Автор: Ахмадуллина Гульнара Галиевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5
Населённый пункт: село Кандры, Туймазинский район, Башкортостан
Наименование материала: оод по нравственно- патриотическому воспитанию
Тема: экскурсия в мини- музей "Культура и быт Башкирского народа"
Дата публикации: 27.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 с. Кандры муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей»
«Культура и быт Башкирского народа»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовил воспитатель:
Ахмадуллина Г.Г.
с.Кандры
«Культура и быт башкирского народа»
Экскурсия в башкирский национальный музей ДОУ
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народа
Задачи:
- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные
качества.
- составлять небольшие описательные рассказы по плану и образцу
воспитателя
- воспитывать интерес к экскурсии и желание узнавать новое о родном крае.
Активизация словаря: музей, экскурсовод, юрта, чаши, блюдо, сундук, палас.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку .Догадайтесь, что это:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены.
Любознательный народ
Посмотреть на них идет.
(Музей).
Сегодня мы с вами ребята посетим наш музей детского сада. Музей – это
место, где собираются, хранятся и выставляются для показа памятники
старины или искусства.
Ребята, в музее существуют особые правила поведения: нужно внимательно
слушать экскурсовода – человека, который проводит экскурсию, не
перебивать и если, что-то непонятно в конце рассказа можно задавать
вопросы, но не всем вместе, а по одному. И экскурсовод ответит на все
интересующие вас вопросы. Договорились? Ну, тогда в путь, навстречу
нашему прошлому!
Ребята вспомните как называется наша республика? (Башкортостан).
Наша республика многонациональная, в ней живут люди
разных национальностей: и башкиры, и татары, и русские. Башкиры живут
здесь очень-очень давно. Башкиры жили в степях и ездили они на лошадях с
одного места на другое. Может быть, кто-то из вас знает, как называли
дома башкир? (правильно юрта) Вот как они выглядели (воспитатель
показывает макет).
В ютре было тепло, потому что покрывались они специально теплой
прочной тканью. А как вы думаете, что было внутри? Какие были
предметы? В юрте у башкирского народа можно увидеть различную
кухонную утварь, посуду.
Раньше посуда была простая – деревянная. Вот такая (показ посуды). Это
чаша. Она деревянная, украшена узорами. Из нее пили молоко, кумыс. Это
ложка. Она тоже деревянная. Ею кушали суп, кашу. А это ваза. Она тоже
сделана из дерева. В ней подавали к чаю мед, разные сладости. Вот какой
посудой пользовались раньше. Дети рассматривают посуду.
Воспитатель: Что это? (Чаша.) Какая чаша? (Деревянная.) Назовите еще
деревянную посуду. (Ложка, ваза.) Для чего нужна?
Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и
самовар (рассматривание самовара, котла).
Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом
доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду,
одежду.
Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг
которой садились гости. Башкирский народ известен своим
гостеприимством.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их разгадать, а отгадку
вы увидите:
1. В небе дыра,
в земле дыра,
А в середине
огонь да вода (САМОВАР)
3. Круглое, да не луна,
Подавали в нем гуся (БЛЮДО).
4. В ней хранили мед и масло
потому что это …. (ВАЗА).
Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы.
Сейчас я опешу один из них, но не назову его. А вы попробуйте догадаться, о
каком предмете я буду говорить и назовите его после моего рассказа.
Он блестящий, серебристого цвета, округлой формы. Большой по размеру, из
железа. У него есть крышка, труба, две ручки, подставка для заварника,
носик и краник (подставка-ножки). В нем кипятят воду для чая (самовар).
Кто хочет попробовать составить рассказ про любой предмет?
Вспомним, с чего начала я рассказ? (воспитатель показывает схему).
Назовите цвет, форму, величину, из чего он сделан, какие есть детали, и для
чего он нужен. (4-5 детей описывают предметы: если есть ошибки,
воспитатель исправляет в анализе после каждого рассказа, поощряет).
А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта». (тирмэ)
(Звучит веселая башкирская музыка)
Дети встают в круг, в середине большой платок.
На слова:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем и попляшем (идут по кругу)
И помчимся на лужок (с окончанием подбирают концы платка и поднимают
его над головой).
Вот и закончилась наша экскурсия в музей. Понравилась вам экскурсия? Что
понравилось и запомнилось больше всего? До свидания, до новых встреч!