Напоминание

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В РАМКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ОРКСЭ


Автор: Палагина Наталья Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж»
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Статья
Тема: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В РАМКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ОРКСЭ
Дата публикации: 27.04.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ИЗУЧЕНИИ

СТУДЕНТАМИ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В РАМКАХ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА ОРКСЭ

VALUE AND MEANING GUIDELINES IN THE STUDYOF THE

FOUNDATIONS OF ORTHODOXY INSIDE THE INTERDISCIPLINARY

COURSE «FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR

ETHICS»

Палагина Наталья Петровна, преподаватель ОГБПОУ «Томский

государственный педагогический колледж» Томск, Россия

Tomsk State Pedagogical college, Tomsk, Russia

Ключевые слова:

православная культура, духовно-нравственные ценности,

студенты, школьники, символы, смысловые ориентиры.

Key words:

educational work, school students, comprehensive school, system of

educational work, teacher, class teacher.

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу формирования ценностно-

смысловых ориентиров на основе соотношения православной и светской

составляющих

отечественной

культурно-педагогической

традиции.

Представленный опыт работы со студентами педагогического колледжа поможет

понять

главные

составляющие

в

работе

по

приобщению

к

духовно-

нравственным основам православного учения будущих учителей, как гарантам

надежного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность

обучения

студентов

педагогических

специальностей

преподаванию

основ

религиозных

культур

обусловлена

введением

в

общеобразовательных школах учебных предметов

духовно-нравственной и

религиозной направленности, комплексного курса ОРКСЭ.

Как народ, любящий свою страну и заботящийся о ней, мы стремимся к

тому, чтобы все лучшее, что накоплено старшими поколениями, передать своим

студентам. Речь идет, прежде всего, о наших традиционных ценностях, которые

возложены на прочный фундамент православной культуры, являются ее

неотъемлемой составляющей.

В настоящее время комплексный курс ОРКСЭ является вариативной частью

образовательной программы. Очень важно, чтобы освоение студентами данного

курса было качественным и ориентированным на достойный результат. Как

преподаватели мы обязаны не только осуществлять передачу научных знаний,

формировать компетенции, но и уделять должное внимание формированию у

студентов мировоззрения, позитивной ценностной ориентации, придавать

обучению, труду и жизни нравственное измерение.

Изучение основ религиозной культуры может многое предложить каждому

не только со стороны пополнения знаний, но и со стороны развития личных

дарований

и

способностей,

формирования

целостной

картины

мира,

самостоятельной ориентации в духовных вопросах.

Изучение православной культуры в рамках образовательной программы

ОРКСЭ в нашем колледже является светским. Заблуждением некоторых

студентов бывает мнение, что светский характер российского государства,

якобы, препятствует знакомству с религиями в светском образовательном

учреждении. Необходимо было довести до сведения студентов, что, согласно

программе нашего междисциплинарного курса (МДК), изучение основ и

ценностей православия не сопровождается совершением религиозных обрядов,

отправлением религиозного культа, не требует от студентов религиозной

самоидентификации в любой форме. Также не препятствует их свободному

мировоззренческому

или

конфессиональному

самоопределению,

не

предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не

преследует

в

качестве

образовательной

цели

вовлечение

студентов

в

религиозную организацию.

Главной целью изучения междисциплинарного курса является духовно-

нравственное развитие и воспитание студентов, формирование общекультурных

и профессиональных компетенций для осуществления педагогической и

культурно-просветительской деятельности в системе начального образования.

Почему же так важно приобщать студентов к духовно-нравственным

ценностям, общечеловеческому наследию культуры православия? Одна из самых

главных проблем нашего времени - перенасыщение информацией. К сожалению,

наши дети все меньше замечают красоту природы, читают книги, увлекаются

музыкой и живописью. Все их интересы поглощают телевидение, реклама и

компьютерные игры. Такое информационное воздействие губительно для души

ребенка. Оно порождает безразличие и равнодушие к людям, к постижению

знаний и к жизни вообще.

Важно отметить, что лишая юное поколение православного взгляда на мир,

мы во многом затрудняем постижение им мировой и отечественной культуры,

ограничиваем его в

приобщении к великим произведениям искусства, их

пониманию и осмыслению.

Есть и другой аспект. Все мы знаем, что перед каждым человеком в его

жизни постоянно стоит выбор, нравственный выбор. «Собственно овладение

этой наукой – принятие нравственных решений – и есть то, что необходимо

любому человеку, независимо от его профессии, рода занятий, пола и возраста.

