Напоминание

Использование опорных конспектов на уроках русского языка как способ развития логического мышления обучающихся.


Автор: Лариса Михайловна Чертыкова
Должность: МБОУ "СОШ №20"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование опорных конспектов на уроках русского языка как способ развития логического мышления обучающихся.
Дата публикации: 27.07.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Использование опорных конспектов на уроках русского языка как способ развития

логического мышления обучающихся.

Основания для использования опорных конспектов известны: группировка теоретического

материала в блоки способствует закреплению объема изучаемого материала без

перегрузки учащихся; опорный конспект позволяет обобщать материал, двигаясь от

абстрактного к конкретному, сопоставляя сходные понятия, а не изучая их изолированно.

Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим

подтверждение в методической системе В. Ф. Шаталова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и

др.

Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием, которое

а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным

стилем речи;

б) обеспечивает для обучаемых возможность самостоятельно отрабатывать трудный

теоретический материал. Опорные конспекты оформляются в справочных тетрадях.

Главное – вести записи регулярно, придерживаясь принятой формы, чтобы пользоваться

ими было удобно, без затрат лишнего времени.

Ниже

представлен

примерный

опорный

конспект

по

разделу

«Орфография

и

морфемика» ( учебник Т.А. Ладыженской, Баранова М.Т. 5 класс).

Правописание приставок.

Чередование а/о

от буквы

Чередование е/и

от суффикса а

стр.257

Можно

проверить

стр.173

С З

…з //…с

Стр.177

Л

а

г

// Л

о

ж

р

а

ст

// р

а

щ

//

р

о

с

Исключения:

росток,

Ростов-на-Дону,

отрасль.

Е А И А

бер // бир-а

пер // пир- а

дер // дир- а

тер // тир-а

мер // мир-а

стел // стил-а

жег // жиг-а

За – за

Над – над

По / подо/

Ко

Без /

Воз /возо

со

Сбил здесь

Сгинул –

здание

Сбыл -

здоровье

Сделка -

здешний

…с +

глух(шум)

Бе

с

-

с

ильный

…з + звон

Бе

з

-

в

кусный

Буквы о / ё после шипящих (ж, ш, ч)

После

ц

Подбери

проверочное

Следи за ударением

…е… - …е…

Ч

ё

рный – ч

е

рнеть

Если проверочное

слово не

подбирается, пиши

о

.

Шорох, шов,

капюшон и т.д.

…о… …о…

Зайч

о

нок, больш

о

й

В безударном

положении пишется

…е… …е…

Овраж

е

к, больш

е

го.

Чередование от

буквы Стр.177

Чередование е/и

от суффикса а

стр.257

Можно

проверить

стр.173

С З

…з //…с

За корнем:

ы…

ы

Овцы,

сестрицын

В корне:

и

Ц

и

фра

Искл.:

цыган на

цыпочках

цыкнул на

цыплёнка

цыц!

Л

а

г

// Л

о

ж

р

а

ст

// р

а

щ

//

р

о

с

Исключения:

росток,

Ростов-на-Дону,

отрасль н

Е А И А

бер // бир-а

пер // пир- а

дер // дир- а

тер // тир-а

мер // мир-а

стел // стил-а

жег // жиг

За – за

Над – над

По / подо/

Ко

Без /

Воз /возо

со

Сбил здесь

Сгинул –

здание

Сбыл -

здоровье

Сделка -

здешний

…с +

глух(шум)

Бе

с

-

с

ильный

…з + звон

Бе

з

в

кусный

После шипящих(ж, ш, ч, щ)

Подбери

проверочное слово

Следи за ударением

…е… - …е…

Ч

ё

рный – ч

е

рнеть

Если проверочное

слово не

подбирается, пиши

о

.

Шорох, шов,

капюшон и т.д.

…о… …о…

Зайч

о

нок, больш

о

й

В безударном

положении пишется

…е… …е…

Овраж

е

к, больш

е

го



В раздел образования