Автор: Райхана Рауфовна Латыпова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Сахаево
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район д.Сахаево
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Предложение - основная единица речевого общения.
Дата публикации: 27.10.2024
Раздел: среднее образование
Предмет: русский язык
Дата:
Класс: 5
Технологическая карта урока № 73
Целевой блок
Тема
Предложение - основная единица речевого общения
Цель
вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений
Планируемые
результаты
Предметные:
• знать основные признаки предложения;
• знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца
предложения);
• уметь отличать предложение от словосочетания и слова;
• уметь по интонации конца определять границы предложения;
• использовать различные знаки завершения на письме;
• находить грамматическую основу предложения, в том числе состоящую из одного главного члена (подлежащего или
сказуемого);
• соотносить предложения с определёнными схемами
Личностные:
• осознавать ценность знаний о языке для осуществления коммуникации;
• осознавать эстетическую ценность языковых средств.
Метапредметные:
Регулятивные:
• ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать этапы учебной деятельности;
• определять последовательность действий, уметь работать по плану;
Познавательные:
• перекодировать информацию, представленную в форме схемы;
• извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;
Коммуникативные:
• понимать информацию письменного сообщения;
• взаимодействовать в процессе учебной деятельности
Инструментальный блок
Задачи урока
• дать понятие о предложении как единице синтаксиса и о его признаках;
• дать начальное представление о составе грамматической основы;
• учить находить грамматическую основу предложения;
• совершенствовать умение определять границы предложений;
• углубить знания о роли предложений в формировании и выражении мысли и об отличии на этой основе предложения от
слова и словосочетания.
Тип урока
изучение нового материала
Учебно-
методический
комплекс
Т.А. Ладыженская , М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. 1 часть
Организационно-деятельностный блок
Основные
понятия
Синтаксис, слово, словосочетание, предложение, простое и сложное предложение, главные и второстепенные члены
предложения
Организация
пространства
Парная, фронтальная, индивидуальная
Межпредметны
е связи
Татарский язык, русская литература, история
Деятельность
Учителя
Учащихся
Организационный момент.
Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Высказывание добрых пожеланий.
- Организация самопроверки домашнего задания
Самопроверка домашнего задания
Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в
индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Тренировочные задания.
1 Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки.
(Зимний) утром; уехать в (деревня); любоваться (природа); речка (лесной); крупный
(снежинка); (славный) погода.
2 «Найти третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье –
лишнее».
1. С утра дует ветер; ранним утром; на свежем воздухе;
2. Сильный ветер; снег идет; расстилалась кругом.
Выполняют тренировочные задания
Постановка учебной цели.
Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.
Создаёт проблемную ситуацию.
Подводит формулированию темы, целей и задач урока.
- Чем являются «лишние слова»?
Отвечают на вопросы.
Вместе с учителем формулируют
тему, записывают её в тетради.
- Мы изучили на прошлом уроке наименьшую
синтаксическую единицу – словосочетания.
О чём пойдёт речь на уроке?
- Чем отличается словосочетание от предложения?
- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?
- Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его
главных членах?
- Какую цель мы должны поставить перед собой?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
«Предложение – основная единица
речевого общения»
Объяснение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.
1 Работа с текстом. Задание на карточках.
Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.
- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.
- Почему возникли затруднения при выполнении задания?
- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого
2. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.
- Что вы знаете о подлежащем и сказуемым?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Какой частью речи выражается?
- В каком падеже стоит подлежащее?
- Как графически выделяется в предложении?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
- Какой частью речи выражается?
Долго б..ролась з..ма с ненас..ной осен..ю. В
н..ябре снег п..крыл пр..мёрзшую землю, и
вот н..ступила н..стоящая з..ма. Жутко
завывает в поле х..лодный, резкий ветер,
гуля..т в..юга. М..роз ск..вал л..дом речку.
Оделся в шу..ку и огромный ду… . Ивы,
б..рёзки, р..бинки ут..нули в др..мучих
сугробах. Вдру.. по веткам проб..жала белка.
Она ищет свои з..пасы.
Выполняют задание и отвечают на вопросы
Физкультминутка.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Дети выполняют движения по тексту
Закрепление изученного материала
Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.
Работа с учебником.
1 Чтение теоретического материала стр. 164, 165
Анализ языкового материала.
Вывод
2 Выполнение упр. № 823 (стр. 164) (письменно).
3 Выполнение упр. № 824 (стр. 165) (устно).
4. Выпишите из предложения словосочетания.
1. Серебристый иней пушистыми хлопьями срывается с ветвей, долго кружит в
воздухе, а потом тихо падает на землю.
2. Природа погрузилась в долгий сон.
3. Прозрачный лед ярко искрится на солнце.
Читают теоретический материал, делают выводы и
выполняют упражнения.
Основы: иней срывается, природа погрузилась, лед
искрится
1. Серебристый иней, пушистыми хлопьями, срывает с
ветвей, долго кружит, кружит в воздухе, тихо падает,
падает на землю.
2.Погрузилась в сон, в долгий сон
3. Прозрачный лед, ярко искрится, искрится на солнце
Диагностика результатов урока
Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
1. Сегодня мы узнали о …
2. Теперь я могу…
3. Я научился…
4. Мне было трудно…
5. Своей работой я
Домашнее задание.
Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.
- выучить теоретический материал,
- выполнить упр. № 825 (стр. 93) (письменно).