше
развернутых,
но
обоснованных
ответов.
В
совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически
выстроенной, содержательно полной
9. Девятый приём. Различные формы работы с исторической картой.
Прежде всего, учимся проводить атрибуцию (установление, определение)
исторической карты в целом и информации, представленной на карте.
Затем приступаем к выполнению заданий, предполагающих:
- самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;
- нанесение объектов на контурную карту (постепенно, к 8 - 9 классам, такую
работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве
подсказки);
- ответы на вопросы по исторической карте и др.
10. Десятый приём.
Работа с иллюстративным материалом очень важна для
работы по изучению культуры. Специфика вопросов культуры состоит в том, что
необходимо
усвоить
значительное
количество
сведений:
имена
деятелей
культуры, произведения, достижения и т.п., которые зачастую не связаны с
личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников.
Чтобы сформировать у обучающихся определённую насмотренность, можно
каждое изучение нового материала сопровождать презентацией с картинками по
данной теме. Ещё лучше будет, если ученики сами будут брать на себя
ответственность за подбор и демонстрацию визуального материала. Это можно
делать, например, по очереди.
11. Приём одиннадцать. В письменных заданиях экзаменов, где нужно дать
развёрнутый
ответ,
часто
просят
аргументировать
свою
позицию.
Для
формирования у детей данного умения необходимо проведение дискуссий,
дебатов, обсуждений мнений историков и т.п. Во время таких уроков ученик
окажется в ситуации, когда ему необходимо будет приводить аргументы в
реальной,
живой
дискуссии,
а
это
будет активизировать
процесс
мышления. Также стимулом в данном случае будет коллективное действие,
оценка одноклассников.
12. Двенадцатый приём.
При подготовке к экзаменам целесообразно применять групповую форму работы,
как наиболее эффективную. Из методик в рамках системно-деятельностного
подхода мне хотелось бы остановиться на методике кейсов. Кейс – метод
представляет из себя методику обучения, основанную на реальных ситуациях.
Опыт
показывает,
что
самым
сложным
блокам
в
изучении
предмета
обществознание, является блок «Право».
На уроках обществознания при изучении раздела «Правоотношения» и на
консультациях кейс-метод является эффективным средством обучения.
Например:
Кейс для группы № 1
Ситуация: Анна работает продавцом-консультантом в салоне сотовой связи. В
связи с выполнением своих служебных обязанностей она имела возможность
предоставлять клиентам данные об их входящих и исходящих соединениях.
Знакомый Анны, Иван, попросил её передать ему данные о входящих и
исходящих соединениях его девушки. Анна выполнила просьбу Ивана. Сама она
данные не просматривала, просто скопировала полученную информацию на
накопитель и передала Ивану.
То есть, ребёнок практически учится при помощи опыта, только не своего, а
чужого. Лучше понять материал и отработать его ученику помогает вот такое
моделирование реальных ситуаций.
А теперь расскажу конкретный план работы с учениками. Например, рассмотрим
логику работы с понятиями.
1.
При введении нового понятия, я предлагаю учащимся высказать свои
ассоциации относительно изучаемого термина. Далее провожу фронтальное
обсуждение их предложенных слов – ассоциаций.
2.
При изучении нового понятия, мы обращаемся к этимологии слова (его
первоначальному значению), далее я даю учащимся несколько трактовок одного и
того же термина, как правило 2-3 определения для более широкого представления
(в 10-11 классах), в 8-9 достаточного одного определения.
3. Из общего определения или определений мы выделяем существенный признак
или признаки. Если изучаем тему, содержащую несколько терминов, то
рассматриваем в сравнении.
Например:
Тема - форма правления
Рассматриваем монархию и республику, даем определение каждой, выделяем
существенный признак.
4. Если обществоведческое понятие предполагает виды, подвиды, классификации,
то мы составляем схемы.
Для полного формирования понятийного аппарата, я использую лекционно-
зачетную систему.
Лекция как организационная форма – это особая конструкция учебного процесса.
На протяжении учебного занятия, учитель сообщает новый учебный материал.
Благодаря тому, что материал излагается в логически выдержанной форме, лекция
является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.
Лекция складывается из трех элементов.
1. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи,
характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.
2. В основной части раскрывается содержание темы, обосновываются ключевые
идеи и положения, формируется вывод.
3. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются
основные положения, формулируются общие выводы.
Существует несколько видов лекций, я перечислю те, которые использую в
практике.
Тематическая – изложение материала по конкретной теме.
Информационная – используется объяснительно – иллюстративный метод
изложения
(теоретический
материал
сопровождается
схемами,
таблицами,
заметками и т.д.)
Обзорная – содержит обобщенную информацию об определенных вопросах. Эти
лекции проводятся для обобщения, систематизации знаний по разделам курса
обществознания: «Человек и общество», «Экономика», «Политика», «Социальная
сфера», «Право».
После того, как теоретический материал учащимся выдан, я раздаю перечень
вопросов по данной теме, которые выносятся на зачет.тВ своей практике, я
использую разные виды зачетов:
- письменный – когда учащимся необходимо письменно ответить на вопросы,
либо заполнить таблицу, изобразить схему и т.д.
- устный – индивидуальная беседа по заданным вопросам.
-
комбинированный
(устно
-
практический)
–
учащиеся
сначала
сдают
индивидуально теорию, затем решают тест по данной теме.
- домашняя зачетная работа (дан определенный перечень заданий в соответствии
с темой и кодификатором ОГЭ или ЕГЭ).
Таким образом, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию,
считаю необходимым прежде всего использовать системно-деятельностный
подход и поэтапную подготовку учащихся к экзаменам. Такая поэтапная
подготовка
позволяет
учителю
организовать
учебный
процесс
как
самостоятельный,
творческий
поиск
самого
ученика
в
партнёрском
взаимодействии с учителем.
В заключении хотелось бы отметить, что существует много различных методик
по подготовке к экзаменам, помогающих педагогу в работе. Но очень важны не
просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!