Автор: Чернышева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 165" г. Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) по теме "В единстве наша сила"
Дата публикации: 27.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность
по познавательному развитию
«Формирование целостной картины мира»
Педагог-воспитатель Чернышева Валентина Николаевна,
высшая категория
Тема: «В единстве - наша сила»
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для
детей с ОНР
Задачи:
1. Воспитательные: способствовать воспитанию уважения и любви к своей
Родине, содействовать сближению людей
в коллективе;
2. Образовательные: создать условия для закрепления знаний о празднике «День
народного единства», вызвать познавательный интерес к рассказу Л.Н. Толстого
«Отец и сыновья»;
3. Развивающие: Создать условия для осознанного восприятия понятия
«единство», для развития коммуникативных навыков и умения делать выводы и
умозаключения.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие.
Оборудование: - мультимедиа — м/ф «Лебедь, рак и щука»;
- разрезные картинки: «флаг России», «герб России», «Спасская башня
Кремля»;
- иллюстрации к рассказу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья» на слайдах;
- веник из прутьев березы без листьев;
- лист ватмана, силуэт карты России, бумажные фигурки;
- аудиозапись песни В. Шаинского «Вместе весело шагать»;
- музыкальные инструменты — баян.
Предварительная работа: - знакомство с пословицами о дружбе, с символикой
государства;
- изготовление детьми вместе с родителями дома бумажных
фигурок людей.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.
Ход:
1. Проблемная ситуация:
* В: Ребята, хотите посмотреть мультфильм? (ответы детей)
* Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука»
* В: Как вы думаете, почему герои басни не смогли сдвинуть воз с места? (ответы)
Вывод — да, они тянули в разные стороны, потому что не договорились. Как
говорится в басне «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Как вы
думаете, а что нужно, чтобы выполнить общее дело? (ответы) Вывод - нужно
согласие, взаимовыручка, единство действий. А у нас в группе есть единение и
согласие?
2. Сообщение цели НОД.
*В: «А вы хотите узнать, почему так важно быть вместе, в единстве?
*Беседа.
В прошлые выходные мы с вами отмечали праздник. Как он называется?(ответы)
Правильно, День народного единства. А как вы понимаете слово «единство»? А народ — это
кто? А мы с вами народ? А наши гости? А ваши родители, бабушки, дедушки?(ответы детей
входе беседы)Вывод- правильно, народ — это все мы, живущие в этой стране. А как
называется наша страна? (ответы) Россия — значит, мы россияне.
*В: А как вы думаете, люди в нашей стране дружно живут? (ответы) А какие пословицы о
дружбе вы знаете? (ответы детей) Прим. - пословицы, которые изучили с детьми:
- Друг за друга держаться — ничего не бояться;
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Если дружба велика — будет Родина крепка;
- Человек без друзей — что дерево без корней.
(иллюстрации к пословицам)
*В: А как вы понимаете пословицу «Человек без друзей — что дерево без корней»
(ответы) Эту пословицу сочинил народ. Он понимал, что дружба — это великая сила.
3. Игра «Собери разные картинки»
*В: А как вы считаете, вы умеете дружить, договариваться между собой, действовать
сообща? (ответы) Я предлагаю вам сложить 3 разрезанные картинки. Сколько вас человек?
(9). А картинок 3, что делать? (ответы) Правильно разделиться на 3 группы и в каждой
группе действовать сообща (работа в группах)
В: Что у вас получилось, давайте посмотрим. (рассказы детей)
- Это флаг нашей страны. Когда его поднимают, все встают…
- Это герб нашей страны. Он рассказывает об истории нашей Родины…
- Это Спасская башня Кремля. Она находится в Москве, а Москва — это столица нашей
Родины…
*В: Почему вам удалось и правильно собрать картину и рассказать о ней? (ответы) Вывод
- правильно, потому что вы действовали вместе, сообща.
4. Русская народная игра «Косы»
*В: А теперь я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Косы», в которой тоже без
согласованных действий не обойтись.
*Игра. Под музыку (баян-муз. руководитель) дети разбегаются врассыпную. По сигналу
(остановка музыки) дети замирают на месте, под хлопки проговаривают: «Раз, два, три, русу
косу заплети». По окончании слов все становятся в «плетень» (поиграть два-три раза)
*В: Молодцы, а почему вы смогли быстро и правильно сплести ваши руки в косу?
(ответы). Вывод -да, вы действовали согласованно, как один, без единого положения рук коса
бы не получилась.
5. Рассказывание воспитателем рассказа Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».
*В: Посмотрите, что у меня в руках? (Веник) А хотите узнать, зачем я его принесла?
Послушайте рассказ Толстого «Отец и сыновья».
«Отец приказал своим сыновьям, чтобы они жили в согласии, но они не слушались, всегда
ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: «Сломайте». Сколько они
не бились , не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту.
Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: «Так и вы: если в
согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссорится и все врозь делать — вас
всякий легко погубит».
*Беседа: Понравился ли вам рассказ? А какой отец по характеру? А сыновья? Что придумал
отец, чтобы показать своим детям, что нельзя ссорится в семье? (ответы)
*В: Вывод — правильно, отец заботится о своих детях, чтобы им в жизни было легче, нужно
держаться вместе.
А хотите попробовать, действительно ли веник нельзя сломать?
*Дети по очереди пытаются сломать веник.
*В: А теперь попробуем сломать каждый прутик по одиночке. Когда мы сломали веник?
(Когда ломали каждый прутик отдельно). Значит, как нужно относится к друг другу в семье,
детском саду, в жизни? (ответы)
Вывод — правильно, нужно держаться в месте, в единстве, как прутья в венике, тогда никто
не сможет вас победить. А еще в народе говорят, если семья крепкая, то и Родина сильная.
*В: Я знаю, что вы дома вместе с родителями изготовили бумажные фигурки людей. У меня
есть большой лист бумаги и карта нашей Родины — России, а еще красиво напечатанное
название праздника, про который мы сегодня говорим. Прочитайте его (дети хором говорят
— День народного единства). В магазинах к празднику продаются плакаты, открытки. Может
быть нам с вами сделать такой плакат? Как вы думаете, где разместить название? А карту
России? А как лучше расположить бумажные фигурки, чтобы показать дружбу, согласие,
единство людей? (ответы детей). Вывод — правильно, нужно разместить их рядом друг с
другом вокруг карты, как будто они держатся за руки.
*Коллективная работа — ватман прикрепляем к доске.
6. Рефлексия
*В: А как мы можем показать единство с помощью наших рук? (взяться за руки, обняться,
соединить ладони).
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.» (дети становятся в круг)
Я предлагаю вам пригласить в наш круг и всех гостей.
Общая игра: «Да — нет»
«Крепко будем мы дружить? (да) — соединить свои ладони в крепкое рукопожатие, меняя
положение рук
Нашей дружбой дорожить? (да) — ладони к груди
Вместе будем мы играть? (да) — прыжки на месте
Ну, а другу помогать? (да) — обнять себя за плечи
Друга надо разозлить? (нет) — нахмуриться
А улыбку подарить? (да) — улыбнуться, помахать рукой
*Под музыку Шаинского «Вместе весело шагать» приглашение на чаепитие, пирог с
надписью «День народного единства»