Автор: Арешина Маргарита Александровна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «ТЕПЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
Дата публикации: 27.05.2025
Раздел: среднее образование
Аннотация:
Статья посвящена практическому опыту создания и использования
интерактивного курса по физике для учащихся 8 класса медицинского
профиля.
Автор
описывает,
как
включение
цифровых
технологий,
медицинских примеров и практических заданий помогает сделать уроки
физики более понятными, интересными и полезными для школьников.
Рассматриваются основные элементы курса, принципы его построения и
результаты применения в учебной практике.
Ключевые слова: физика, школьники, интерес, тепловые процессы,
медицинский профиль, цифровой курс
Почему восьмиклассникам сложно полюбить физику
Многие школьники считают физику сложной, непонятной и далёкой от
жизни. Особенно это касается тех, кто учится в классах медицинского
профиля — их больше интересует биология, здоровье, строение человека. Но
на самом деле, физика тесно связана с медициной: без неё невозможно
понять, как работает термометр, почему повышается температура тела, как
тепло распределяется в организме или как действует тепловая терапия.
Чтобы помочь школьникам это увидеть, я решила создать специальный курс,
где физика была бы связана с тем, что им близко и интересно.
Что представляет собой курс
Курс построен на теме «Тепловые процессы» и включает:
короткие объяснения с примерами из медицины;
интерактивные задания и симуляции;
простые эксперименты, которые можно провести в классе или дома;
наглядные схемы, анимации, видео;
задания для размышления и обсуждения в группах.
Все материалы курса созданы так, чтобы они были понятны
восьмиклассникам, не перегружены сложными формулами и были связаны с
тем, что происходит в теле человека. Например, мы обсуждали, почему при
болезни поднимается температура, как устроены термометры, как человек
теряет тепло зимой и почему важно сохранять его в операционных.
Я провела курс в одном из классов с медицинским профилем. Мы
занимались с использованием компьютеров, выполняли задания, смотрели
видео, проводили опыты. Также ученики заполняли анкеты, в которых
делились своими впечатлениями. Они говорили, что уроки стали интереснее,
потому что «всё понятно», «можно попробовать самому», «есть связь с
медициной». Многие отмечали, что впервые почувствовали, что физика
может пригодиться в жизни.
После окончания курса я сравнила учебные результаты и отношение к
предмету с другим, обычным классом. В «медицинском» классе стало
больше учеников, которые активно работали на уроке, задавали вопросы,
лучше справлялись с заданиями. Кроме того, повысился интерес к физике в
целом. Это подтвердили и анкеты, и наблюдение за работой учеников.
Интерактивный курс, связанный с медицинскими примерами, помогает
восьмиклассникам понять, что физика — это не только про формулы, но и
про реальную жизнь. Если показывать, как физические явления проявляются
в теле человека, как они используются в медицине, и при этом давать
возможность поработать с материалом самостоятельно, интерес к предмету
возрастает. Такой подход может быть полезен учителям, которые хотят
сделать физику ближе и понятнее для своих учеников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адольф В.А. Место познавательной активности в процессе
формирования профессиональной компетентности // Вестник Красноярского
государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. №
1. С. 15-22.. 2011. № 5. С. 302-305.
2. Черкасова Л.И. Формирование познавательной активности учеников
при
изучении
курса
физики//Известия
Волгоградского
технического
университета.
Серия:
Новые
образовательные
системы
и
технологии
обучения в вузе. 2021. Т. 5 (43). С. 176-178.
3. Богомаз И.В., Песковский Е.А., Фомина Л.Ю. Формирование
межпредметных понятий как аспект практикоориентированности школьного
обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №
59-3. С. 102 -110.
4. Малинина И.А. Применение активных методов обучения как одно из
средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. –
2021. - №11, Т.2. – С. 116-168.