Напоминание

Стилизация музыкальных произведений зарубежных композиторов XVII-XIX вв.


Автор: Зверева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Г. Кукуевицкого
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Стилизация музыкальных произведений зарубежных композиторов XVII-XIX вв.
Дата публикации: 27.01.2023
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого"

Тема: Стилизация музыкальных

произведений зарубежных композиторов XVII-

XIX вв.

Преподаватель фортепиано:

Зверева Татьяна Владимировна

г. Сургут, 2023 г.

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………………..3 стр.

2. Основная часть…………………………………………………………………….4-19 стр.

3. Заключение………………………………………………………………………….20 стр.

4. Список используемой литературы……………………………………..21 стр.

Введение.

1. Стилизация - воссоздание специфических черт музыки какого – либо

периода творческого направления или отдельного композитора,

определение системы средств, приёмов, необходимая и характерная для

воплощения определенного идейно- образного содержания в музыке.

Понятие «стиль» объединяет в себе все элементы музыкального языка,

композиционные приёмы и принципы формообразования. Это понятие

трактуется очень широко и разнообразно: стиль композиторской школы,

национальный стиль, отдельного композитора, жанра (оперного,

симфонического, камерного и т.д.), стиль отдельного произведения, целой

эпохи и небольшого риторического периода. Это понятие применимо также к

музыкальным складам – полифонический, гомофонно – гармонический.

Музыкальная педагогика должна углубляться в самую природу искусства,

открывать скрытые импульсы вдохновения композитора. Творчество не

мыслимо без традиций. Идеи век, исторические события влияют на стиль,

манеру композиторов, актуальные темы.

2. При работе над новым произведением исполнителю предстоит решить

несколько логических задач:

1. Содержание художественного образа.

2. Выразительные средства композитора.

3. Средства выявления содержания интерпретации.

В перспективе – детальная работа над тонкостями интонации, штрихами,

тембровой окраской мелодическими и гармоническими оборотами, чертами

структуры и формы исполняемого произведения.

Область средств выражения музыканта – исполнителя обладает

определённой исполнительностью и спецификой.

исполнительское интонирование отличается от композиторского (нотой

записи) прежде всего своей импровизационной природой. Тончайшие

нюансы, агогические, динамические и темповые отклонения, разнообразные

способы звукоизвлечения не зафиксированные в нотной записи, составляют

комплекс элементов музыкального языка, используемого композитором.

Основная часть.

Содержание понятия музыкально исполнительская деятельность отличается

многокомпонентностью состава. Основополагающие – общие и

специальные. Общее следует подразделять ещё и на общеобразовательные

и общекультурные. Среди специальных знаний традиционно выделяют

музыкально – исторические и музыкально – теоретические.

Отсюда повышенная требовательность к преподавательской деятельности и

современным методикам для начинающих музыкантов. Комплексный метод

преподавания (по Г. Нейгаузу) предполагает, что учитель должен быть

одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио,

гармонии, контрапункта и игры на фортепиано.

Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание

музыканта исполнителя, понимающего высокое назначение искусства.

Именно исполнитель даёт жизнь произведению, что обязывает его глубоко

постигать и уметь выразить значимость вложенных в данное сочинение идей.

Стремление к созданию исполнительской концепции (в том числе

стилистически оправданных приёмов) предполагает наличие познаний в

сложных областях искусства литературы, философии, архитектуры, живописи

и т. д.

Чем образованней, интеллектуально развитей будет музыкант, тем тоньше,

глубже и поэтичнее будут чувства и мысли, вкладываемые им в своё

творчество.

«Следует видеть прежде всего основные особенности музыкальных связей в

сочинении… понять, что придаёт ему цельность, органичность, силу и

грациозность … знать, как выявить эти элементы». (С. Рахманинов)

Эта установка великого русского композитора, блестящего пианиста,

педагога, может быть взята за основу в воспитании юных музыкантов и

сориентировать при выборе педагогических приёмов воздействия на них.

«Самый прямой путь музыкального развития (по Г. Нейгаузу) – постоянное

общение с музыкой, ознакомление с ней через слушание, в собственном

музицировании».

Похожие советы, (не утратившие своей актуальности и в современной

методике) оставил талантливый немецкий композитор, Р. Шуман в брошюре:

«Жизненные правила для молодых музыкантов»

- Старайся с юных лет распознавать тональности и отдельные звуки… главное-

острый слух.

- Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев.

- Изучи как можно раньше основные законы гармонии. Не бойся слов:

теория, генерал – бас, контрапункт и т. п., они встретят тебя приветливо, если

ты поступишь так же.

