Напоминание

«Подходы к коррекции мелкой моторики у детей с разными формами ЗПР»


Автор: Вдовина Наталья Вячеславовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №148 "Ручеёк" г.о. Мариуполь" ДНР
Населённый пункт: г. Мариуполь, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Статья
Тема: «Подходы к коррекции мелкой моторики у детей с разными формами ЗПР»
Дата публикации: 27.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Подходы к коррекции мелкой моторики

у детей с разными формами ЗПР»

Автор: Вдовина Наталья Вячеславовна,

учитель-дефектолог,

ГКДОУ «Детский сад №148 «Ручеёк»

г.о. Мариуполь» ДНР

г. Мариуполь, Донецкой Народной Республики

Задержка психического развития (ЗПР) – это особенность, которая может проявляться

в различных формах и уровнях выраженности, что в свою очередь влияет на развитие

мелкой моторики у детей. Мелкая моторика, в свою очередь, играет ключевую роль

в общем развитии ребенка, включая развитие речи, когнитивных навыков и социального

поведения. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности каждого

ребенка при выборе подхода к коррекции.

В данной статье рассмотрим основные подходы к коррекции

мелкой моторики у детей с разными формами ЗПР.

1. Основные формы ЗПР и их влияние на мелкую моторику

ЗПР может проявляться в легкой, средней и тяжелой степенях. У каждого ребенка могут быть

свои особенности, которые необходимо учитывать:

- Легкая форма ЗПР: Дети могут иметь некоторые затруднения в обучении, но часто способны

к самостоятельной активности. Здесь важно развивать мелкую моторику через игровые методы,

настольные игры, конструирование.

- Средняя форма ЗПР: У таких детей проявляются более выраженные трудности в обучении и

социальной адаптации. Коррекционные занятия могут включать больше структурированных

упражнений, направленных на развитие координации движений и точности (например, лепка,

рисование).

- Тяжелая форма ЗПР: Дети с тяжелой ЗПР требуют значительной поддержки и часто имеют

выраженные трудности в освоении базовых навыков. Занятия с ними должны строиться на

сенсорных играх и простых манипуляциях, адаптированных под их уровень развития.

2. Подходы к коррекции мелкой моторики

Игровой подход

Для всех форм ЗПР важно использовать игровые методы, которые становятся основой занятия.

Игра – это естественный способ обучения детей. Использование дидактических игр, фингер-

карт, пальчиковых игр и сенсорных материалов позволяет развивать мелкую моторику,

сохраняя интерес ребенка.

Индивидуализация занятий

Каждое занятие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Разработка

персонализированных планов занятий поможет обеспечить более эффективный и

целенаправленный подход к коррекции мелкой моторики. Важно помнить, что успех зависит от

адаптации методов под уровень и состояние каждой конкретной группы детей.

Постепенное усложнение заданий

Работа с детьми должна предусматривать постепенное увеличение сложности заданий. Это

помогает поддерживать интерес и мотивацию, а также позволяет детям систематически

развивать свои навыки. Начать можно с простых манипуляций, постепенно переходя к более

сложным задачам.

Использование арт-терапии

Арт-терапия может служить отличным инструментом для развития мелкой моторики. Через

рисование, лепку и другие виды творчества дети развивают свои моторные навыки, а также

эмоциональную сферу. Поддержание положительного эмоционального фона во время занятий

способствует лучшему усвоению материала.

Включение родителей

Работа с родителями играет важную роль в коррекции мелкой моторики у детей с ЗПР.

Предоставление инструкций и рекомендаций для домашних занятий может значительно

усилить эффект коррекционного процесса.

Коррекция мелкой моторики у детей с разными формами ЗПР – это сложный, но важный

процесс, требующий применения индивидуализированных подходов и разнообразных

методов. Успех коррекционной работы зависит от учета актуальных потребностей

каждого ребенка, а также от вовлечения родителей и создания благоприятной

образовательной среды. Систематическая работа и поддержка специалиста позволят

значимо улучшить навыки мелкой моторики и общее развитие детей с ЗПР.



В раздел образования