Автор: Полякова Лариса Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 84 ИМЕНИ МИХАИЛА ВЕЛИЧКО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: город Горловка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Я СРЕДИ ДРУГИХ: ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ»
Дата публикации: 27.10.2025
Раздел: полное образование
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Я СРЕДИ ДРУГИХ: ПОДРОСТКОВАЯ
АГРЕССИЯ»
Методическая разработка мероприятия для педагогов
Составитель:
Полякова Лариса Владимировна, педагог-психолог
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА № 84 ИМЕНИ МИХАИЛА ВЕЛИЧКО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» ДОНЕЦКОЙ
НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Горловка 2025
Форма работы: семинар-практикум
Название: «Я среди других: подростковая агрессия»
Участники: педагоги
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов,
пополнение знания педагогов по проблеме подростковой агрессивности.
Задачи:
- изучить характеристику агрессии, её видов и форм, специфику проявлений;
- ознакомиться с особенностями и причинами детской агрессивности;
- выявить характерологические особенности агрессивных детей;
- рассмотреть роль семьи в возникновении агрессивного поведения детей;
- определить взаимосвязь психологической защиты и агрессии;
-
повысить
уровень
знаний
педагогов
в
области
формирования
психоэмоциональной структуры личности ребенка;
- формировать умение справляться с подростковой агрессией;
- ознакомить с новыми формами работы по коррекции подростковой агрессии.
Аннотация
Методическая разработка направлена на повышение профессионального
мастерства педагогов, расширение знаний педагогов по проблеме подростковой
агрессивности. Демонстрирует способы работы с агрессивными подростками
посредством
практических
упражнений.
Разработка
предназначена
для
общеобразовательных школ.
Для
педагогов-психологов,
классных
руководителей
общеобразовательных организаций
Оборудование:
презентация
РР,
мультимедийное
оборудование,
проволока, аквариум, шаблоны рыбок, камни, камушки, песок, стикеры,
косынка (шарфик)
Ход работы:
№
Этап работы
Задачи
Время
І
Вступление:
1.
Вступительное слово;
2.
Просмотр
видеофрагмента
«Жестокое избиение
школьницы».
Создание доброжелательной
атмосферы;
Активизация познавательной
активности участников семинара;
5 мин.
ІІ
Теоретическая часть:
1.
Понятия «агрессии» и
«агрессивности»;
2.
Причины агрессивного
поведения;
3.
Виды агрессии;
4.
Упражнение «Уколы
агрессии»;
5.
Рекомендации по работе
с агрессивными
изучение характеристик агрессии, её
видов
и
форм,
специфику
проявлений;
ознакомление с особенностями и
причинами детской агрессивности;
выявление
характерологических
особенностей агрессивных детей;
рассмотрение
роли
семьи
в
возникновении
агрессивного
поведения детей;
20
мин.
подростками;
6.
Формы работы с
подростками по
коррекции агрессивности
определение
взаимосвязи
психологической защиты и агрессии;
ІІІ
Практическая часть:
1.
Упражнение «Листок
гнева»;
2.
Упражнение «Рыба для
размышления»;
3.
Упражнение
«Проволочный
человечек»;
4.
Упражнение «Камушек в
ботинке».
ознакомление участников семинара
с упражнениями «Листок гнева»
(конструктивный способ выражения
негативных эмоций»;
«Рыба для размышления»
(вербализация негативных
переживаний);
«Проволочный человечек»
(содействие формированию навыка
самоуправления);
«Камушек в ботинке» (проработка
трудностей через метафору»
10
мин.
15
мин.
15
мин.
15
мин.
ІV
Заключение:
1.Рефлексия;
2. Притча «Кувшин»
рефлексия
10
мин.
Промедление может обернуться чем угодно,
ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Никколо Макиавелли
І. Вступление:
1.
Вступительное слово.
2.
Просмотр видеосюжета «Жестокое избиение школьницы»
г. Стаханов
18-летняя беременная девушка Илона из города Стаханов организовала
жестокое избиение 12-летней школьницы. Несмотря на то, что Илона
находилась на последнем месяце беременности, она не только смогла
пригласить на «стрелку» 20 человек и заставила их снимать все на мобильные
телефоны, но и принимала в избиении самое активное участие.
