Напоминание

«Формирование профессиональных компетенций и применение графологических структур при изучении педиатрии»


Автор: Малахова Ольга Васильевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Формирование профессиональных компетенций и применение графологических структур при изучении педиатрии»
Дата публикации: 28.03.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Формирование профессиональных компетенций и применение

графологических структур при изучении педиатрии»

Подготовила: Малахова О.В., преподаватель педиатрии

Симферополь, 2024

Аспекты обучения

студентов с применением графологических

структур на занятиях по педиатрии

Графологическая структура ― это обобщённая схема ключевых понятий

учебного материала и их взаимосвязей, реализующих цели его изучения.

Понятие «схема» в словаре С. И. Ожегова определено как «изложение,

написание, изображение чего-либо в главных чертах». Там же мы находим

определение слова ― «сведения о чем либо, расположенные по графам».

Таблица,

таким

образом,

выступает

в

роли

метода

распределения,

систематизации и структурирования неких данных (здесь опыт применения

на

любых

направлениях,

дисциплинах

и

в

узкопрофессиональной

деятельности очень обширен) [3].

Современный образовательный процесс информативно перегружен, при

предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается

мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов,

падает работоспособность, быстрее наступает утомление [6].

Нельзя не согласиться с утверждением известного американского

педагога и психолога Дж. Брунера о том, что нет трудного материала, а есть

трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в

доступной форме. Схемы и таблицы призваны упростить процесс восприятия

и запоминания информации, поэтому использование в педагогической

практике графических схем учебного материала будут способствовать

наиболее

продуктивному

усвоению

и

запоминанию

информации

и

соответствовать

золотому

правилу

обработки

информации:

выбирать,

концентрироваться и анализировать.

При создании условий для формирования умений по работе со схемами

и таблицами обучающиеся реализуют компетенцию

по систематизации

учебного материала, его логического построения.

Опыт применения

графологических структур на занятиях по

педиатрии

В своей практической деятельности, мы часто сталкиваемся с тем, что

многие

студенты

не

обучены

извлечению

информации

из

учебного

материала, т.к. у них недостаточно развиты такие умения и навыки, как

конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание

учебного

материала,

которые

так

необходимы

для

самообразования.

Зачастую такие студенты на занятиях испытывают трудности при решении

контрольных заданий и задач, что существенно снижает их мотивацию к

2

овладению знаниями и умениями.

Использование схем и таблиц в образовательном процессе позволяют

сформировать умение и навык конспектирования, выделения главного,

систематизации

материала.

С

помощью

графологических

структур

происходит упрощение восприятия информации, сокращение объёмного

материала и времени подготовки к занятию

Однако при использовании схем и таблиц, которые призваны упростить

процесс восприятия и запоминания информации возникают

следующие

противоречия:

1. Наряду с лучшим запоминанием учебного материала, чрезмерное

упрощение материала может снижать интерес к учению, что не способствует

формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию

личности.

Обучение,

оставаясь

доступным,

должно

вызывать

интеллектуальные, нравственные и физические усилия [6].

2. Упрощённое преподнесение информации отучает обучающихся от

самостоятельного поиска материала, использования ими других источников

информации, тем самым препятствуя более глубокому овладению знаниями.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей

повышения эффективности процесса обучения педиатрии посредством

широкого внедрения в учебный процесс графологических структур, которые

позволяют обучающимся более эффективно

овладевать профессиональными

знаниями, будут способствовать выработке чёткого стереотипа, поведения и

последовательности действия, что не исключит понятия индивидуального

подхода к каждому пациенту, ответственности за свой профессионализм.

Для достижения поставленной цели нами было принято решение

использовать

метод наглядности, который позволяет сконцентрировать

внимание обучающегося на наиболее важных аспектах и особенностях

содержания учебного материала, способствует его пониманию и усвоению.

По нашему мнению, схематичное, в виде графиков, таблиц изложение

учебного материала поможет обучающемуся самостоятельно и более

эффективно овладевать знаниями, а после успешно применять полученные

знания на практике.

Форма

деятельности

обучающегося

самостоятельная

работа,

которая предполагает работу с учебником или лекционным материалом, с

последующим

выделением

главного.

Эта

работа

требует

анализа

информации и выявление логических связей, выделение смысловой основы,

сжатия и обобщения содержания, переосмысление материала.

Контроль знаний обучающихся осуществляется на занятиях в форме

опроса

(фронтальный,

групповой,

индивидуальный),

который

3

рассматривается как обратная связь, дающий сведения об усвоении

обучающимся знаний.

