Автор: Мальгина Виктория Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: г. Череповец
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Отношения Египта с соседними народами
Дата публикации: 27.05.2025
Раздел: среднее образование
PAGE \* MERGEFORMAT1
Практическая работа: разработка технологической карты урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Мальгина Виктория Михайловна
Место работы
МАОУ «СОШ №25» г. Череповец
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс:
5
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
11
Тема урока
«Отношение Египта с соседними народами»
Уровень изучения:
базовый
Тип урока:
урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты (по ПРП):
Личностные
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира
Метапредметные
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать
нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из
сформулированных посылок.
Предметные
- усвоение основных дат по теме «Военные походы фараонов»
- понимание причин военных походов фараонов
-
формирование
историко-географического
образа,
включая
представление
о
территории
и
границах
Древнеегипетского государства
Ключевые слова: Египетское войско, завоевательные походы фараонов Египта, Тутмос III, могущество Египта при
Рамсесе II.
Краткое описание
Учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свеницкая. Атлас «История Древнего мира».
Компьютер, проектор.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Работа с группой изображений. Рассмотри иллюстрации. Объедини их в одну общую тему и предложи её название.
Используя ключевые слова, составь рассказ.
Работа с отрывком из исторического источника: «Его величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В
стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он
один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран», – так
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
говорилось в одной из древнеегипетских летописей.
Ответить на следующие вопросы к тексту: все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего
Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Но почему фараоны должны были проводить
активную внешнюю политику? Какая тема нашего урока?
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
- Какую большую тему мы изучаем?
- Вспомним, что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях.
- Какие занятие были у древних египтян?
- Как жили и чем занимались земледельцы и ремесленник?
-Чем отличались их занятия от занятий рабов, вельмож?
-Сделайте вывод, равны ли были жители Древнего Египта?
Этап 1.3. Целеполагание
Цель: формирование знаний об активной завоевательной политики фараонов и последствиях завоевательных походов
египтян.
Задачи:
- познакомить с основными направлениями походов фараонов и их целями, вооружением и структурой армии; -
формировать у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов;
- раскрыть особенности устройства древнеегипетской армии;
- объяснить причины и последствиях завоевательных походов египтян.
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
На уроке мы узнаем:
- о государственной системе Древнего Египта и власти фараонов;
- об основных направлениях походов фараонов и их целях, о вооружении и структуре армии;
мы научимся:
- оценивать последствия завоевательных походов;
мы сможем:
- раскрыть особенности устройства древнеегипетской армии.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
1.
Состав и вооружение войска
Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо
вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего
могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско?
Какое оружие использовали египетские воины?
Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы.
Запись в тетради:
Состав египетского войска:
1) Пехота;
2) Боевые колесницы.
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были
вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.
Опираясь на изображение в учебнике, опишите вооружение египетских пехотинцев. Обратите внимание, ребята, что
колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит.
Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова.
Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не
пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же
представляли собой боевые колесницы?
Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята,
кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими?
Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных
походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов»,
но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
2. Походы фараонов
В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад
(где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства
этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы
прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой».
Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия –
золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в
великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя
буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных
походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
историческая личность, которую мы должны запомнить.
В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде
схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Тутмоса.
Карта «Египет в 1500 году до нашей эры»
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Дать определение понятию «Колесница».
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учащиеся знакомятся с отрывком из исторического источника и выполняют задание. Предложите заполнить
следующую таблицу. Учащиеся при желании могут расширить таблицу дополнительными графами.
«Поход Тутмоса III в Азию» Описание похода и осады города Мегиддо.
В четвёртый месяц зимы египетский фараон Тутмос III вступил в пределы Палестины. Вскоре войска вышли из
горных теснин на равнину и подошли к Мегиддо, где укрепились вражеские войска. Тутмос двигался в первых рядах
своей армии. Колесницы растянулись сплошной линией. Вперёд был выдвинут отряд лучников. Позади располагалась
пехота, за ней – 500 отборных колесниц, предназначавшихся для погони.
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
Сперва египтяне надеялись взять крепость, но не смогли и тогда приступили к осаде. Тутмос велел вырубить все
оливковые деревья и смоковницы и соорудить деревянную изгородь вокруг города. Наконец, к Тутмосу явились
вестники от правителя Мегиддо с просьбой о пощаде. Открылись городские ворота, и египетские воины устремились в
город. Египтяне забирали всё: мебель, одежду, украшения, хозяйственную утварь. Взятых в плен доставляли фараону.
Он указывал, кого следует отправить в Фивы в дар богу Амону на работы в храмовых поместьях и мастерских, кого –
отдать в награду отличившимся военачальникам и вельможам.
2. Игра: « Я утверждаю, что…»
1. Владыка Египта стремился укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. ( да)
2. Для того, чтобы вести завоевания нужен только хорошо обученный отряд ( нет)
3. Пехотинцы защищались лёгкими щитами, обтянутыми шкурами животных ( да)
4. При штурмах вражеских крепостей использовались лестницы ( да)
5. В середине второго тысячелетия египтяне стали использовать боевые колесницы ( да)
6. Колесница стоила недорого, поэтому её мог приобрести любой желающий ( нет)
7. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутанхомон ( нет)
8. Пленники жили в Египте на правах собратьев до тех пор, пока их не выкупали ( нет)
9. Фараон делили добычу среди всех участников похода ( нет)
10. Фараоны для своей охраны нанимали чужеземцев ( да)
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Отобразить на контурной карте стрелками разных цветов направления походов египетских фараонов.
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
-
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Читательская грамотность при работе с учебником и источником.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
PAGE \* MERGEFORMAT1
PAGE \* MERGEFORMAT1
Фронтальный опрос для повторения и систематизации знаний:
- На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
- Что означает слово «пехота»?
- Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
- Что представляли собой боевые колесницы?
- Кто мог служить колесничими?
- Кто возглавлял египетское войско?
- Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?
Бланк взаимооценки работы в группе по каждому критерию вы можете поставить от 1 до 3 баллов
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Выдается лист самооценки.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Фамилия, имя участника
группы
Принимал
активное
участие в работе
группы
Нашел и
выделил
нужную
информацию в
тексте
Логично,
доступно, четко
изложил
информацию в
письменной
форме
Логично,
доступно, четко
изложил
информацию в
устной форме
Умеет
сотрудничать
в группе,
вести диалог
PAGE \* MERGEFORMAT1
Этап 5.2. Домашнее задание
Д/З : § 9, стр. 49 – 51 Вопросы: стр. 51 - для всех.
На дополнительную оценку - Выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или
колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для
пехотинца (колесничего).
PAGE \* MERGEFORMAT1