Напоминание

Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии


Автор: Ефремова Наталия Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля" Канашского муниципального округа Чувашской Республики
Населённый пункт: с. Шихазаны
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии
Дата публикации: 27.02.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Исследование памяти в отечественной и зарубежной психологии

Впечатления, которое человек получает об окружающем мире,

оставляет

определенный

след,

сохраняются,

закрепляются,

а

при

необходимости и возможности –

воспроизводятся. Совокупность этих

процессов называются памятью.

Память

далеко

не

сразу

была

выделена

как

специальная,

существующая

наряду

с

другими,

психическая

функция.

Она

рассматривалась как основа всякого знания, отождествляясь с истиной

(Платон), с душой (Августин), с намерением (Спиноза), с личностью (Дж.

Ст. Милль), с мыслью и т.д.

Проблемой изучения памяти занимались как отечественные ученые

(П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р.

Лурия, В. Я. Ляудис, Л. С. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.), так и

зарубежные (Ф. Бартлетт, К. Бюлер, П. Жане, Э. Торндайк, З. Фрейд, В.

Штерн и др.).

История изучения вопроса о развитии памяти насчитывает несколько

веков. На сегодняшний день существуют разные психологические теории

памяти. Одной из первой, не потерявшей своего научного значения до

настоящего времени была ассоциативная теория (Г. Эббенгауз, Г. Э.

Мюллер,

Ф.

Шуман

и

др.).

Она

возникла

в

XVII

в.,

активно

разрабатывалась в XVIII и XIX в., преимущественное распространение и

признание получило в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации-связи между

отдельными психическими феноменами, разработанная Г. Эббенгаузом, Г.

Мюллером и др. Память здесь понимается как сложная система

кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых

ассоциаций

по

смежности,

сходству,

контрасту,

временной

и

пространственной близости. Благодаря этой теории мы были открыты и

описаны многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания

Г.Эббенгауза.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла

гештальтеория (К. Левин, К. Коффка). Для нее исходным понятием и

одновременно главным принципом, на базе которого объяснить феномены

памяти, выступила не ассоцаация первичных элементов, а их изначальная,

целостная

организация

гештальт.

Именно

законы

формирования

гештальта, по убеждению сторонников этой теории, окружают память.

Главная мысль сторонников этой теории стояла в том, что и при

воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры,

а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной

основе.

Не было найдено удовлетворительного ответа на вопросы о генезисе

памяти и у представителей двух других направлений психологических

исследований мнемических процессов – бихевиоризма (Д. Уотсон, И. П.

Павлов) и психоанализа (З. Фрейд, Х. Маккловский). Взгляды сторонников

бихевиоризма на проблеме памяти оказались близкими к тем, которые

разделялись

ассоцианистами.

Единственное

различие

между

ними

заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в

запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как

работает память в процессах научения.

В отечественной психологии преимущественное развитие получило

направление в изучении памяти, связанной с общепсихологической

теорией деятельности (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов). Здесь память

выступает, как особый вид психологической деятельности, включающей

систему теоретических и практических действий, подчиненных решению

мнемической

задачи

запоминание,

сохранение

и

восприятие

разнообразной

информации.

Внимательно

исследовался

состав

мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от

того, какое место в структуре занимает цель и средства запоминания,

сравнительная

продуктивность

произвольного

и

непроизвольного

запоминания зависимости от организации мнемической деятельности.

Несмотря на накопленный в психологии теоретических материалов

по проблеме памяти, на сегодняшний день нет единого определения

данному процессу.

Так, памятью называют единый психологический процесс, который

отражает или воспроизводит прошлое, прежде пережитое индивидом (Р. С.

Немов).

А. Г. Маклаков понимает под памятью запечатление, сохранение,

последовательное узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Таким

образом,

память

рассматривается

и

как

социально

обусловленный

психологический

процесс,

прямо

зависимый

от

практической

деятельности

человека,

и

как

система

действий,

ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала (Ж.

Пиаже).

Так, например, Р. С. Немов определяет память как психическое

свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению,

и воспроизведению опыта и информации.

Память – сложный психический процесс, состоящий из нескольких

частных процессов, связанных друг с другом. (А. Г. Маклаков).

Иного определения придерживается

Юзеф Макселон: «память - это

способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая

не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его

размещение во времени и пространстве».

Я. Л. Коломинский дает следующее определение памяти. Память –

это

способность

головного

мозга

воспринимать

окружающую

действительность,

запечатлевать

ее

в

нервных

клетках,

хранить

воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их.

А. В. Петровский дает следующее определение памяти. Память – это

запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его

опыта.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта,

позволяющие повторное использование его деятельности или возвращение

в сферу сознания. (Новейший психологический словарь).

Таким образом,

память –

это форма психического отражения

действительности,

заключающаяся

в

запоминании,

сохранении

и

воспроизведении

данных

прошлого

опыта.

Но

наиболее

полное

определение дает Я. Л. Коломинский.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов,

которые участвуют при запоминании впечатлений человеком.

1) Двигательная (кинетическая) память - запоминание и сохранение а

при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений.

Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых,

спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с

этим видом памяти.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот

вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило,

то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается

им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет

важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень

рано: около 6 мес.

3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания,

когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию,

прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и

только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-

логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал,

понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой,

обладают

ученые,

опытные

лекторы,

преподаватели

вузов

и

т.д.

Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и

гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание.

4) Образная память – связана с запоминанием и воспроизведением

чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между

ними. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной,

осязательной и вкусовой. Данная память начинает проявляться к возрасту

2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы

могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов,

так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием.

Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более

активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у

большинства людей лучше развита зрительная память.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением

зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют

хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже

когда ока уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для

людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая

память

это

хорошее

запоминание

и

точное

воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.

Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки,

акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет

словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им,

может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или

какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этим типом

памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов,

учёные.

А. Г. Маклаковым были выделены основные характеристики памяти:

объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность

сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти – это характеристика памяти, которая характеризует

возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения – характеризует способность человека

использовать

в

практической

деятельности

имеющуюся

у

него

информацию.

Точность воспроизведения – отражает способность человека точно

сохранять, а самое главное точно воспроизводить информацию.

Длительность

отражает

способность

человека

удерживать

определенное время необходимую информацию.

Готовность

к

воспроизведению

-

способность

быстро

воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой

способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше

опыт.

Таким образом, на сегодняшний момент в психологии разработаны

основные теории памяти, даны ее определения, выделены основные виды

и процессы памяти. Однако остается малоразработанной проблема

индивидуальных различий в памяти различных людей, типов памяти.

Бесспорно, память – это важный процесс в жизни человека, она

позволяет ему накопить, сохранить, и в последствии, использовать личный

жизненный опыт. От того насколько будет развита память ребенка, будет

зависеть успеваемость его обучения в школе, в будущем.



В раздел образования