- Старайся… петь с листа без инструмента; тонкость твоего слуха будет от

этого всё время возрастать. Ты должен настолько себя развивать, чтобы

понимать музыку, читая её глазами.

- Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха «ХТК». Тогда ты

безусловно станешь основательным музыкантом.

- Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов,

старайся запечатлеть в своём слухе их своеобразную звуковую окраску.

- Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и

науками.

- Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел автор.

- Постепенно знакомься со всеми самыми значительными произведениями

всех значительных мастеров.

Эффективный способ активизации познавательной деятельности и развития

навыка аннотационного разбора произведений – знакомство учащегося с

художественными принципами исторических этапов мировой музыкальной

культуры.

Историческая справка. Возрождение. (Ренессанс) – ХV- ХVI вв.

Идейно – этической основой культуры стал гуманизм.

В противовес церковному аскетизму и средневековой строгости канонов

выдвигается интерес к познанию мира, человеческой личности. Эпоха,

обогатившая мир выдающимися мыслителями, учёными, писателями,

художниками (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан,

Боттичелли, Данте, Петрарка и др.)

Человек Возрождения – венец творения, властелин своей судьбы и

окружающей действительности. Перед ним открыты се дороги, он способен

познать мир, подчинить его своей воле и добиться всего, к чему устремлён

его разум и сердце. Музыкальное искусство отмечено переплетением и

взаимовлиянием различных национальных школ, стилей, направлений:

нидерландская школа полифонистов (Г. Дюфаи, Й. Окегем, О. Лассо и др.),

английская школа, с разнообразием творческих устремлений и ярких

индивидуальностей. В Италии 2 школы – римская и венецианская (Д.

Габриели).

Выдающихся мастеров выдвигают в эту эпоху Франция (Ж. Депре, К. Гудиме),

Германия (Г. Сакс, И. Вальтер), Испания ( Т. Луис де Виктория, К. Моралес, Л.

Нарваэс), Англия ( У. Бёрд, Дж. Данстейбл), Нидерланды ( Я. Свелинк). Из

жанров церковной музыки рассветов достигают мессы (многочастное

произведение культовой музыки для хора) и мотеты (вокальное

многоголосное произведение, в котором полифонически соединялись

несколько мелодий с различными текстами). Самостоятельное развитие

получают светские жанры (вилланелла и фротола в Италии, вильянсико в

Испании, шансон во Франции, баллада (нар. танц. песня) в Англии).

Популярным в европейских странах становится мадригал (песня на родном

языке).

Обретает в эпоху Возрождения полную самостоятельность

инструментальная музыка, связанная с лютней, органом, клавесином, к

концу ХVI в. - скрипки. Происходило уравнивание в значимости религиозной

и светской музыки. Композиторы становились профессионалами.

Барокко - ("вычурный", "причудливый") ХVI - ХVII вв.

Художественный стиль зародившийся в Италии, время великих

географических открытий (Колумб, Магеллан), гениальных научных открытий

(Галилей, Коперник, Ньютон), время войн, междоусобиц в Европе. Гармония

мира рушилась, менялась картина Вселенной. Главной задачей искусства

стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств,

переживаний. Этот период послужил зарождению новых стилей и

направлений во всех областях культуры. В изобразительном искусстве

первопроходцами стали художники А. Карраччи и Караваджо. Они

экспериментировали с резкими контрастами света и тени, вписывали

религиозные сцены в повседневную остановку. В скульптуре - фигуры стали

демонстрировать энергию и движение. Итальянский мастер Дж. Лоренцо.

Бернини придавал творениям высокую динамику и экспрессию.

В архитектуре на первый план вышли плавность интерьера, сложность

куполов и изогнутость стен.

В литературе стиль барокко ярко выполнили писатели Сервантес ("Дон

Кихот"), Кальдерон де ла Барка, Грасиан, немецкий поэт Кристиан Хоффманн,

поляк Вестазян Каховский, итальянец Тобиа Лионелли, Фаустин Маратти.

В музыкальном творчестве основными чертами становится драматическая

патетика, склонность к заострённым контрастам, динамичность, повышенная

экспрессия, смятенность эмоций; и в противовес этому - уход от насущных

проблем, тяготение к фантастике, пышности, декоративности.

Зарождаются новые жанры:

Опера - открыл Якопо Пери ("Эвридика"), оформили окончательно К.

Монтеверди ("Орфей"); А. Скарлатти ("Нерон, ставший Цезарем"), Г. Телеман

("Марио"), Г. Пёрселл ("Дидона и Эней"), Г. Гендель ("Юрий Цезарь"), А.

Вивальди ("Фарнак"). Благодаря нововведениям стал возможен вокальный

стиль, подходящий для полномасштабной музыкальной драмы.

