Напоминание

Конспект занятия знакомство с удмуртской сказкой «Мужик и медведь»


Авторы: Путятина Елена Сергеевна, Нигометзянова Любовь Александровна
Должность: учитель-дефектолог, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Глазов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия знакомство с удмуртской сказкой «Мужик и медведь»
Дата публикации: 27.09.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект занятия

знакомство с удмуртской сказкой «Мужик и медведь»

Составили и провели:

Нигометзянова Л.А.,

воспитатель, первой квалификационной категории

Путятина Е.С.,

учитель – дефектолог, первой квалификационной категории

г. Глазов, 2020 г.

Цель:

знакомство детей с устным народным творчеством удмуртского

народа.

Задачи:

- Помочь зародить в дошкольниках интерес к культуре своей «малой

родины», посеять первые зёрна любви к ней;

-

Познакомить

дошкольников

с

удмуртским

фольклором

(сказкой),

удмуртским словом «уром»;

-

Обогащать

словарный

запас

детей,

формировать

грамматически

правильный строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу,

отвечая на вопросы воспитателя;

- Закрепить обобщающие понятия овощи, вершки, корешки.

- Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», печь, картофель.

Словарная

работа:

«уром»

-

друг,

приятель,

товарищ,

«вершки»,

«корешки».

Предварительная работа:

чтение русской народной сказки «Вершки и

корешки».

Ход занятия:

(Детей встречает воспитатель в удмуртском костюме хозяйки, и

учитель - дефектолог в костюме Лапшо Педуня).

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в гости пришел Лапшо

Педунь. А вы знаете, кто это такой? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Это герой удмуртских сказок. Он сегодня к нам

пришел рассказать

о нашем родном крае - Удмуртии, и познакомить с

удмуртской народной сказкой «Мужик и медведь».

Лапшо Педунь: Ребята, вы знаете, что означает слово «Уром?

(Ответы

детей)

Лапшо Педунь:

Запомните, удмуртское слово «Уром» переводится как

(приятель, товарищ, друг).

Это слово встретится в сказке «Мужик и медведь», которую я вам сейчас

расскажу.

Удмуртская сказка «Мужик и медведь».

В давние - то времена удмурт жил в лесу с медведем. И медведь

завидовал соседу, который вечно сеял и жал, сеял и жал. Однажды он не

вытерпел.

- «Послушай, уром», - сказал лохматый, - «давай вместе сеять?».

Сговорились они репу сеять.

Человек спросил:

- «Уром, а что ты возьмешь: вершки или корешки?».

Медведь ответил:

- «Мне сгодятся вершки».

Удалась репа. Корешки величиной с чашку. И вершки лучше некуда.

Земли не видно – так густы.

Пришла осень. Начали собирать урожай. Человек таскает и таскает свои

корешки. Совсем запарился. А медведь попробовал, погрыз вершки –

сплюнул, больно горьки. И, рявкнув досадливо, завалился на зиму в берлогу.

По второй весне срядились они сеять овёс.

- «Ну, теперь – то, я возьму корешки», - сказал медведь.

Человек согласился.

- «Ладно, для меня и сойдут вершки».

Сказано – сделано. Славный овёс уродился. Колос золотой, тяжёлый,

налитой. Человек забрал вершки и увёз домой. А, медведь остался лежать на

соломе. Больше – то она ему ни для чего не годна. Вот с той поры не сеял и

не жал медведь.

А, когда сеяли репу, медведь целое поле от пней освободил. И теперь

человек засеял его и стал жить при хлебе и при богатстве.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас прослушали удмуртскую сказку «Мужик и

медведь». А как вы думаете, на какую русскую сказку она похожа?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Удмуртская сказка «Мужик и медведь» своим

содержанием похожа на русскую народную сказку «Вершки и корешки».

(Лапшо Педунь предлагает детям поиграть в игру «Вершки и корешки»)

Игра «Вершки и корешки».

Цель игры: учить детей классификации овощей по принципу, что у них

съедобно: корень (корешки) или плоды на стебле (вершки); развивать

быстроту мышления, слуховое внимание.

Воспитатель (хозяйка)

уточняет с детьми, что они будут называть

«вершками», а что «корешками»:

-«Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод

на стебле «вершками»».

Лапшо Педунь: Я буду называть какой–нибудь овощ, а вы быстро отвечаете,

что в нём съедобно: «вершки» или «корешки», будьте внимательны, так как в

некоторых овощах съедобно и то и другое. (Ответы дети показывают на

картинках)

- Морковь! - корешки

- Помидор! – вершки

- Лук! – вершки и корешки

Лапшо Педунь: Молодцы, справились с заданием.

А умеете ли вы, ребята, разгадывать загадки о вершках и корешках.

Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют

К осени краснеют.

Загадки.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко,

Что же это? (Репка)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена

Вся на солнышке она. (Редиска)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять!

Как её названье, дети?

(Отгадку дети и Лапшо Педунь находят в печке).

Лапшо Педунь угощает детей картошкой в мундире, прощается с

детьми.

Воспитатель (хозяйка) подводит итог занятия. (Кто к детям сегодня

приходил в гости, с какой удмуртской сказкой они познакомились, какое

новое удмуртское слово узнали, смогут ли они сейчас узнать съедобные

«вершки» или «корешки». Просит детей поделиться своими впечатлениями о

занятии.)



В раздел образования