Автор: Лариса Михайловна Чертыкова
Должность: МБОУ "СОШ №20"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование опорных конспектов на уроках русского языка как способ развития логического мышления обучающихся.
Дата публикации: 27.07.2024
Раздел: среднее образование
Использование опорных конспектов на уроках русского языка как способ развития
логического мышления обучающихся.
Основания для использования опорных конспектов известны: группировка теоретического
материала в блоки способствует закреплению объема изучаемого материала без
перегрузки учащихся; опорный конспект позволяет обобщать материал, двигаясь от
абстрактного к конкретному, сопоставляя сходные понятия, а не изучая их изолированно.
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим
подтверждение в методической системе В. Ф. Шаталова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и
др.
Опорные конспекты являются хорошим справочным пособием, которое
а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным
стилем речи;
б) обеспечивает для обучаемых возможность самостоятельно отрабатывать трудный
теоретический материал. Опорные конспекты оформляются в справочных тетрадях.
Главное – вести записи регулярно, придерживаясь принятой формы, чтобы пользоваться
ими было удобно, без затрат лишнего времени.
Ниже
представлен
примерный
опорный
конспект
по
разделу
«Орфография
и
морфемика» ( учебник Т.А. Ладыженской, Баранова М.Т. 5 класс).
Правописание приставок.
Чередование а/о
от буквы
Чередование е/и
от суффикса а
стр.257
Можно
проверить
стр.173
С З
…з //…с
Стр.177
Л
а
г
// Л
о
ж
р
а
ст
// р
а
щ
//
р
о
с
Исключения:
росток,
Ростов-на-Дону,
отрасль.
Е А И А
бер // бир-а
пер // пир- а
дер // дир- а
тер // тир-а
мер // мир-а
стел // стил-а
жег // жиг-а
За – за
Над – над
По / подо/
Ко
Без /
Воз /возо
со
Сбил здесь
Сгинул –
здание
Сбыл -
здоровье
Сделка -
здешний
…с +
глух(шум)
Бе
с
-
с
ильный
…з + звон
Бе
з
-
в
кусный
Буквы о / ё после шипящих (ж, ш, ч)
После
ц
Подбери
проверочное
Следи за ударением
…е… - …е…
Ч
ё
рный – ч
е
рнеть
Если проверочное
слово не
подбирается, пиши
о
.
Шорох, шов,
капюшон и т.д.
…о… …о…
Зайч
о
нок, больш
о
й
В безударном
положении пишется
…е… …е…
Овраж
е
к, больш
е
го.
Чередование от
буквы Стр.177
Чередование е/и
от суффикса а
стр.257
Можно
проверить
стр.173
С З
…з //…с
За корнем:
…ы… …
ы…
Овцы,
сестрицын
В корне:
…
и
…
Ц
и
фра
Искл.:
цыган на
цыпочках
цыкнул на
цыплёнка
цыц!
Л
а
г
// Л
о
ж
р
а
ст
// р
а
щ
//
р
о
с
Исключения:
росток,
Ростов-на-Дону,
отрасль н
Е А И А
бер // бир-а
пер // пир- а
дер // дир- а
тер // тир-а
мер // мир-а
стел // стил-а
жег // жиг
За – за
Над – над
По / подо/
Ко
Без /
Воз /возо
со
Сбил здесь
Сгинул –
здание
Сбыл -
здоровье
Сделка -
здешний
…с +
глух(шум)
Бе
с
-
с
ильный
…з + звон
Бе
з
–
в
кусный
После шипящих(ж, ш, ч, щ)
Подбери
проверочное слово
Следи за ударением
…е… - …е…
Ч
ё
рный – ч
е
рнеть
Если проверочное
слово не
подбирается, пиши
о
.
Шорох, шов,
капюшон и т.д.
…о… …о…
Зайч
о
нок, больш
о
й
В безударном
положении пишется
…е… …е…
Овраж
е
к, больш
е
го