Для закрепления, расширения и углубления знаний, полученных с

помощью структурированного учебного материала, а также формирования

умений целесообразно применять на занятиях следующие методы:

1. Семинар

форма

обучения,

имеющая

цель

углубить

и

систематизировать изучение наиболее важных и типичных для будущей

профессиональной

деятельности

обучаемых

тем

и

разделов

учебной

дисциплины

(традиционные

семинары,

семинар-беседа,

семинар-

конференция).

2. Задачи и деловые игры ― используются для решения комплексных

задач, усвоения нового, закрепления материала, развития творческих

способностей, формирования профессиональных умений, дают возможность

обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций

(например,

анализ

конкретных

производственно-профессиональных

ситуаций, решение ситуационных задач).

Необходимо отметить и лекционную форму обучения с применением

графологической структуры. Пред лекцией обучающимся предоставляется

раздаточный материал, который позволяет кратко обобщить тему лекции,

раскрыть некоторые учебные элементы или детализировать отдельные, едва

затронутые в лекции вопросы, дополнить информацией, которая не вошла в

лекцию или отсутствует в учебнике.

В дальнейшем, данная форма обучения служит студенту путеводителем

при работе с учебником. Графы не только облегчают запоминание материала,

но, что самое важное, приучают студентов на основе логического мышления

вычленять главные учебные элементы, творчески определять их значимость

и категорийность.

Материал

со

структурированной

информацией

полезен

и

для

преподавателей, т.к. при чтении лекции исключаются досадные упущения, не

нарушается

логичность

и

последовательность

изложения

учебного

материала, а на занятиях графологическая структура позволяет легко оценить

уровень знаний студентов.

Таким образом, применение графологических структур соответствует

принципам обучения предложенным Я. А. Коменским: «Содержание

учебного материала должно располагаться в правильной последовательности,

от простого к сложному, «так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее

и пролагало путь к завтрашнему», в результате у ученика сложится целостная

система знаний» (Рисунок 1).

4

Рис. 1. Пути познания

Обобщение педагогического опыта по применению графологических

структур на занятиях по педиатрии можно представить следующей схемой:

Схема обучения на занятиях по педиатрии

Объяснение

Наглядность

Контроль знаний

Формирование умений

Таким образом, можно сформулированы следующие выводы:

1. Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью

образовательного процесса

в

условиях реализации компетентностного

подхода в СПО. Повышению эффективности работы обучающихся во

внеаудиторное

и

аудиторное

время

способствует

структурированию

учебного материала в виде графологических таблиц.

2. Графологическая

структура помогает студенту более эффективно

запоминать учебный материал, однако, это не исключает необходимости

глубокого изучения монографической, справочной и

периодической

литературы.

3. Применять графологические структуру изолированно от других

методов обучения не целесообразно. Для формирования устойчивых знаний

необходимо сочетание нескольких методов и форм обучения.

5

от незнания

к

знанию

от

неполного

знания

к

более

полному и

точному

от простого

к

сложному

4. Для закрепления полученных знаний и эффективного их применения

необходимо сочетать различные активные методы обучения.

5. Для изучения педиатрии важны интегративные связи с раннее

изученными дисциплинами (ОП.01. Основы латинского языка с медицинской

терминологией;

ОП.02.

Анатомия

и

физиология

человека;

ОП.07.

Фармакология и др.), а также междисциплинарными курсами.

6. Успеваемость студентов зависит от множества факторов, включая их

усердие, интерес к предмету, мотивацию и многие другие аспекты. Изучение

учебного материала с помощью графологических структур само по себе не

является

гарантией

высокой

успеваемости,

но

даёт

возможность

способствовать развитию у студентов необходимых навыков для успешного

обучения и работы в будущем.

6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в

образовательном процессе высшей школы: Методическое пособие / Л.А.

Бурняшева. — М.: КноРус, 2012. — 80 c.

2. Ганьшина, Г. В. Методика преподавания специальных дисциплин:

учебное пособие для вузов / Г. В. Ганьшина. — 2-е изд. — Москва :

Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.

3. Дьяченко,

Н.

В.

Методологические

и

теоретические

аспекты

применения схем и таблиц в образовательном процессе // Н. В. Дьяченко, Д.

Д. Федчишина/ Культура и безопасность. — 2022. — № 3. — С. 21‒26.

4. Маркова, А. К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.

К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.

5. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин

в медицинских училищах и колледжах: учебное пособие / Мещерякова М. А.

― Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. ― 176 с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — М.: Издательский центр «Академия»,

2002 — 576 с.

7. Хохлова, Д. А. Технологии профессионального образования: учебное

пособие / составитель Д. А. Хохлова. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — 413 с.

7



В раздел образования