Оратория - (многочастное вокально симфоническое произведение для

солистов, хора и оркестра). Используется стиль речитатива и арии для

декламации текста.

Мастером ораторий стал немецкий композитор Г. Ф. Гендель.

Среди инструментальной музыки выделяются жанры концерта (гармония,

согласие) - виртуозное произведение для следующего инструмента с

сопровождением оркестра. Первые образцы принадлежат перу Торелли,

Страделла, Корелли, Вивальди.

Кантаты и пассионы - многочастное вокально - симфоническое

произведение торжественного или повествовательного эпического

характера. Примером может служить произведение И. С. Баха " Страсти по

Матфею".

Сонаты сюиты и партиты - контрастный принцип чередования

разнохарактерных частей обрёл упорядоченность формы, например, сюита

состояла из 4-х танцев: алеманды (умеренный темп), куранты (оживлённо),

сарабанды (медленный темп), жиги (быстро). Включались также - менуэт,

гавот, бурре. Образом являются сюиты И. С. Баха.

В этот же исторический период полифония эпохи Возрождения оттесняется

новым стилем письма - Гомофонией («хомос" - один, "фоне" - звук) - способ

изложения музыкального текста, при котором один из голосов - мелодия-

играет главенствующую роль, а остальные подчинённую (аккомпанементы).

Примером может послужить танцевальная музыка (менуэты, полонезы,

аллеманды) и др.

Распространена была импровизация, где остинатный бас давал простор для

фантазии на заданный гармонический ряд, приоткрыв музыканту путь в

развитии специальных навыков, знаний, традиций для творческого

импровизационного исполнения музыки.

Процветала и полифония, но уже в другом направлении - свободного стиля,

развития контрапункта, темперированного строя и становления тональности.

Определились чётко лады - мажор, минор, множество эффектов (трели,

морденты, форшлаги, группетто и пр.) Гнев, печаль, ликование, любовь,

смирение - эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций.

Аффект радости и веселья выражался терциями, квартами и квитами, беглым

темпом и трёхдольностью. Аффект печали, гнева - диссонансами,

хроматизмами и медленным темпом.

В это время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие

стиля обретает смысл чётко выраженных отличий итальянской, французской,

немецкой испанской традиций. Помимо национальных моделей проявляется

и композиторская индивидуальность, наиболее значимые имена: Ж. Б.

Люляи, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах.

Именно последний, будучи великим композитором обобщил достижения

музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму.

Выдающиеся значения имеет, как «настольная книга" знаменитый цикл

"Хорошо темперированный клавир" (48 прелюдий и фуг), в его наследии 150

хоров, прелюдий, токкат, фантазий, фуг; 4 концерта, 6 сонат, сюиты.

Изучение наследия музыкантов эпохи барокко на всех исторических эпохах

развития музыкального образования не утрачивает свою ценность в

воспитании восприятия многоголосия, организации полифонического

мышления, дифференцированно-целостного слушания и формировании

комплекса специальных навыков исполнительского мастерства.

Полифония - (poly - много, phone - звук) - многоголосие. Все полифонические

произведения делятся на имитационные и не имитационные. Не

имитационные на подголосочные и контрастные.

Подголосочная - обработка народных песен, когда мелодия сопровождается

подголосками из музыкальной ткани.

Контрастная - это старинные танцы, небольшие клавирные пьесы.

К имитационной полифонии относятся - канон, инвенции и фуги. Канон

(правило, образец) - предоставляет собой строго выдержанную имитацию,

при которой каждый из голосов вступает с некоторым опозданием по

отношению к предыдущему. Для исполнения важно определить

кульминационные точки фраз и уметь оттенять их средствами

выразительности (тембрально, динамически).

Инвенции ("изображение") и фуги ("бег") построены на одной музыкальной

мысли, теме. Тема лаконична, основывается на имитационной технике (когда

небольшой методический оборот проходит в разных голосах, имитируя

(«подражание») его. Инвенция не имеет самостоятельной формы. Их следует

рассматривать как своего рода упражнения для развития полифонической

изобретательности исполнения.

Фуга однотемна, начинается одноголосно, форма трёхчастная, с внутренним

непрерывным развитием.

1 раздел- Экспозиция- тема проводится во всех голосах (в зависимости от их

количества).

2 раздел - Разработка- тема подвергается контрапунктическому и

модуляционному развитию, развиты интермедии (промежуточный эпизод

между проведениями темы).

3 раздел - Реприза – утверждается основная тональность, часто встречается

приём стретты (наложение тем друг на друга «сжимать»).

