Напоминание

экскурсия в мини- музей "Культура и быт Башкирского народа"


Автор: Ахмадуллина Гульнара Галиевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5
Населённый пункт: село Кандры, Туймазинский район, Башкортостан
Наименование материала: оод по нравственно- патриотическому воспитанию
Тема: экскурсия в мини- музей "Культура и быт Башкирского народа"
Дата публикации: 27.10.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей»

«Культура и быт Башкирского народа»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовил воспитатель:

Ахмадуллина Г.Г.

с.Кандры

«Культура и быт башкирского народа»

Экскурсия в башкирский национальный музей ДОУ

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народа

Задачи:

- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные

качества.

- составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу

воспитателя

- воспитывать интерес к экскурсии и желание узнавать новое о родном крае.

Активизация словаря: музей, экскурсовод, юрта, чаши, блюдо, сундук, палас.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку .Догадайтесь, что это:

В нем предметы старины

До сих пор сохранены.

Любознательный народ

Посмотреть на них идет.

(Музей).

Сегодня мы с вами ребята посетим наш музей детского сада. Музей – это

место, где собираются, хранятся и выставляются для показа памятники

старины или искусства.

Ребята, в музее существуют особые правила поведения: нужно внимательно

слушать экскурсовода – человека, который проводит экскурсию, не

перебивать и если, что-то непонятно в конце рассказа можно задавать

вопросы, но не всем вместе, а по одному. И экскурсовод ответит на все

интересующие вас вопросы. Договорились? Ну, тогда в путь, навстречу

нашему прошлому!

Ребята вспомните как называется наша республика? (Башкортостан).

Наша республика многонациональная, в ней живут люди

разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут

здесь очень-очень давно. Башкиры жили в степях и ездили они на лошадях с

одного места на другое. Может быть, кто-то из вас знает, как называли

дома башкир? (правильно юрта) Вот как они выглядели (воспитатель

показывает макет).

В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой

прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были

предметы? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную

кухонную утварь, посуду.

Раньше посуда была простая – деревянная. Вот такая (показ посуды). Это

чаша. Она деревянная, украшена узорами. Из нее пили молоко, кумыс. Это

ложка. Она тоже деревянная. Ею кушали суп, кашу. А это ваза. Она тоже

сделана из дерева. В ней подавали к чаю мед, разные сладости. Вот какой

посудой пользовались раньше. Дети рассматривают посуду.

Воспитатель: Что это? (Чаша.) Какая чаша? (Деревянная.) Назовите еще

деревянную посуду. (Ложка, ваза.) Для чего нужна?

Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и

самовар (рассматривание самовара, котла).

Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом

доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду,

одежду.

Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг

которой садились гости. Башкирский народ известен своим

гостеприимством.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их разгадать, а отгадку

вы увидите:

1. В небе дыра,

в земле дыра,

А в середине

огонь да вода (САМОВАР)

3. Круглое, да не луна,

Подавали в нем гуся (БЛЮДО).

4. В ней хранили мед и масло

потому что это …. (ВАЗА).

Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы.

Сейчас я опешу один из них, но не назову его. А вы попробуйте догадаться, о

каком предмете я буду говорить и назовите его после моего рассказа.

Он блестящий, серебристого цвета, округлой формы. Большой по размеру, из

железа. У него есть крышка, труба, две ручки, подставка для заварника,

носик и краник (подставка-ножки). В нем кипятят воду для чая (самовар).

Кто хочет попробовать составить рассказ про любой предмет?

Вспомним, с чего начала я рассказ? (воспитатель показывает схему).

Назовите цвет, форму, величину, из чего он сделан, какие есть детали, и для

чего он нужен. (4-5 детей описывают предметы: если есть ошибки,

воспитатель исправляет в анализе после каждого рассказа, поощряет).

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта». (тирмэ)

(Звучит веселая башкирская музыка)

Дети встают в круг, в середине большой платок.

На слова:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем (идут по кругу)

И помчимся на лужок (с окончанием подбирают концы платка и поднимают

его над головой).

Вот и закончилась наша экскурсия в музей. Понравилась вам экскурсия? Что

понравилось и запомнилось больше всего? До свидания, до новых встреч!



В раздел образования