Напоминание

Предложение - основная единица речевого общения.


Автор: Райхана Рауфовна Латыпова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Сахаево
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район д.Сахаево
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Предложение - основная единица речевого общения.
Дата публикации: 27.10.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: русский язык

Дата:

Класс: 5

Технологическая карта урока № 73

Целевой блок

Тема

Предложение - основная единица речевого общения

Цель

вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений

Планируемые

результаты

Предметные:

• знать основные признаки предложения;

• знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца

предложения);

• уметь отличать предложение от словосочетания и слова;

• уметь по интонации конца определять границы предложения;

• использовать различные знаки завершения на письме;

• находить грамматическую основу предложения, в том числе состоящую из одного главного члена (подлежащего или

сказуемого);

• соотносить предложения с определёнными схемами

Личностные:

• осознавать ценность знаний о языке для осуществления коммуникации;

• осознавать эстетическую ценность языковых средств.

Метапредметные:

Регулятивные:

• ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать этапы учебной деятельности;

• определять последовательность действий, уметь работать по плану;

Познавательные:

• перекодировать информацию, представленную в форме схемы;

• извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

Коммуникативные:

• понимать информацию письменного сообщения;

• взаимодействовать в процессе учебной деятельности

Инструментальный блок

Задачи урока

• дать понятие о предложении как единице синтаксиса и о его признаках;

• дать начальное представление о составе грамматической основы;

• учить находить грамматическую основу предложения;

• совершенствовать умение определять границы предложений;

• углубить знания о роли предложений в формировании и выражении мысли и об отличии на этой основе предложения от

слова и словосочетания.

Тип урока

изучение нового материала

Учебно-

методический

комплекс

Т.А. Ладыженская , М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. 1 часть

Организационно-деятельностный блок

Основные

понятия

Синтаксис, слово, словосочетание, предложение, простое и сложное предложение, главные и второстепенные члены

предложения

Организация

пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная

Межпредметны

е связи

Татарский язык, русская литература, история

Деятельность

Учителя

Учащихся

Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки домашнего задания

Самопроверка домашнего задания

Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в

индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Тренировочные задания.

1 Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки.

(Зимний) утром; уехать в (деревня); любоваться (природа); речка (лесной); крупный

(снежинка); (славный) погода.

2 «Найти третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье –

лишнее».

1. С утра дует ветер; ранним утром; на свежем воздухе;

2. Сильный ветер; снег идет; расстилалась кругом.

Выполняют тренировочные задания

Постановка учебной цели.

Цель этапа: формулирование темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит формулированию темы, целей и задач урока.

- Чем являются «лишние слова»?

Отвечают на вопросы.

Вместе с учителем формулируют

тему, записывают её в тетради.

- Мы изучили на прошлом уроке наименьшую

синтаксическую единицу – словосочетания.

О чём пойдёт речь на уроке?

- Чем отличается словосочетание от предложения?

- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, для чего нам необходимо, как можно больше узнать о предложении и его

главных членах?

- Какую цель мы должны поставить перед собой?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

«Предложение – основная единица

речевого общения»

Объяснение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление нового материала.

1 Работа с текстом. Задание на карточках.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

- Почему возникли затруднения при выполнении задания?

- Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого

2. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.

- Что вы знаете о подлежащем и сказуемым?

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

- Какой частью речи выражается?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- Как графически выделяется в предложении?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какой частью речи выражается?

Долго б..ролась з..ма с ненас..ной осен..ю. В

н..ябре снег п..крыл пр..мёрзшую землю, и

вот н..ступила н..стоящая з..ма. Жутко

завывает в поле х..лодный, резкий ветер,

гуля..т в..юга. М..роз ск..вал л..дом речку.

Оделся в шу..ку и огромный ду… . Ивы,

б..рёзки, р..бинки ут..нули в др..мучих

сугробах. Вдру.. по веткам проб..жала белка.

Она ищет свои з..пасы.

Выполняют задание и отвечают на вопросы

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Дети выполняют движения по тексту

Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

Работа с учебником.

1 Чтение теоретического материала стр. 164, 165

Анализ языкового материала.

Вывод

2 Выполнение упр. № 823 (стр. 164) (письменно).

3 Выполнение упр. № 824 (стр. 165) (устно).

4. Выпишите из предложения словосочетания.

1. Серебристый иней пушистыми хлопьями срывается с ветвей, долго кружит в

воздухе, а потом тихо падает на землю.

2. Природа погрузилась в долгий сон.

3. Прозрачный лед ярко искрится на солнце.

Читают теоретический материал, делают выводы и

выполняют упражнения.

Основы: иней срывается, природа погрузилась, лед

искрится

1. Серебристый иней, пушистыми хлопьями, срывает с

ветвей, долго кружит, кружит в воздухе, тихо падает,

падает на землю.

2.Погрузилась в сон, в долгий сон

3. Прозрачный лед, ярко искрится, искрится на солнце

Диагностика результатов урока

Рефлексия. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я

Домашнее задание.

Цель этапа: настроить учащихся на самостоятельную работу по изученной теме.

- выучить теоретический материал,

- выполнить упр. № 825 (стр. 93) (письменно).



В раздел образования