ІІ. Теоретическая часть:
1.
Понятия «агрессии» и «агрессивности»
Агрессия - это (от лат. aggressio — нападение) - эмоционально
окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность
нанести урон, ударить, уничтожить;
- это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения
другому человеку или предмету.
Агрессия -это вид действий или состояние, а
Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на
все агрессивно.
2.
Причины агрессивного поведения
Семейные причины:
Безразличие или враждебность со стороны родителей
;
Разрушение эмоциональных связей в семье
Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье
становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители
используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в
постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между
двумя самыми близкими ему людьми.
Неуважение к личности ребенка
Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной
критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.
Чрезмерный контроль или отсутствие его
Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно
вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя,
будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.
Жестокий характер матери или отца
Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его
волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не
предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не
столько любовь, сколько страх.
Запрет на физическую активность
Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои
эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически
разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком
энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Отказ в праве на личную свободу
Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не
может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство
вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился
самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.
Личные причины:
Подсознательное ожидание опасности
Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала
достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя
и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он
родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все
время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную
опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок
способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое
ласковое и исходящее от родного ему человека.
Неуверенность в собственной безопасности
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а
ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в
собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет,
становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему
необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом
становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.
Личный отрицательный опыт;
Недовольство собой
Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального
поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются
любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви,
то он не любит и других.
Повышенная раздражительность
Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность,
устойчивая
тенденция
обижаться
даже
на
нейтральные,
казалось
бы,
высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами
проявления агрессивности.
Чувство вины
Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с
кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства
довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко
перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.
Ситуативные причины:
Плохое самочувствие, переутомление
Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались,
плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.
Влияние продуктов питания
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и
агрессивности
и
употреблением
шоколада.
За
рубежом
проводятся
исследования,
изучающие
взаимосвязь
между
употреблением
чипсов,
гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью.
Влияние шума, вибрации, тесноты,температуры воздуха
• Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.
• Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На
ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.
• У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в
домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной
близости
от
железнодорожных
путей,
уровень
агрессивности,
согласно
проведенным исследованиям, как правило, повышен.
Тип темперамента и особенности характера
• Менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики.
• Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает
решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром.
• Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики
вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной.
Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из
терпения.
Социально биологические причины:
Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также
биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами.
Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.
3.
Виды агрессии:
Физическая (драки);
Вербальная (угрозы, ругань, крики);
Инструментальная (для достижения цели);
Враждебная (чтобы причинить боль);
Косвенная
агрессия
(действия,
как
окольными
путями
направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не
направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу,
хлопанье дверьми и др.);
Склонность
к
раздражению
(готовность
к
проявлению
при
малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);
Негативизм
(оппозиционная
манера
поведения,
обычно
направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от
пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся
законов и обычаев);
Типы человеческой агрессии:
Биологически адаптивная агрессивность - это реакция на угрозу
витальным интересам индивида. Возникает спонтанно как реакция на угрозу; а
следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины;
Жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели,
кроме получения удовольствия.
4.
Упражнение «Уколы агрессии»
Давайте же попробуем прочувствовать, что может провоцировать
агрессивные реакции подростка.
Выбирается один желающий, который сыграет роль подростка.
(Приложение 1)
5.
Рекомендации по работе с агрессивным ребенком (Приложение 2)
ІІІ. Практическая часть:
1.
Упражнение «Листок гнева»;
Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на
котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то
доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить
компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по
применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»
Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз
швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит
предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно
комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок
не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним
справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно
справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив
их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта
игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем
настроении.
Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет
делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального
состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев:
какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок
изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу
переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что
может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом
(как описывалось выше) все способы хороши!
2.