Но овладение наукой – не в смысле философствования на тему «что есть добро»,

а формирование цельной личной мировоззренческой позиции и навыка принятия

и исполнения нравственных решений, направленных на добро» [1].

Это понимание возрастает, когда мы говорим о том, что сегодняшние

студенты, а завтрашние учителя возьмут на себя ответственность за воспитание

школьников, за то, чтобы наши дети росли думающими, способными быть

честными, отзывчивыми, сострадательными, чтобы такие категории как долг,

совесть, правдивость были для них не абстрактными, а вполне осязаемыми

понятиями.

Духовный кризис, о котором говорит Национальная доктрина образования,

состоит в том, что в России утрачено здоровое чувство национального и

культурного самосохранения. Основополагающие ценности сейчас почти не

передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего

образования.

Необходимо

осознать

эти

ценности.

Не

отвлеченно

«общечеловеческие», а конкретно те, на которых развивалась наша культура [4,

с.29]. Ответы на эти и многие другие вопросы дает православное учение. Оно

помогает формировать у школьника нравственное отношение к знанию: знанию

не ради собственных амбиций и корысти, а ради ответственного служения

людям и Отечеству, помогает уметь учиться, осознавать ценность учебы, труда и

творчества, проявлять ответственность и прилежание в учебе [1].

Для студентов православное учение позволяет открыть перспективу

переосмысления целей и задач преподавания базовых предметов, органично и

целостно выйти на обсуждение вопросов, личностно значимых как для ученика,

так и для преподавателя [2]. Это вопросы различения добра и зла, образа

совершенства, к которому стремится человек, ценности человеческой жизни,

бережного отношения к другому человеку, ответственности человека за жизнь на

земле, памяти предков, почитания родителей, уважения к старости, любви к

Родине.

Изучая основы православного христианского вероучения, мы знакомимся со

Священным

Писанием,

постигаем

суть

Синайского

законодательства

и

Заповедей Блаженств, анализируем особенности христианской морали и

«золотое правило» нравственности.

Особенностью

религиозной

культуры,

прежде

всего,

выступает

сакральность. Этот феномен основан на вере, а потому и восприятие одного и

того же события или явления в светской и православной культуре может быть

разным. Например, исполнение заповеди «Блаженны милостивые, ибо они

помилованы будут», обосновывается этическим аспектом, пониманием, что

безжалостность не одобряется обществом, нехорошо поступать человеку

жестокосердно. Верующий же человек, зная, что Богу все ведомо и ничто не

может от Него утаиться, поступит сообразно этому знанию, проявляя тем

самым желание не нарушать основы бытия.

Без понимания сакрального смысла феноменов православной культуры

корректное преподавание основ православной культуры учителем и адекватное

понимание православной культуры студентами будет затруднено. Например,

ветхозаветные заповеди, ценность которых не отрицается и в Новом Завете,

безусловно, содержат в себе нравственные (ценность человеческой жизни,

уважение достоинства человека) смыслы. Однако для выявления нравственных

смыслов

десяти

ветхозаветных

заповедей

нет

необходимости

изучать

православную культуру — достаточно рассмотреть их с позиций «золотого

правила этики».

Многие изречения из Ветхого и Нового Завета – настолько отвечают

нашему традиционному, народному взгляду на мир, что многие из них и не

осознаются как библейские. Многие студенты удивляются, узнав об источнике

происхождения, например, таких фраз как «трудиться в поте лица», «камень

преткновения», «на круги свои», «корень зла», «между небом и землей»,

«хранить как зеницу ока», «лицом к лицу». Даже если подобные фразеологизмы

не оторваны от контекста не всегда понимается и осознается их значение, некий

глубинный смысл. Это происходит потому, что многие значения библеизмов

являются не прямыми, а переносными – метафорическими, символическими,

аллегорическими.

То же и с еще одним библейским жанром - притчами. Школьный учебник

предоставляет богатый иллюстративный материал. Поэтому и мы, работая над

евангельскими притчами, приобщаем к работе над притчами полотна Г. Доре

(«Богатый и Лазарь»), Р. Рембранта («Блудный сын»), П. Брейгеля («Притча о

Сеятеле»),

Ю. Карольсфельда («Фарисей и мытарь») и др. Через язык притчи мы

пытаемся найти «ключи» к библейским смыслам, выявляем их главные

константы. Они открываются нам заново своей красотой образа и смысла, а

своей значимостью продолжают утверждать идеалы и ценности, позволяют

вести особый диалог – между людьми, между эпохами, между разными

культурами и народами.

Важной характеристикой православной культуры является символичность.