Фугу часто предваряет прелюдия – небольшая пьеса импровизационного

склада, служащая вступлением к следующей пьесе и связанная с ней

общностью настроения. Примером могут быть Прелюдии и фуги И. С. Баха.

Систематическая, методологически – выверенная работа над

полифоническими произведениями сопутствует совершенствованию

музыкального слуха (внутреннего, звуко-высотного, мелодического,

полифонического, гармонического, тембро – динамического).

Начинающему пианисту необходимо научиться понимать мелодическую

линию всех голосов и слышать их совокупность, показать горизонтальную

линеарность при вертикальном изложении, найти звуковой колорит для

каждого музыкального оборота, необходимо – правильную артикуляцию,

штриховую контрастность.

Подробно вопросы исполнительской технике полифонических произведений

отражены в многочисленных методических трудах известных историков

музыковедения и педагогов, воспитавших плеяду ярчайших мастеров

интерпретаций:

- И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений И. С. Баха в музыкальной

школе».

- Э. Курт «Основы линеарного контрапункта».

- К. Южак «О природе и специфике полифонического мышления».

- С. Скребков «Художественные принципы музыкальных стилей».

- Г. Цыпин «Вопросы теории и методики фортепианного обучения».

Классицизм («образцовый») – художественное течение в культуре

европейских стран ХVII - ХVIII вв., прежде всего во Франции и Италии. В 1775

году к власти во Франции пришёл герцог Орлеанский, покровительствующий

науке, литературе, искусству.

Начался новый виток развития общественного сознания – настала эпоха

Просвещения. Смотреть на вещи философски означало приобрести

рациональный, научный взгляд на вещи, объединять факты причинно –

следственной связью, подчинять вновь открытое явление установленной

закономерности. Наука и естествознание стали центром открытий, законов,

великих теорий (Ньютоновский закон всемирного тяготения, математические

теории Бернулли, Эйлера и Даламбера), установление законов акустики и

теплоты, создание Кулоном первых электрических приборов. Линней провёл

классификацию растений, Бюффон и Ламарк выявили законы физиологии,

предвосхитив учение Дарвина.

ХVIII век стал веком антиклерикализма, временем победы науки над мраком

религии и суеверий. Великими просветлениями – философами называют

Руссо, Дидро, Вольтера, Монтескье.

В художественной и музыкальной культуре пришёл стиль, основанный на

простоте и естественности. В основу был положен куль разума –

рационализм, стройность логичность.

Стремление к ясности и единству целого, симметрия и уравновешенность,

определённость форм и пространственных интервалов, создающих

спокойный и торжественный ритм, система пропорционирования,

основанная на кратких отношениях целых чисел, определяющий

закономерности формообразования.

К. В. Глюк осуществил реформу оперы, устранив присущие придворным

спектаклям пышность постановок, бессодержательную вокальную

виртуозность. Его оперы воспевали высокие гражданские идеалы,

нравственную чистоту и стойкость.

В конце ХVIII в. классицизм получает развитие в творчестве Ф. Госсека, Э.

Мегюля, Л. Керубини.

Своеобразно преломились традиции классицизма, (возникшие при

Екатерине II) в музыке русских композиторов (М. Березовский, Е. Фомин, Д.

Бортнянский, В. Пашкевич, И. Хандошикин). Являясь представителями

просвещённого абсолютизма внесли свой вклад в созревание национальной

школы, подготовили расцвет русского классицизма музыки ХIХ в.

Реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности

русского многоголосного пения с достижениями европейских музыкантов.

Е. Фомин написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика»

ставшей самым величественным памятником русского музыкального театра

эпохи по оценкам современников. Высшая стадия развития классицизма

связана со столицей музыкальной культуры – городом Вена и творчеством

композиторов И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Три великих имени,

вошедших в историю, как венские классики. Высокий стиль, богатое образное

содержание, воплощённое в простой, но совершенной художественной

форме – отличительные черты их творчества.

К заслугам И. Гайдна, помимо огромного творческого наследия: (104

симфонии, более 30 опер, оратории «Сотворение мира», «Времена года», 83

струнных квартета, 52 сонаты, 12 «Лондонских симфоний» и др.) относят

реформирование симфоний и расширение состава симфонического

оркестра.

Симфония – (созвучие) – произведение для оркестра, в форме сонатного

цикла. Гайдн устанавливает чёткую 4-частную схему:

1 часть – активное, действенное начало.

2 часть – спокойное сосредоточенное раздумье.

3 часть – бытовые элементы менуэта.

4 часть – финал – кипучее веселье, оживлённой стремительностью.

