Автор: Авдеева Ирина Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Использование нетрадиционных методов при проведении артикуляционной гимнастики
Дата публикации: 27.08.2025
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс
Использование нетрадиционных методов при проведении
артикуляционной гимнастики
Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10»
Авдеева Ирина Николаевна
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств
речи.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода.
Одним из приёмов повышения эффективности работы над постановкой и
автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика – система
повторяющихся
упражнений,
направленных
на
тренировку
артикуляционного аппарата с целью выработки чёткости, правильности
движений всех его частей.
Гимнастика осуществляется в определённой последовательности: вначале
воспитываются более простые движения органов речи; когда ребёнок их
осваивает, переходят к более сложным.
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи,
от
его
работы
во
многом
зависит
отчётливость
речи,
поэтому
в
артикуляционной гимнастике особое значение придаётся развитию его
подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на
другое.
Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не
только осуществлению серий движений, но и формированию навыка
переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне
согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным
извне ритмическим стимулом, поэтому музыка в данном случае является
естественным стимулятором и регулятором движений.
Музыка,
подобранная
к
артикуляционным
комплексам,
должна
быть
знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят
детские
песни
из
мультфильмов.
Музыка
способствует
изменению
эмоционального состояния человека. Весёлая песня повышает активность и
увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными,
мягкими и пластичными.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом
положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они
видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко
окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком
движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели. Работа организуется следующим образом.
1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Показывает выполнение упражнения.
З. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а взрослый
проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с
тем координированными.
Не
все
дети
овладевают
двигательными
навыками
одновременно,
поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что
он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять
движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.
Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением
упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит
с
ними
дополнительную
индивидуальную
работу
или
дает
задание
родителям отработать с детьми эти движения.
Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая
дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так, при
легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно
заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения
движения. При дизартриях ее рекомендуют проводить длительно, и тем
длительнее, чем тяжелее поражение.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка
больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной
моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует
в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова
степень
его
инициативности.
Закрепление
любого
навыка
требует
систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к
выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться
по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных
условий.
Нужно
вовлечь
ребенка
в
активный
процесс,
создать
соответствующий
эмоциональный
настрой,
вызвать
живой
интерес,
положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять
упражнения.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к
этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности
выполнения
артикуляционных
упражнений.
Поэтому
я
обратилась
к
необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной
гимнастики
с
использованием
биоэнергопластики.
Такая
гимнастика
помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить
мотивационную
готовность
детей,
поддерживает
положительный
эмоциональный настрой ребёнка и педагога.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика –
плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой
биоэнергопластики.
Для
коррекционной
работы
наиболее
значимым
является
соединение
биоэнергопластики
(движений
кистей
рук)
с
движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в
данной
гимнастике
указывает
на
положение
языка
при
выполнении
артикуляционных упражнений, а счёт, музыка или стихотворные строки
помогают удерживать нужный темп.
При
проведении
артикуляционной
гимнастики
с
биоэнергопластикой
учитываются
индивидуальные
особенности
детей.
Рука
ребенка
подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и
выполнения его без ошибок.