Автор: Кузнецова Наталья Борисовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБДОУ "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие тьютора с родителями дошкольников»
Дата публикации: 27.08.2024
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие тьютора с родителями дошкольников»
Ни для кого не секрет, что одной из составляющих деятельности
педагога – является взаимодействие с родителями. В сфере дошкольного
образования работают воспитатели, логопеды, дефектологи, психологи,
педагоги по физическому и музыкальному развитию и многие другие: и все
они в разной мере взаимодействуют с родителями своих воспитанников. Что
же можно сказать о работе тьютора в этом направлении? Как этот педагог
строит коммуникацию с родителями тьюторантов? Возможно ли ее
спланировать? Какая польза для тьютора в качественно налаженном контакте
с родителями своих подопечных? Тьютору очень важно найти контакт с
родными ребёнка, с его родителями, ведь они по отношению к ребёнку
имеют важную роль. Именно родители постоянно находятся с ним рядом и
знают его лучше, чем кто-либо другой. Любовь, забота и поддержка семьи
помогает ребёнку развиваться. Взаимодействие родителей и профессионалов
даёт наилучшие результаты в занятиях с ребёнком. Специалист может
предложить подход работы, но только проанализировав все данные и
побеседовав с родителями.
Тьютор
–
это
педагог,
который
осуществляет
сопровождение
образовательной деятельности тьюторанта. А тьюторант – это воспитанник
дошкольного
образовательного
учреждения,
нуждающийся
в
таком
сопровождении. Очень важно на этапе сбора информации разработать как
можно более подробную анкету для родителей. Это поможет лучше узнать
ребёнка и его семью, обозначить первоочередную задачу. В анкету нужно
внести следующие вопросы:
-данные обучающегося и его родителей
-информация о том, какие учебные заведения посещал ребёнок, форма
обучения;
-у каких специалистов наблюдается;
-использует ли вербальную коммуникацию (речь), насколько хорошо ею
пользует, какую коммуникацию ещё использует;
-какими навыками самообслуживания владеет;
-есть ли проблемы в поведении;
-умеет ли ребёнок ждать;
-данные о мотивационных стимулах ребёнка;
-как
реагируют
родители
на
негативное
поведение
ребёнка;
-ожидания родителей от работы с ребёнком за период обучения.
Также важно акцентироваться на сильных сторонах ребёнка. Каким бы
положительным не было общение с родителями, они не будут рады даже
конструктивной критике их ребёнка. Для этого, лучше начинать обратную
связь с успехов ребёнка, а потом деликатно рассказать о моментах, над
которыми тьюторанту стоит поработать и уделить особое внимание. После
данной критики, нужно предложить решение проблемы.
Все дети с ОВЗ разные и сопровождение каждого из них будет
разрабатываться индивидуально и иметь ряд особенностей, а вот работу с
родителями тьюторантов можно заблаговременно спрогнозировать.
Работа тьютора с родителями имеет три направления:
1.
Просветительская деятельность;
2.
Консультативная деятельность;
3.
Коммуникативная деятельность
Просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне
рамок
образовательных
программ,
направленная,
в
частности,
на
распространение знаний, опыта, ценностных установок, компетенций в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и
(или)
профессионального
развития
человека.
Просветительскую
деятельность
тьютор
может
осуществлять
через
проведение
бесед,
семинаров,
круглых
столов,
подготовку
печатных
материалов
на
необходимые темы.
Консультативная деятельность заключается в предоставлении тьютором
актуальной информации о динамике развития тьюторанта.
Консультативная деятельность, тьютора может осуществляться как по
инициативе педагога, так и по инициативе родителя. Во втором случае
спланировать консультации не получится, а в первом это не составит труда.
Периодичность консультаций определяется тьютором и зависит от
таких
факторов
как:
динамика
развития
тьюторанта,
возникновение
затруднений в ходе тьюторского сопровождения, необходимость получения
дополнительной информации от родителей и т.п. В нашей практике мы
обычно
проводим
ознакомительную
консультацию
с
разъяснением
особенностей работы тьютора, а далее встречаемся с родителями по
необходимости.
Коммуникативная деятельность направлена на обеспечение обратной
связи и ее результативности. Качественно налаженный контакт с родителями
– это залог успешного сотрудничества тьютора и семьи тьюторанта.
В заключении хотелось бы сказать, тьютору нужно стараться быть всегда на
стороне родителей и помогать им. Ведь мы работаем со своими подопечными
ограниченное количество времени, а именно родителям приходится работать
над проблемами в улучшении навыков ребёнка дома. Каждый родитель
ценит неравнодушие и заботу о судьбе их детей. Это помогает создать
благоприятные и доверительные отношения. Очень ценна возможность
получить эмоциональную поддержку социальных педагогов, педагогов-
психологов, тьютеров, проконсультироваться с другими специалистами,
получить ответы на интересующие их вопросы. И мы обязаны им помогать!