Классический состав симфонического оркестра у Гайдна: струйные, флейты, 2

гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, позднее присоединили

кларнет. Складываются структуры сонатной формы (сонатное allegro) –

принцип изложения предполагает взаимодействие тем и художественных

образов, обычно контрастных.

Развитие тем проходит в три этапа:

1 - Экспозиция ("показ") - завязка действия.

Излагается Г. П. и примыкающая к ней - связующая, побочная партия и

заключительная. Чаще Г. П. носит динамичный, решительный характер, ей

противостоит более созерцательная, лирическая П.П.

2 - Разработка - драматический центр, столкновение и широкое развитие тем,

изложенных в экспозиции.

3 - Реприза - ("возобновление")- развязка действия, видоизменённое

повторение экспозиций.

Эстафету реформирования музыкальных жанров принял австрийский

композитор В. А. Моцарт, осуществив реформу оперы, став родоначальником

классической австрийской оперы. В "Похищении из сераля" он объединил

комедийное и героическое начала. "Дон - Жуан" - музыкально

психологическая драма сочетает комическое с трагическим, бытовое - с

возвышенным. Каталог его произведений включает свыше 600 произведений

(наиболее известные - симфонии, фортепианные концерты, струнные,

Реквием).

А. Моцарт обогатил жанр сонаты в гармоническом, звуковом, динамическом

и технически - виртуозном отношении. Среди средств музыкальной

выразительности его произведений на первый план выходит мелодия -

изящная, певучая, с обилием хроматизмов, задержаний. Основа гармонии -

простые функции (T-S-D), смелые модуляции, далёкие тональные

сопоставления. Фактура - ясная, прозрачная, тонкая, полувоенизированная.

Не свойственно монументальное аккордовое изложение, быстрые

последования октав, двойных нот. Гармоническая фигурация состоит

преимущественно из арпеджио, трезвучий, Д 7 аккордов.

Вид сопровождения - повторение одного звука "барабанные басы", ломаные

октавы - "маркизовы басы", ломаные трезвучия - "альбертиевы басы".

Изящная ткань музыки Гайдна и Моцарта требует осторожного и тонкого

обращения с динамикой. Звучность не должна быть грубой, резкой и не идти

в ущерб благородству и простоте выражения.

Основные условия исполнения произведений венских классиков - точное

соблюдения ритма, равномерность, устойчивость темпа. Моцарт крайне

отрицал излишне быстрый темп. "Не следует нарочито замедлять движение,

но и ускоренный темп обеднит музыку. Найти наилучший для музыки и себя

темп" - рекомендовал он.

Заключительный аккорд в совершенствовании музыкального творчества

эпохи классицизма в Европейской культуре поставил величайший немецкий

композитор, виртуозный пианист - импровизатор, талантливейший

симфонист иноватор - Л. В. Бетховен (1770-1827 гг.)

Современник Великой французской революции, воспитанный на идеях

Просвещения, немецкой классической литературы и философии, он воплотил

в произведениях мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества.

Им создано 9 симфоний, увертюры ("Эгмонт", "Кориолан", "Леонора"), опера

"Фиделио", 5 фортепианных концертов, 16 струнных квартетов, 32

фортепианных сонаты (в том числе программные - "Патетическая", "Лунная",

"Аврора", "Апписсионата"), ода "К радости", циклы вариаций, более 90

вокальных произведений.

Для передачи своих мыслей и чувств Бетховен всегда находил новые

выразительные средства, преобразовывая и обогащая традиционные

музыкальные жанры, воплощал смелые идейные концепции.

Будучи блестящим пианистом, изобретательным импровизатором, он начал

с классического фортепианного стиля, связанного с искусством клавесинной

игры и закончил музыкой для современного рояля, введя новую концертную

форму фортепианного исполнительства.

Анализ новаторских приёмов звукоизвлечения, организации пианистических

особенностей композитора раскрыты музыкальными историками Института

им. Гнесиных (М. Гринберг, Т. Гутман, Б. Кременштейн, В. Тиличив).

Они отмечают оркестровое звучание фактуры, яркость мелодического языка,

богатую динамику, пропорциональность формы, широту использования

регистров, эмоциональность, тематические контрасты, своеобразие

метроритма, обогощение педальной техники, укрупнение гармонических и

мелодических структур (октавы, двойные ноты в виде последований,

довольно протяжённых, техника martellato, использование массивных

аккордов) и др.

Образцы интерпретации музыки Л. Бетховена создавались многими

русскими пианистами - братья Рубинштейны, М. Балакирев, А. Есипова.

Творчество Бетховена по своей философской глубине, демократической

направленности, смелости новаторства (не умещавшиеся уже в строгих

рамках классицизма) вывело музыкальную культуру на новый виток

развития, создав предпосылки для следующего художественного

направления.

