Автор: Чала Ольга Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО Город Ноябрьск
Наименование материала: Публикация
Тема: «Развития мелкой моторики рук с раннего возраста»
Дата публикации: 27.11.2023
Раздел: дошкольное образование
«Развития мелкой моторики рук с раннего возраста»
Мелкая моторика -совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и
точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой
ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и
обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится
в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и
речевое развитие.
Тренировка мелкой моторики рук способствует развитию таких необходимых умений и
качеств, как: подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка
к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию
неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими
формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше -
меньше, короче - длиннее и т.д.), ручного праксиса, художественного восприятия,
глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в
младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на
активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет
нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
(например, "Сорока"), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное - уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и
упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые,
как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере
усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество
предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры
на словесный и т. д.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить
другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не
стремитесь дать ему все сразу! Много не значит хорошо! Не делайте ни чего через силу!
Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если
что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт
неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи,
походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и
оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня
ребенка.