Напоминание

Использование нетрадиционных методов при проведении артикуляционной гимнастики


Автор: Авдеева Ирина Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Использование нетрадиционных методов при проведении артикуляционной гимнастики
Дата публикации: 27.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс

Использование нетрадиционных методов при проведении

артикуляционной гимнастики

Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10»

Авдеева Ирина Николаевна

Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств

речи.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода.

Одним из приёмов повышения эффективности работы над постановкой и

автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика – система

повторяющихся

упражнений,

направленных

на

тренировку

артикуляционного аппарата с целью выработки чёткости, правильности

движений всех его частей.

Гимнастика осуществляется в определённой последовательности: вначале

воспитываются более простые движения органов речи; когда ребёнок их

осваивает, переходят к более сложным.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи,

от

его

работы

во

многом

зависит

отчётливость

речи,

поэтому

в

артикуляционной гимнастике особое значение придаётся развитию его

подвижности, повышению скорости переключения с одного движения на

другое.

Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не

только осуществлению серий движений, но и формированию навыка

переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Выполнение движений под музыку позволяет на рефлекторном уровне

согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным

извне ритмическим стимулом, поэтому музыка в данном случае является

естественным стимулятором и регулятором движений.

Музыка,

подобранная

к

артикуляционным

комплексам,

должна

быть

знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят

детские

песни

из

мультфильмов.

Музыка

способствует

изменению

эмоционального состояния человека. Весёлая песня повышает активность и

увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными,

мягкими и пластичными.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом

положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они

видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко

окрашены.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком

движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

своей цели. Работа организуется следующим образом.

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы.

2. Показывает выполнение упражнения.

З. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а взрослый

проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно

напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с

тем координированными.

Не

все

дети

овладевают

двигательными

навыками

одновременно,

поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что

он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять

движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить.

Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением

упражнения и только некоторым детям оно не со всем удается, он проводит

с

ними

дополнительную

индивидуальную

работу

или

дает

задание

родителям отработать с детьми эти движения.

Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая

дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так, при

легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно

заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения

движения. При дизартриях ее рекомендуют проводить длительно, и тем

длительнее, чем тяжелее поражение.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка

больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.

Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной

моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует

в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова

степень

его

инициативности.

Закрепление

любого

навыка

требует

систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к

выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться

по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных

условий.

Нужно

вовлечь

ребенка

в

активный

процесс,

создать

соответствующий

эмоциональный

настрой,

вызвать

живой

интерес,

положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять

упражнения.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к

этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности

выполнения

артикуляционных

упражнений.

Поэтому

я

обратилась

к

необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной

гимнастики

с

использованием

биоэнергопластики.

Такая

гимнастика

помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить

мотивационную

готовность

детей,

поддерживает

положительный

эмоциональный настрой ребёнка и педагога.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика –

плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой

биоэнергопластики.

Для

коррекционной

работы

наиболее

значимым

является

соединение

биоэнергопластики

(движений

кистей

рук)

с

движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в

данной

гимнастике

указывает

на

положение

языка

при

выполнении

артикуляционных упражнений, а счёт, музыка или стихотворные строки

помогают удерживать нужный темп.

При

проведении

артикуляционной

гимнастики

с

биоэнергопластикой

учитываются

индивидуальные

особенности

детей.

Рука

ребенка

подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и

выполнения его без ошибок.



В раздел образования