Романтизм - (конец ХVIII - ХIХ вв.) - время становления нового

мировоззрения под влиянием прогрессивных идей, рождённых эпохой

Великой французской революции, Наполеоновских войн и национальных -

освободительных движений (рост национального самосознания, борьба с

сословными предрассудками); разочарованность художественной

интеллигенции в социальном равенстве и значительных перемен в обществе

(отсюда - идеализация прошлого, обострённый интерес к миру субъективных

чувств, переживаний. Истоки философии романтизма берут начало в

Германии (Ф. Шмгель, Ф. Шеллинг), затем распространившись и на другие

Европейские страны: Францию, Италию, Польшу, Россию (В. Жуковский).

В литературе романтический стиле представлен в творчестве Гофмана,

Шатобриана ("Гений христианства"), В. Гюго ("Собор Парижской

богоматери"), А. Дюма ("Граф Монте - Кристо", "Королева Марго"), Дж.

Байрона, А. Мицкевича и др.

В Делакруа, Тернера, Гойи, Брюллова, Айвазовского преобладают сказочные

и народные мотивы, яркие природные стихии, контрасты времён года.

Музыкальные течения романтизма принято извлекать из национального

колорита каждой Европейской страны в отдельности:

- Лондонская школа - (М. Клементи, Д. Фильд);

- Венская школа - (И. Гуммель, Г. Малер);

- Австрийская и немецкая школы - (Ф. Шуберт, К. Вебер, Ф. Мендельсон, Р.

Шуман);

- Парижская школа - (Ф. Калькбренне, А. Лемуан, К. Черни, С. Тальберг, И.

Момелес);

- Норвежская школа - (Э. Григ);

- Западнославянская - (Б. Сметана);

- Польская - (Т. Лешетицкий, Ф Шопен);

- Венгерская школа - (Ф. Лист).

Основные черты и принципы творчества романтиков:

1. В центре внимания человек и его внутренний мир.

2. Единение человека и природы.

3. Тяготение к мечтательности и оторванности от реальности.

4. Демократизация искусства.

5. Активный интерес к национальным мотивам, традициям, фольклору.

Музыке этого времени характерен богатейший мир образов мужественной

силы, героической борьбы, лирических эмоций, захватывающих своей

поэтичностью и жизненной правдивостью. Лирическое направление шло по

линии психологического углубления, раскрытия тонких оттенков чувств, и

сложных душевных коллизий. В фортепианном творчестве процесс

воздействия симфонизма, песенно-романсных и оперных жанров привёл к

возникновению новых музыкальных форм изложения.

Ведущим жанром становиться мир.

Миниатюра, где возможно было отразить запечатлеть как мимолётные

чувства, так и глубокие порывы, и потрясения, мгновенное настроение и

просто зарисовки с натуры.

Песни без слов - небольшие пьесы с мелодикой напевного характера.

Ноктюрн - мечтательная, певучая пьеса, навеянная образами ночи (no cturne

- ночной).

Баркарола - (barca - лодка) - песнь лодочника, имеют спокойный, распевный

характер, с мерно колышущимся ритмом аккомпанемента.

В произведениях крупной формы:

Фантазия - музыкальное произведение сонатной формы написанные

большей частью в свободной форме.

Баллада - песня о драматических событиях, часто с элементами фантастики, в

дальнейшем - драматически - повествовательного и величаво- эпического

характера.

Использовалась свободно трактованная структура сонатного allegro,

обогащённая приёмами вариационного песенного и полифонического

развития.

В инструментальном искусстве популярность завоевали музыкальные

моменты и экспромты пьесы, написанные как бы импровизационно, в

порыве вдохновения (expromptu - высказывать). Интенсивность развития

жанра фортепианной миниатюры в творчестве романтиков было

обусловлено в том числе и усовершенствованием механики фортепиано

(начало XIX в. французский мастер С. Эрар), значительно расширив

выразительно - техническую базу музыкального языка. Благодаря чему

фортепиано и рояль становится ведущими инструментами концертной

практики и домашнего музицирования.

С этим же обстоятельством связано обновление средств музыкальной

выразительности и приёмов исполнительской техники. Расширялся

динамический диапазон, позволяющий воспроизводить практически любую

грацию звучности - от "невесомого до мощнейшего", обогатилась

тембральная палитра за счёт широкого охвата клавиатуры многоплановой

фактурой. Мелодия индивидуализировалась, опираясь на ладо -

интонационные основы национального колорита, а сопровождение

перестало быть нейтральным и типичным.

