Напоминание

Эхолалия: способы коррекции.


Автор: Ельникова Екатерина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: село Надежда, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Эхолалия: способы коррекции.
Дата публикации: 27.08.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эхолалия: что это и как ее использовать для развития аутичного

ребенка

Эхолалия – это термин, который используют для описания ситуации,

когда ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком.

Например, если вы спрашивает малыша: «Ты хочешь котлету?», и он говорит

«Хочешь котлету», а не «Да», то вы имеете дело с эхолалией.

Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной

стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у

большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится

только к очень раннему возрасту.

Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к

механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия

может стать такой сложной.

Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только

что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано

какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть

различны, и они часто пересекаются.

Основными функциями эхолалии являются:

-заполнение паузы (дети чувствуют ритм диалога, который с ними

ведется. Но зачастую они не понимают, что им нужно ответить, для того

чтобы заполнить паузу, они говорят заученную фразу).

- назвать окружающие предметы или явления (эхолалия может

быть просто продолжением ранней стадии называния предметов, например,

ребенок говорит «садись за стол» вместо «обед», потому что так ему говорят

перед обедом)

- успокоиться ( аутичным детям нравится однообразие, оно помогает

им почувствовать себя защищенными в мире, когда ребенок напуган или

беспокоится о чем-то, тем самым, он как бы устанавливает порядок посреди

хаоса и успокаивает себя)

- получить нужную стимуляцию (эхолалия может быть видом

«стимминга» (сокращение от термина «самостимулирующее поведение»,

многократные повторения одних и тех же слов могут просто вызывать

приятные ощущения)

- понять чужую речь (ребенок нуждается в дополнительном времени,

чтобы разобраться, что же такое было сказано, и для этого он может

повторять чужую речь, пытаясь расшифровать ее значение (или

удостовериться, что он правильно услышал)

Что делать с эхолалией ребенка?

В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является

бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это

форма общения. Теперь давайте посмотрим, как можно превратить эхолалию

в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком.

Эхолалия — это интересное явление, которое часто неверно

понимают. Очень часто даже специалисты считают, что нужно как-то

исправить, контролировать и искоренить такое поведение. Однако такая

позиция не только противоречит интересам вашего ребенка, она упускает

прекрасную возможность для общения.

Не останавливайте

Способность повторять речь и звуки — это важный способ

самовыражения для детей, у которых возникают трудности с устной речью.

Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции,

успокаивать себя, поддерживать разговор, тренироваться в произношении

или уменьшать тревожность с помощью вербальной коммуникации.

Не игнорируйте

Проще всего не обращать внимания на слова, которые не имеют для

вас смысла (или сбегать от миллионного повторения одной и той же фразы),

но из-за этого вы можете упустить возможность признать и поощрить

попытки коммуникации со стороны вашего ребенка. Даже если он просто

развлекается, разве вы не хотите в этом участвовать?

Поймите

Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор

звуков, особенно если для вас это полная бессмыслица. Весь фокус в том,

чтобы заглянуть за смысл самих слов — здесь важны тон и ритм сказанного.

Вам будет проще понять, что стало источником эхо, и у вас будет больше

контекста, с которым можно работать. Также обращайте внимание на

остальное поведение — если ребенок перевозбужден, он может пользоваться

эхолалией, чтобы успокоиться, если ему весело, и он сосредоточен на вас, то

это может быть способом поддержать общение.

Присоединяйтесь

Эхолалия может стать отличным способом навести мосты между вами

и ребенком. Если вы знаете любимые речевые сценарии ребенка, то вы

можете присоединиться и говорить фразы поочередно с ним, чтобы у вас

получился «разговор». Начинайте без спешки, не прыгайте с места в карьер

— в противном случае ребенок может решить, что вы его перебиваете и

портите все веселье, но многие дети придут в восторг от того, что их

наконец-то поняли и начали общаться на их условиях.

Формируйте новое

Вы можете осторожно менять слова в заученной фразе или сценарии,

и это поможет вам расширять словарный запас ребенка и

продемонстрировать, как можно сочетать или смешивать слова, чтобы

использовать фразу в разных ситуациях. Так что если ваш сын любит

повторять «Папа дома! Папа дома!», попробуйте варьировать фразу в

зависимости от того, кто приходит к вам домой. «Бабушка дома! Бабушка

дома!» Постепенно можно будет перейти к «Бабушка пришла!» или

«Джейкоб на улице!»

Расширяйте

Обеспечьте эхолаличного ребенка всевозможными новыми ответами,

которые он сможет добавить в свою копилку фраз. Когда даете ребенку пить,

скажите «Я хочу пить». Если ребенок повторяет фразу «И Перси бежал всю

дорогу до дома!» в состоянии возбуждения, вы можете говорить в

соответствующей ситуации «Как весело!» Как только вы поймете причину

для повторения той или иной фразы, вы сможете научить ребенка более

функциональным словам, которые будут понятны всем.

Будьте осторожны с выбором

Немедленная эхолалия — враг в ситуации выбора. При перечислении

вариантов эхолаличные дети часто повторяют последнее слово, создавая

ошибочное впечатление, что именно это они и хотят. В результате, ребенок

может сильно разозлиться, когда вы дадите ему что-то, чего он по-

настоящему и не просил. Можно избежать таких случаев, если перечислить

варианты снова в другом порядке. Если ребенок опять выберет последний

вариант, то используйте изображения для выбора — предложите ему доску с

изображениями того, что он может попросить.

Не запутайте друг друга

Эхолаличные дети могут быть прекрасными подражателями, часто

они копируют все особенности речи и интонации настолько точно, что это

можно принять за естественную речь. Если вы не уверены, что было

источником эхо, то вы можете даже не понять, что это повтор услышанного.

Вам может казаться, что вы ведете осмысленную беседу, а на самом деле вы

повторяете диалог из сериала, пока ребенок не придет в ярость от того, что

вы отклонились от сценария. Так что если ребенок внезапно начинает

проявлять недовольство во время разговора, отмотайте ваш диалог назад и

удостоверьтесь, что это не заученные фразы.

Работа логопеда с неговорящим ребенком

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. Как

только контакт с ребенком установлен, начинается сама логопедическая

работа.

Первым этапом является развитие понимания речи, простейших

инструкций (дай ручку, покажи носик), далее более сложных (возьми на

столе куклу, положи ее в кроватку).

После того как у ребенка появляется понимание речи, начинается

работа на побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально

заинтересовывают ребенка (покачай куклу "а-а-а-а", покорми коровку "ам-

ам" и т.д.). Каждый звук или звукокомплекс должен нести в себе некий

смысл, поэтому рекомендуется при произнесении звука, звукокомплекса,

слова или предложения показать ребенку картинку или обыграть ситуацию,

чтобы он понял, что вы хотите этим сказать.

Важным аспектом при работе с неговорящими детьми является работа

над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, развитием

речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие

ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим

темам, развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

стимуляция

развития

зрительного

и

слухового

внимания,

памяти,

произвольной регуляции деятельности.

Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при

устранении любого недуга. От своевременно оказанной коррекционно-

педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом,

раскрытие его потенциальных возможностей.



В раздел образования