Упражнение «Рыба для размышления»;
Копии незаконченных предложений разрезают, складывают в макеты
рыбок. Аквариум (любой другой большой стеклянный сосуд), в которой лежат
рыбки, ставят в центре круга. Каждый участник по очереди ловит «рыбу» и
зачитывает предложения, самостоятельно его завершая. После каждого ответа
происходит обсуждение, продолжительность которого определяется ведущим,
который дает сигнал перехода очереди к другому «рыбаку». (Приложение 6)
1 . Мой самый большой страх - это ...
2 . Когда другие унижают меня , я ...
3 . Я не доверяю людям , которые ...
4 . Я негодую , когда кто-то ...
5 . Я на самом деле очень не люблю в себе ...
6 . Я скучаю , когда ...
7 . Я хотел бы , чтобы мои родители знали ...
8 . Когда мне кто-то нравится , кому я не нравлюсь ...
9 . Выбирая между «активный » и « пассивный » , я назвал бы себя ...
10 . Самое трудное в том , чтобы быть мужчиной ( женщиной ) , - это ...
11 . Я ношу такую одежду , потому что ...
12 . Главная причина, по которой мне нравится быть в этой группе ...
13 . Когда другие люди ведут себя в отношении меня , как мои родители ,
я ...
14 . Мое самое неприятное переживание в детстве ...
15 . В моем характере мне больше нравится ...
16 . Когда мне не по душе кто-то , кому я нравлюсь ...
17 . Мне нравится ... 18 . В школе ...
19 . Мне не удалось ...
20 . Мне нужно ...
21 . Я лучше , когда ...
22 . Я ненавижу ...
23 . Единственная тревога ...
24 . Я тайно ...
25 . Танцуя ...
26 . Я не могу понять , почему ...
27 . Я , кажется , понимаю , чего хочу , когда ...
28 . Лучшее, что могло бы произойти в моей семье ...
29 . Лучшее, что могло бы произойти со мной ...
30 . Труднее мне ...
31 . Когда я настаиваю на своем , люди ...
32. Если бы я мог изменить в себе несколько , я бы ...
33. В людях мне больше нравится ... потому что ...
34. Больше всего от других людей мне нужно ..
- Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения?
-
Действительно,
каждый
из
нас
переживал
чувства
страха,
неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас
было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот
момент каждому хочется иметь поддержку и защиту.
3.
Упражнение «Проволочный человечек»;
Игры с проволокой
Свойства: жёсткая, гнётся, наматывается, пружинит.
Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков.
Проволока отражает их состояние: жёсткости, сжатой пружины, опасности.
Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним
стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из неё различные
скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестаёт быть опасным куском
проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту.
Скульптурой любуются, её фотографируют, ей хотят украсить помещение или
подарить. Возможно, работая с этим материалом, они выходят из-за «колючей
проволоки»?
Давайте попробуем это на собственном опыте.
(Приложение 3)
4.
Упражнение «Камушек в ботинке». (Приложение 4)
В эту игру полезно играть, когда подросток обижен, сердит, расстроен,
когда внутренние переживания мешают ему заниматься делом, когда назревает
конфликт.
Поиграв несколько раз в эту игру, подростки в дальнейшем часто
начинают испытывать потребность рассказывать о своих проблемах
ІV Заключение:
1.
Рефлексия;
2.
Упражнение «Сосуд жизни»
Наглядно демонстрируется притча «Сосуд жизни», проговаривается
текст, в аквариум поочередно складываются большие камни, мелкая галька,
песок, вода. (Приложение 5)
Закончить мероприятие хотелось именно этими словами: «Что бы вы ни
делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте. Будьте уверены, что
сначала вы положили камни».
Список литературы:
1.
Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. – СПб. : Речь, 2004. – 184 с.
2.
Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. – М., 2007. – 347 с.
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М. :
Рос. пед. агентство, 1997. – 191 с.
5. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
6. Кравцова Е.Е. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении.– Минск,
1990. – 160 с.
7. Крэйхи К. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
8. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь, 2002. – 190 с.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003.
– 448 с.
10. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. - СПб.: Речь, 2004. – 336 с.
11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. –
Минск, 1996. – 216 с.
Приложение 1
«УКОЛЫ АГРЕССИИ»
Только совсем недавно сын (или дочь) был послушен, мягок, спокоен,
выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым,
был увлечен любимыми комиксами, занимался музыкой, гулял с собакой, играл
с сестренкой, ухаживал за рыбками…
Выбирается один желающий педагог, который сыграет роль подростка.
Ты – подросток, ученица 8 (9) класса. Ты очень энергична, активна, но в
последнее время у тебя появились тайны, и разговорить тебя почти
невозможно. Исчезая из дома по вечерам, избегая объяснений и контактов, ты
подолгу молчишь, тупо уставившись в угол. Переживаешь… Если в это время
никто не придет на помощь, драма подростка усугубится. Кто знает, куда его
заведут эти переживания?
Ведь, не смотря на внешнюю «взрослость», наш подросток еще остается
«слепым» (завязываем глаза).
Психика подростка довольно неустойчива,
подросткам свойственно попеременное проявление полярных качеств психики:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и
апатией, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях
сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в
общении - желанием уединиться. А психика подростка, вступившего в стадию
активного развития, становится повышенно уязвимой.
Подросток скалывает руки вместе, как-будто держит что-то ценное и
хрупкое (психику).
Что же будет происходить с нашим героем?
(при каждой реплике добавляем камень для «психики»)
Итак, сначала обратимся к научным исследованиям, оказывается
Ген, вызывающий агрессию и состояние тревоги. Pet-1
1.
Pet-1
Физиология также накладывает свой отпечаток
2.3.4..Гормоны
Индивидуальные особенности личности ребенка проявляются ярче
5.6. 7.Черты характера (импульсивность, тревожность, эмоциональность)
Поиск самим подростком своего места в жизни
8. «Кто я???? Где я??? Зачем я??? Аааааа?»
9. «Меня никто не понимает!»
Родители норовят все решить за меня…
10.«Я твоя мать и я лучше знаю чего ты хочешь».
11. «Одень эти джинсы, я забочусь о твоем здоровье»
Но вместе с тем, я чувствую себ никому ненужным
12. «Отстань, ты что не видишь, что я занята, иди с отцом поговори»
13. «Не мешай, дай матч досмотреть!»
А иногда бывает и того хуже (насилие в семье)
14. «А-ну заткнись! Вон в свою комнату!»
15.Ударить без комментариев (горсть камешков)
Да к тому же меня постоянно с кем-то сравнивают
16. «Ну, и на кого ты похож! Что за прическа, что за одежда?! Посмотри на
Костика, какой он опрятный, умный, хороший мальчик! Еще и бабушке всегда
помогает!»
И хотят непонятно чего (противоречивый сигнал):
17. «Ты уже не ребенок, возьми себя в руки». И тут же: «У тебя еще нет
равных с нами прав. Ты должен делать то, что тебе говорит твой отец/твоя
мать».
И одноклассникам я чем-то неугодил:
18. «Посмотри, фрик чешет!!! Ха-ха-ха!»
Учителя взъелись: (негативная оценка)
19. «Ты такой тупой, ты, что элементарный пример решить не можешь?
Идиот!»
Последнее время меня стали высмеивать:
20. «Посмотри на себя! У тебя вес, как у мамонта!»
А тут появилась новая молодежная движуха (влияние молодежных субкультур
и течений)
21. «Нет будущего!»
22. «Бей тех, кто не с нами!»
Рекламный ролик призывает (влияние телевидения)
23.
«
Сегодня! не пропусти !!!
Босс мафии обнаруживает, что у него украли
полмиллиона долларов и отправляет четырех наемных убийц отправить
«сообщение» семьям похитителей. Однако в одном из домов гангстеры
встречают подростка по имени Оуэн. Оуэн имеет склонность к насилию и
умеет создавать смертельные ловушки. Этот фильм для тебя!»