Семиотическое наполнение христианского вероучения интересно студентам, они

с удовольствием выполняют исследования по предложенным на эту тему

заданиям. Например, предлагается изучить вопрос: «Как,

известные нам,

изображения связаны со Священным Писанием?» А именно: белый голубь

- символ мира, крест – символ спасения, георгиевская ленточка – символ победы,

Андреевский флаг – символ Военно-морского флота и многие другие символы.

Изучая символ, мы открываем его смысл, а, значит, приобщаемся к

христианским ценностям. Вполне очевидно, что лучшим местом такого

приобщения является храм. Здесь мы можем в прямом смысле прикоснуться к

святыням,

почувствовать

композиционную

целостность

внутрихрамового

устройства, где каждый элемент имеет смысловое наполнение и прочтение.

Такое

«погружение»

(как

прием

обучения)

мы

осуществляем,

посещая

Казанский Храм Томского Богородице-Алексеевского монастыря. Наш колледж

и монастырь расположились на одной территории, и такое соседство дает нам

возможность

бывать

на

экскурсиях,

знакомиться

с

церковным

музеем,

библиотекой, узнавать историю создания монастыря.

Образ

святости

определяет

идеал

совершенствования

человека

в

православной культуре, опора же духовного становления

- в исполнении

заповедей. Эти два вектора – духовное становление и обретение нравственной

опоры – образуют своего рода «систему координат», в которой будущие

педагоги ставят и решают задачи освоения начал православной культуры.

Именно отсюда всем нам известная формулировка «духовно-нравственное

воспитание»,

которой

мы

пользуемся

как

самой

распространенной

и

употребляемой

категорией,

которая

определяет

основное

содержание

деятельности педагога, используется им при написании дипломных проектов,

при составлении пояснительных записок к программам [4, с.34].

Ценностно-ориентированное

занятие

мотивирует

обучающихся

на

активную работу, вовлекает их в обсуждение, поиск путей решения проблем.

Для этого нами используются приемы деятельностного подхода:

1. Работа с источниками (Священное Писание, журнал «Фома», интернет-портал

«Азбука веры», свято-отеческая литература и т.п.).

2. Визуализация (слайды с цитатами, с репродукциями картин художников, с

таблицами и итоговыми выводами, текстовые материалы).

3. Активизация

логического

мышления

(сравнение

картин

художников,

ситуационный анализ

притч,

систематизация

материала при составлении

таблиц с временной последовательностью и др.)

4. Стимулирование творческого мышления (создание мини-проектов, буклетов,

онлайн-игр и т.п.)

5. Развитие понятийного аппарата (работа с этимологическим, лексическим,

толковым и другими словарями).

6. Организация поисковой деятельности (работа с источниками, использование

сети интернет).

7. Модерация (приобщение студентов к ведению занятия в качестве ведущих,

целеполагание, составление плана работы и т.п.).

8. Диалоговые формы коммуникации (обсуждение, обмен мнениями).

Такая организация занятий помогает студентам понять, что учебно-

воспитательный

процесс

должен

строиться,

в

первую

очередь

на

аксиологических основаниях русской православной культуры. Что ее главными

ценностями являются самостоятельность, самобытность, самосознание человека,

его индивидуальность – то есть все то, что обычно рассматривается в качестве

содержания собственно человеческого в человеке.

Выступая «проводником» в мире православной культуры как «мире

воплощенных ценностей» в совместной деятельности со студентами педагог

помогает увидеть все богатство смыслов православной культуры, обнаружить

бытие ценностей православной культуры в современной жизни, принять эти

ценности как основание собственного отношения к миру. Только при таком

подходе к обучению «открывается» ценностное пространство и смыслы

религиозной культуры [5, с.19].

Литература

1.

Загрекова

Л.В.

Православная

педагогика.

Теория

обучения

(русская

дидактика) /Учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим

специальностям / Нижний Новгород 2021г. - 688с.

2.

Бородина Е.Н. Воспитательный потенциал православной педагогики /Научный

журнал Актуальные задачи педагогики / Международная заочная научная

конференция / г. Чита, декабрь 2011 г. - С. 12-16

3.

Захарченко М.В. Подготовка педагогов к освоению начал православной

культуры в профессиональной деятельности / Вестник ПСТГУ, выпуск IV:

Педагогика, Психология. / 2007г. - С. 23—46

4.

Соловцова И.А., Сиротина Е.А. Культурологический подход к преподаванию

основ православной культуры в общеобразовательной школе / Вестник

ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. /2019. Вып. 52. - С. 9–21



В раздел образования