Автор: Елена Владимировна Демина
Должность: Педагог дошкольного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 СП Д.С. №1 "Катюша"
Населённый пункт: г. Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Хореография в системе дошкольного образования"
Дата публикации: 27.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Хореография в системе дошкольного образования.
Педагог дополнительного образования Демина Е.В.
Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились
движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой язык.
В формировании эстетической и художественной культуры ребенка хореографическое
искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир
красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Они
воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров,
но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами
красоты.
Занятия хореографическим искусством в учреждениях дошкольного образования способствуют
физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает
детей и родителей.
Воспитательная работа в учреждениях дополнительного образования - процесс сложный,
многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и
художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя
имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания,
критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только
художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и
обеспечение педагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в учреждении дополнительного образования обусловлена
органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей
мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и
эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-
исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый
уровень воспитания ребенка средствами хореографии в учреждении дошкольного образования
- это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это
формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических
качеств, общей культуры.
Эффективность дошкольного образования детей во многом зависит от состояния здоровья
воспитанников. Живя в период бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда
ребёнок становится заложником быстро развивающихся технических систем : телевидение,
компьютеры, сотовая связь – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Современная педагогика стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического,
но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым,
глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в
гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья детей.
Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения
может стать обоснованный образовательно - воспитательный процесс в дошкольном
учреждении. Ребенок, приходя в детский сад, имеет ограниченный запас двигательных навыков,
с нарушенной осанкой, координацией. Многие скованны, неподвижны, медлительны, другие -
разболтаны и суетливы.
Хореографическое искусство способствует правильному физическому развитию и укреплению
детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор.
Занятия хореографией направлены на воспитание организованной, гармонически развитой
личности.
Ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право сопровождения его
индивидуального обучения. Адаптироваться к системе образования и воспитания должны не
дети, а программы и методы обучения должны адаптироваться к ребенку и формировать у него
осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.
Развитие ребенка-дошкольника идет благодаря активности, проявляющейся в различных формах
деятельности, среди которых важное место занимает игра – особая форма усвоения ребенком
окружающей действительности. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения,
как средство, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее
начальные хореографические умения. Это основной и главный путь эстетического воспитания и
приобщения к искусству в этом возрасте.
Задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать условия для поиска
характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность
исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы,
окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие
по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа,
задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
Таким образом, хореографическое искусство одно из средств эстетического воспитания и
воспитания детей в учреждениях дошкольного образования. Хореографическое искусство, как и
любое другое искусство, способно приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Ребенок,
который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих
движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с
которыми он исполняет сложные танцевальные движения, что служит источником эстетического
удовлетворения.
В мире хореографического искусства красота и совершенство формы неразрывно связаны с
красотой внутреннего содержания танца. Исполнение танца, несёт в себе элементы
художественного творчества. Танцующий ребенок в учреждениях дошкольного
образования стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё
настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.
Хореографическое искусство является эффективным средством организации досуга ребенка в
учреждении дошкольного образования, культурной формой отдыха.