Мальчики
не
хотят
со
мной
встречаться
(
равнодушие
со
стороны
противоположного пола)
24.«Сначала подрасти…)))»
Никто меня не понимает в реале! Загляну-ка к виртуальным друзьям! (влияние
интернета и социальных сетей)
25.Игорю Васильевичу понравилось видео «Жесткое мочилово! Смотреть
всем!»
26.Дорогой, Подросток! Приглашаем тебя в группу «Грубые», здесь ты
найдешь полезную инфу для себя, как быть крутым
27.«Скорей установи новое супер популярное приложение «Зомби ферма»!
Закопай своего врага!»
…
- Что делать нашему подростку с данной ношей?
- Каждому ли подростку под силу она?
- Какие подростковые реакции возможны?
Наш герой может нести эту ношу, может возвращать весь негатив с утроенной
силой, но
- благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (поддержка,
доверие, взаимопонимание) снижает тревожные состояния ребенка; (забрать
несколько камешек);
- успешная адаптация в коллективе сопособствует повышению самооценки и
уверенности;
(забрать несколько камешек);
- справедливое отношение учителя, проживание ситуации успеха помогают
справиться с учебными трудностями;
(забрать несколько камешек);
- работа над собой, развитие слабых качеств способствуют самореализации;
(забрать несколько камешек);
- разумные ограничения при просмотре видео и
телепередач.
(забрать несколько
камешек).
И осталось у нас лишь горстка камешек – это…
Вопросы к «Подростку»
- Что ты чувствовала на протяжении всего действия?
- О чем она думала?
- Каково тебе было, когда все вокруг начали тебе давать указания?
- Что хотелось сделать с камнями?
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ
прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого- либо задания ("Помоги
мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты
устал").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня
обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");
-
обнаружение
своих
собственных
чувств
по
отношению
к
нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком
тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то
он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие
отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным
человеком.
4. Снижение напряжения ситуации
- не повышать голос, не менять тон на угрожающий;
- не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");
- не кричать;
- не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти,
перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и
передразнивание;
- не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких
или друзей;
- не использовать физическую силу;
- не втягивать в конфликт посторонних людей;
- не настаивать на своей правоте;
- не читать нотации, проповеди;
- не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...",
"Ты никогда не...";
- не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим
стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.
6. Сохранение положительной репутации ребенка
-
публично
минимизировать
вину
ребенка
("Ты
не
важно
себя
чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать
истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше
требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
8. Предупреждение агрессивных действий детей
- никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;
- в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция
с кратким разъяснением причины;
- если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить
среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной
причины на нее;
- если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро
остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.
- изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное
действие со стороны близких с последующим разъяснением.
9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:
- подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его
проступка;
- искать выход по переориентации его энергии по социально правильному
руслу;
- следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность
еще больше портит;
- придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды
отношений (игра, самообслуживание и т.д.).
10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным
гневом.
- Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Комкать и рвать бумагу.
- Бить подушку или боксерскую грушу.
- Топать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и
выбросить бумагу.
- Втирать пластилин в картонку или бумагу.
- Посчитать до десяти.
- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
- Вода хорошо снимает агрессию.
ФОРМЫ
РАБОТЫ
С
ПОДРОСТКАМИ
ПО
КОРРЕКЦИИ
АГРЕССИВНОСТИ:
В работе используются:
Дискуссия, обсуждение.
Работа в парах.
Рисунок.
Психологическая игра.
Работа в малых группах.
Визуализация.
Интерактивные игры
Приложение 3
ПРОВОЛОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Цель: содействие формированию навыка самоуправления.
Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки
для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подростков.
Подросткам предлагается из проволоки сделать фигуру человека.
Группа делиться на двойки. Участники внутри пар обмениваются
фигурами проволочного человека и рассказывают о том, какой он, чем
отличается от других... Затем партнёры встают друг напротив друга и один,
держа в руках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку,
сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен
отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный
человек возвращается в первоначальное состояние. На это упражнение
отводится 3-5 минут, затем партнёры меняются. Процесс можно сопровождать
фоновой музыкой.