Гармония окрасилась аллитерированными, диссонирующими созвучиями,

эффектами сопоставления тональностей (смена мажора на одноимённый

минор), применением диатонических, натуральных ладов, приближённых к

народному эпосу или причудливым элементам фантастических образов.

Педальный механизм (как одно из нововведений в конструкции фортепиано)

способствовал формированию звучности объёмной насыщенной

"обертоновой атмосферы".

Исполнение сочинений для фортепиано композиторов романтического

направления требуют высокого развития искусства пения, мелодизации

пассажей, современного пальцевого legato, свободного владения

различными видами технического арсенала, тончайшими приёмами

педализации.

При всём многообразии творческих индивидуальностей мастеров -

пианистов в XIX в. можно выделить общие, типовые черты, говорить об

определённом облике музыкально - исполнительского искусства, концертно -

исполнительском стиле данного периода.

Обращает на себя внимание значительно большая свобода, раскованность

нестеснённость в использовании выразительных средств. Темпо rubato subito,

эффекты звукоколористики - применялось в приделах весьма широких.

Использовались асинхронные "упреждающие" басы, когда правая и левая

рука исполнителя намеренно не совпадали на сильную долю такта, с

подчёркнутой вычурностью обрисовывались мотивные контуры,

перемежались разного рода "замирания", люфт паузы, чувствительные

"придыхания" и прочие мелодраматические эффекты.

Очевиден в этом контексте и культ виртуозности - яркой, броской,

щеголеватой игры, рассчитанной на ошеломление, потрясения слушателя.

Виртуозный стиль игры, полёт фантазии, красочная гамма эмоциональных

оттенков стали отличительной чертой исполнительского "почерка" к

середине XIX в. Противоречие между стилистической направленностью

искусства "виртуоза" и общими художественными тенденциями развития

музыки привели вскоре к кризису "романтиков", выдвинув на смену новые

черты в исполнительстве, где первостепенностью становится аналитическое

проникновение в материал, художественный расчёт, конструктивная логика,

скупость во внешнем проявлении чувств - то, что принято именовать

рационализмом.

Среди ярких интерпретаторов произведений "романтической" эпохи

выделяться прежде всего сами композиторы: Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф.

Мендельсон, С. Рахманинов, А. Зилоти и другие.

И. Гофман (1876-1957 гг.) - ученик А. Рубинштейна, автор методики

фортепианной игры. "Ответы на вопросы о фортепианной игре" подробно

рассматривает все аспекты исполнительской техники музыки "романтизма".

Музыкальное наследие композиторов обсуждаемого исторического периода

поражает феноменальной продуктивностью, жанровым многообразием,

совершенством художественно-технического мастерства.

Ф. Шуберт (1797-1828 гг.) - австрийский композитор. Создал 9 симфоний, 18

музыкально - сценических произведений, более 40 камерных ансамблей, 22

сонаты, 11 экспромтов, 6 музыкальных моментов, фантазия "Скиталец",

более 600 песен, вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний

путь", более 250 вальсов, экосезов, кадрилей. Песенными мелодиями,

тонким лиризмом пронизаны все произведения Шуберта. Всюду

господствует мелодия - свежая, поэтическая, согретая теплом человеческого

сердца.

Р. Шуман (1810-1856 гг.) - немецкий композитор, музыкальный деятель,

художник-новатор. Значительны по достоинствам воплощённых образов его

4 симфонии, фортепианный, скрипичный и виолончельный концерты.

Песенные цыклы - "Любовь поэта", "Круг песен". Фортепианные циклы

"Бабочки", "Карнавал", "Фантастические пьесы", "Новеллетты",

"Симфонические этюды", "Креслериана" - занимают прочное место в

концертных программах всех пианистов мира, а "Детские сцены", "Альбом

для юношества", пьесы танцевального жанра - входят в репертуар юных

музыкантов.

"Освещать жизнь человеческого сердца - вот главное назначение

художника" - девиз Р. Шумана и главный художественный принцип

содержания его музыкального творчества. С именем Шумана в нашем

представлении связано самое чистое и правдивое, что дала миру

романтическая музыка.

Ф. Шопен (1810-1849 гг.) - польский композитор и пианист уникального

дарования. Он возвышается среди гениев мировой музыки непревзойдённой

красотой и неповторимой индивидуальностью свих творений. Песенная и

танцевальная народная музыка служила неисчерпаемым источником,

питавшим его творчество. Первоклассный пианист, Шопен писал почти

исключительно фортепианную музыку.

Он автор 2 фортепианных концертов, 3 сонат, 4 баллад, 4 скерцо, 25

прелюдий, 27 этюдов, 16 полонезов, 19 вальсов, 4 экспромтов, 21 ноктюрна,

около 60 мазурок и других пьес. Новаторство его стилевых открытий и

завоеваний ознаменовало собой эпоху нового музыкального мышления,

давшую мощный рассвет национальных школ: венгерской, русской,

норвежской, чешкой, финской, испанской.

