Напоминание

"Хореография в системе дошкольного образования"


Автор: Елена Владимировна Демина
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 СП Д.С. №1 "Катюша"
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Хореография в системе дошкольного образования"
Дата публикации: 27.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хореография в системе дошкольного образования.

Педагог дополнительного образования Демина Е.В.

Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились

движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой язык.

В формировании эстетической и художественной культуры ребенка хореографическое

искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир

красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Они

воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров,

но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами

красоты.

Занятия хореографическим искусством в учреждениях дошкольного образования способствуют

физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает

детей и родителей.

Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования - процесс сложный,

многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и

художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя

имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания,

критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только

художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и

обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в учреждении дополнительного образования обусловлена

органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных

моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей

мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и

эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-

исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый

уровень воспитания ребенка средствами хореографии в учреждении дошкольного образования

- это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это

формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических

качеств, общей культуры.

Эффективность дошкольного образования детей во многом зависит от состояния здоровья

воспитанников. Живя в период бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда

ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем : телевидение,

компьютеры, сотовая связь – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и

отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная педагогика стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического,

но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым,

глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в

гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья детей.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения

может стать обоснованный образовательно - воспитательный процесс в дошкольном

учреждении. Ребенок, приходя в детский сад, имеет ограниченный запас двигательных навыков,

с нарушенной осанкой, координацией. Многие скованны, неподвижны, медлительны, другие -

разболтаны и суетливы.

Хореографическое искусство способствует правильному физическому развитию и укреплению

детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,

художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.

Занятия хореографией направлены на воспитание организованной, гармонически развитой

личности.

Ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право сопровождения его

индивидуального обучения. Адаптироваться к системе образования и воспитания должны не

дети, а программы и методы обучения должны адаптироваться к ребенку и формировать у него

осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляющейся в различных формах

деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком

окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения,

как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее

начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и

приобщения к искусству в этом возрасте.

Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для поиска

характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность

исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы,

окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие

по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа,

задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Таким образом, хореографическое искусство одно из средств эстетического воспитания и

воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Хореографическое искусство, как и

любое другое искусство, способно приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок,

который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих

движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с

которыми он исполняет сложные танцевальные движения, что служит источником эстетического

удовлетворения.

В мире хореографического искусства красота и совершенство формы неразрывно связаны с

красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца, несёт в себе элементы

художественного творчества. Танцующий ребенок в учреждениях дошкольного

образования стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё

настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.

Хореографическое искусство является эффективным средством организации досуга ребенка в

учреждении дошкольного образования, культурной формой отдыха.



В раздел образования