Выставка и обсуждение: в течение 5 минут подростки рассматривают
всех проволочных человечков.
Что отражает мой проволочный человек?
Что я чувствовал, когда мной манипулировали?
Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?
Что такое самоуправление и само контроль?
Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?
Приложение 4
«КАМУШЕК В БОТИНКЕ»
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный).
Психолог. Ребята, случалось, ли что вам в ботинок попадал камушек?
Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти
удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство,
может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется,
нам приходится снимать ботинок и вытряхнуть камушек. Он почти всегда
совсем крошечный, и мы даже удивляемся, что такой маленький предмет смог
причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный
камень с острыми, как лезвие бритвы, краями. Ребята, случалось ли, что вы так
и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки? Тогда в
освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но
наутро,
сунув
ногу
в
ботинок,
вы
внезапно
ощущали
острую
боль,
соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем более сильная, чем
накануне, обида, злость, - вот такие чувства обычно могут испытывать
подростки, когда маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап.
Психолог. Ребята, когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы,
нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же
почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А
если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и
немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и подросткам – полезно говорить
о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Психолог. Давай поиграем в эту игру: каждый из вас по кругу скажет: «У
меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и
сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то
неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите
нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул
меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится (может, кто-то обозвал,
неправильно понял и т.д.), если вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У
меня нет камушка в ботинке». И вы вместе обговариваете способ, как можно
избавиться от «камушка».
Приложение 5
«СОСУД ЖИЗНИ»
Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета
сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой
стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он
наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из
которых мог бы поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень
осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял
следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока
камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его
левой ноги была насыпана горстка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и
стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью,
он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щели между камнями,
пока не дошла до самого верха и уже невозможно было насыпать даже самую
малую толику.
Он повернулся к аудитории и спросил:
- Скажите мне, кувшин полон?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз
кувшин действительно был полон; наверное.
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около
его ноги была насыпана горстка крупного сухого песка. Он набрал горсть и
начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь
камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок
не достиг горлышка, и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Профессор снова ничего не сказал, обернулся влево. Около его левой
ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и стал осторожно лить воду
через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок,
заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип
тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои
ногти или оценивают чистоту ботинок. Или делают и то и другое
одновременно.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой
бумаги была насыпана небольшая горсточка великолепной мелкой соли. Он
взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она
растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она
растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что
соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
- Нет, профессор, он еще не полон.
- А-ааа! – протянул профессор.- Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение
этой ситуации. Что она значила? Как мы можем ее интерпретировать? Почему
профессор сказал это? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал
их предположения.
Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.
Когда профессор выслушал каждого студента, он поздравил их всех,
сказав,
что
удивлен
таким
обилием
интерпретаций.
Каждый
из
присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на
жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим
другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый и
уникальный взгляд, через который они понимают мир.
И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем
остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная
интерпретация? Она, разумеется, не является правильной, не может быть лучше
или хуже их предположений. Это просто его интерпретация.
Конечно, всем было очень интересно.
- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста.
Большое камни - это важнейшие вещи в жизни: семья, любимый человек,
твой духовное развитие, мудрость. Если потеряешь все, кроме этого, твоя
жизнь все равно будет полным.
Он минуту помолчал, а потом сказал:
- Мелкие камешки - это также важные для тебя вещи: работа, дом,
материальное
благосостояние.
А
песок
-
мелочи,
которые
в
действительности не имеют никакого значения.
Юноша слушал очень внимательно, и старец продолжил:
- Некоторые люди делают ошибку. Они сначала засыпают в горшок
песок, и в нем не остается места для камней. Так и в жизни. Если тратить силы
на мелкие и незначительные вещи, в нем не будет места важнейших ценностей.
Поэтому прежде позаботься о большом камне, не забывай и мелкое. А песок
волны жизни сами набьют в промежутки между ними.
Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте.
Будьте уверены, что сначала вы положили камни.
Приложение 6