Напоминание

Развивающие игры как средство формирования речи у детей в ДОУ


Автор: Чала Ольга Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Публикация
Тема: Развивающие игры как средство формирования речи у детей в ДОУ
Дата публикации: 27.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развивающие игры как средство формирования речи у детей в ДОУ»

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом

деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и

физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно

поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие,

подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту:

они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра

развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные,

коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

- формирование мотивации к процессу говорения;

- воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

- развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого

дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия,

интонационной выразительности речи;

- пополнение и активизация словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

- совершенствование монологической и диалогической форм речи;

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики

кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной

осанки;

- усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов,

использование их в практике общения;

- воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в

коллективе.

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре

развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится

интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми

и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

стимулируют познавательную активность ребёнка;

активизируют мышление;

обогащают словарный запас;

закрепляют правильное произношение звуков;

развивают внимание и память;

улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке.

Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и

фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию

предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление

правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых

фраз и предложений.

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д.

Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

Огурец — это… овощ.

Банан — это… фрукт.

Медведь — это… животное.

Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо

профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно

взрослому.

Кто рисует картины? — Художник.

Кто лечит детей? — Врач, доктор.

Кто строит дом? — Строитель

Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку

даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения

следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия

начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную

картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и

т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно

кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно

ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше

слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с

пупырышками».

Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.

Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а

ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.

Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло /

чтобы она не замёрзла.

Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы

искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное,

например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен

закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки.

Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы

любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».



В раздел образования