Напоминание

Условия развития профессионально-компетентностной личности в профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»


Автор: Троицкий Геннадий Иванович
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "Абаканский строительный техникум"
Населённый пункт: Республика Хакасия, муниципальный район Алтайский, сельское поселение Белоярский сельсовет, село Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: Условия развития профессионально-компетентностной личности в профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Дата публикации: 27.07.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор: Троицкий Геннадий Иванович

(статья)

Условия развития профессионально-компетентностной

личности в профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию

автомобилей»

Conditions for the Development of a Professionally Competent Personality in the

Profession of “Automotive Repair and Maintenance Specialist”

Аннотация

В статье рассматриваются условия формирования профессионально-

компетентностной личности мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Приводятся федеральные нормативные документы, влияющие на развитие

профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется личностному

аспекту профессионального становления специалиста.

Abstract

The article examines the conditions for the formation of a professionally competent

personality of an automotive repair and maintenance specialist. Federal regulatory

documents affecting the development of professional competencies are analyzed.

Special attention is paid to the personal aspect of professional development of a

specialist.

Ключевые слова

Мастер, автомобиль, ремонт, компетенции

Keywords

Specialist, automobile, repair, competencies

Современным подходом к обучению в условиях модернизации образования

является компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании

предполагает освоение умений, позволяющих в будущем действовать

эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в

новых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать

соответствующих средств. Умения, которые помогают человеку

ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и

общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть

компетенциями или «ключевыми компетенциями». В современных условиях

развития автомобильной промышленности особую актуальность приобретает

подготовка высококвалифицированных специалистов в области ремонта и

обслуживания автомобилей. Профессионально-компетентностная личность

мастера формируется под влиянием как внешних (федеральных стандартов,

требований работодателей), так и внутренних (личностных) факторов.

Федеральный уровень развития профессиональной компетентности

определяется следующими документами и предпочтениями работодателей:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) Об

образовании в Российской Федерации.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

профессионального образования по специальности «Мастер по ремонту

и обслуживанию автомобилей» 23.01.17 (утв. приказом Министерства

образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581) с изменениями и

дополнениями от 17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г., 3 июля 2024 г.

3.

Требования работодателей.

Работодатели, определяя требования к персоналу, при своём выборе

руководствуются не перечнем дисциплин, которые были прочитаны студенту, а

теми компетентностями, которыми он обладает в совокупности с его

способностями и личными качествами. Развитие информационных технологий

привело не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой

информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. В

подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности

зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной

информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от

инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать

недостающие знания или другие ресурсы.

4.

Нормативно-техническая документация.

Это перечень нормативно – правовых актов в области безопасности

дорожного движения, связанных с эксплуатаций транспортных средств

или оказанием услуг по ремонту и техническому обслуживанию

транспортных средств.

Личностный уровень формирования профессиональной компетентности

включает:

1.

Мотивацию к профессиональному развитию:

профессиональная мотивация побуждает людей к достижению успеха в

трудовой деятельности. Это чувство внутреннего желания и стремления

к развитию, которое позволяет добиваться высоких результатов и

сохранять интерес к своей профессии на протяжении всей жизни.

2.

Способность к самообучению:

это умение самостоятельно приобретать знания, навыки и

компетенции без участия формального образовательного

учреждения, учителя или наставника. Человек сам выбирает темы

для изучения, методы и источники информации.

3.

Развитие практических навыков:

циклическое развитие практических навыков у обучающихся

заключается в поэтапном освоении умений, которые формируются через

практику и анализ опыта. Этот процесс предполагает непрерывное

движение по спирали, где каждый этап служит основой для следующего,

при этом навыки постепенно совершенствуются.

4.

Формирование профессионального мышления:

формирование профессионального мышления выступает как составная часть

системы профессионального образования.

Для формирования профессионального мышления у студентов

необходимо вооружить их системой понятий и знаний, необходимых для

выполнения задач будущей работы. При этом простого запоминания понятий и

знаний мало, так как мышление предполагает целенаправленное соотношение

уже имеющихся знаний и воспринятых в данный момент сведений.

Также студентов нужно упражнять в решении разнообразных задач,

развивающих их умственные способности и навыки анализа, синтеза,

обобщения, классификации, оценки ситуаций в области профессиональной

деятельности.

5.

Практическая реализация:

в процессе подготовки мастера по ремонту автомобилей особое внимание

уделяется:

Освоению современных технологий диагностики.

Освоение студентами современных технологий диагностики

автомобилей может происходить в рамках специальных

дисциплин, например «Современные методы и средства

диагностики машин» или «Диагностика технического состояния

автомобилей».

Изучению конструктивных особенностей автомобилей.

Изучение конструктивных особенностей автомобилей

студентами может быть частью учебной дисциплины,

например, «Конструктивные особенности

автомобилей» или «Конструкция автомобиля». Такие дисциплины

могут быть предназначены для подготовки техников в области

технического обслуживания и ремонта автомобильного

транспорта, а также для изучения специальных дисциплин,

связанных с конструированием транспортных средств.

Практическому применению полученных знаний.

Практическое применение полученных знаний студентами — важный этап

в профессиональной подготовке, который позволяет приобрести

практический опыт, развить навыки и подготовиться к будущей карьере.

Методы: участие в проектах, стажировки и практика, симуляции и

ролевые игры, лабораторные работы.

Развитию коммуникативных навыков.

Развитие коммуникативных навыков у студентов важно для их успешной

адаптации в обществе, эффективного взаимодействия с другими людьми

и достижения успехов в профессиональной деятельности.

Методы: работа в малых группах, ролевые игры, дискуссионные методы,

интерактивные технологии, творческие конкурсы и проекты,

организация групповых мероприятий.

Таким образом, формирование профессионально-компетентностной личности

мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей является комплексным

процессом, требующим системного подхода как на федеральном, так и на

личностном уровне. Успешное развитие специалиста возможно при условии

постоянного совершенствования профессиональных компетенций и

личностного роста.

Список литературы:

1.

Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ (ред. от 23.05.2025) Об

образовании в Российской Федерации.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

профессионального образования по специальности «Мастер по ремонту и

обслуживанию автомобилей» 23.01.17 (утв. приказом Министерства

образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1581) с изменениями и

дополнениями от 17 декабря 2020 г., 1 сентября 2022 г., 3 июля 2024 г.

3.

А. П. Павлов,

Н. Н. Митрохин

«Современные технологии и организация ремонта автомобилей»

4.

А.В. Коробейник

«Ремонт Автомобилей. Практический курс»

5.

Кашапов, М. М. Формирование профессионального творческого мышления :

учебник для вузов / М. М. Кашапов, А. С. Кашапов. — 2-е изд., перераб. и

доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 124 с. — (Высшее образование).



В раздел образования