"В изображении мелодий, поэтически одушевлённых и облечённых в самые

интересные и великолепные ходы гармонии, - Шопен достигает истинной

гениальности" (В. Боткин).

"Трагизм, романтика, лирика, героическое, драматическое, фантастическое,

задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее...- вообще все возможные

выражения находиться в его сочинениях" - писал А. Рубенштейн о Шопене.

Исполнительский стиль Шопена - пианиста 9 по воспоминаниям

современников) неизменная утончённость и изящество.

"В своём непреклонном желании применить выразительные возможности и

средства пения на фортепиано Шопен, открыл bel canto фортепианной игры"

(Я. Мильштейн).

"Он обладал чудесным искусством владеть звуком, видоизменять его,

исключительной собственной манерой касаться клавиш. Никто из пианистов

до него не умел применять с такой гибкостью педали, чередуя их и используя

обе одновременно" (А. Мармонтель).

Один из ярких интерпретаторов произведений Шопена К. Игумнов

советовал: "при исполнении кантилены пальцы следует держать как можно

ближе к клавишам и стараться больше играть "подушечкой", мясистой частью

пальца, стремиться к естественному слиянию их с клавиатурой". Он возражал

против обильной педали: нога должна была "дышать" на педали, следуя

изгибам мелодии, порой "вибрируя".

Исполнителю музыки Шопена следует стремиться "овладеть тайной

звукоизвлечения", чуждой всякой жёсткости, резкости, гибким, плавно

льющимся legato, тонкой пальцевой техникой ("изящный бисерный почерк");

должно быть подвластно трепетно - живое, прихотливо изменчивое tempo

rubato - характерное импровизации, умение окутывать музыку лёгким

педальным "флёром" ( Г. Цыпин).

"Каждый человек должен знать, что Шопен величайший польский художник,

что его имя неразрывно связано с польской культурой, что он тот, кто истинно

опоэзировал фортепиано. И всё же "тайна" воздействия его искусства

остаётся до конца не разгаданной" (Я. Мильштейн).

Ф. Лист (1811-1886 гг.) - основоположник национальной школы своей страны

- Венгрии, композитор, пианист, педагог, продолжатель творческих

принципов венского классицизма, заложенных Л. В. Бетховеном.

Сочинил около 700 произведений. К вершинам творчества относятся

симфония "Фауст", "Данте-симфония", 13 симфонических поэм ("Прелюды",

"Тассо", "Орфей" и другие), 2 концерта для фортепиано с оркестром,

знаменитые "Венгерские рапсодии".

Лист создал новую (одночастную) форму симфонической поэмы, концерта,

сонаты, открыл "новую главу" в истории жанра транскрипции (свободная

виртуозная обработка произведений, написанных в оригинале для других

исполнительных средств), среди которых многочисленные песни Ф. Шуберта,

симфонии Л. Бетховена, Мейербера, Верди, Глинки.

Новаторство Листа в области фортепианной музыки заключается в

симфонической трактовке фортепиано, главной особенностью которого

являеться оркестральность: изобилие красок и звучаний, свободный охват

всего диапозона инструмента, преоблодание "крупного штриха". На первый

план в его стиле выступает блеск, мощь, красочность, декламаторский пафос,

виртуозный размах, импровизационный подход к материалу.

Заключение.

Большой вклад и большое влияние внесли эти композиторы классической

музыки в общественное мировое искусство. Их произведения продолжают

жить до сих пор и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции

и чувства. Великие произведения известны каждому человеку, даже не особо

разбирающимися в музыке. Уже сейчас можно сделать вывод - классическая

музыка вечна, как и само человечество. Никто не представляет жить без

музыки. Классическая музыка всегда будет нравиться людям, так как она

затрагивает душу человека, даёт повод к размышлениям над многими

жизненными вопросами.

Список использованной литературы:

Южак К. О природе и и специфики полифонического мышления. М. Москва

1973 г.

Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М. Москва 1965

г.

Асафьев А. История фортепианного искусства. Л. Ленинград 1971 г.

Рабинович Д. Исполнитель и стиль. М. Москва 2008 г.

Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. М. Москва "Советский

композитор" 1983 г.

Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. Изд. "Лань" Санкт -

Петербург 2021 г.

Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник. М. Москва 1996 г.

Браудо И. "Об изучении клавирных сочинений" И. С. Баха в музыкальной

школе. Санкт -Петербург 1994 г.



В раздел образования