Автор: Малахова Ольга Васильевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Формирование профессиональных компетенций и применение графологических структур при изучении педиатрии»
Дата публикации: 28.03.2025
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Формирование профессиональных компетенций и применение
графологических структур при изучении педиатрии»
Подготовила: Малахова О.В., преподаватель педиатрии
Симферополь, 2024
Аспекты обучения
студентов с применением графологических
структур на занятиях по педиатрии
Графологическая структура ― это обобщённая схема ключевых понятий
учебного материала и их взаимосвязей, реализующих цели его изучения.
Понятие «схема» в словаре С. И. Ожегова определено как «изложение,
написание, изображение чего-либо в главных чертах». Там же мы находим
определение слова ― «сведения о чем либо, расположенные по графам».
Таблица,
таким
образом,
выступает
в
роли
метода
распределения,
систематизации и структурирования неких данных (здесь опыт применения
на
любых
направлениях,
дисциплинах
и
в
узкопрофессиональной
деятельности очень обширен) [3].
Современный образовательный процесс информативно перегружен, при
предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается
мотивация учения, ослабевает произвольность психических процессов,
падает работоспособность, быстрее наступает утомление [6].
Нельзя не согласиться с утверждением известного американского
педагога и психолога Дж. Брунера о том, что нет трудного материала, а есть
трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в
доступной форме. Схемы и таблицы призваны упростить процесс восприятия
и запоминания информации, поэтому использование в педагогической
практике графических схем учебного материала будут способствовать
наиболее
продуктивному
усвоению
и
запоминанию
информации
и
соответствовать
золотому
правилу
обработки
информации:
выбирать,
концентрироваться и анализировать.
При создании условий для формирования умений по работе со схемами
и таблицами обучающиеся реализуют компетенцию
по систематизации
учебного материала, его логического построения.
Опыт применения
графологических структур на занятиях по
педиатрии
В своей практической деятельности, мы часто сталкиваемся с тем, что
многие
студенты
не
обучены
извлечению
информации
из
учебного
материала, т.к. у них недостаточно развиты такие умения и навыки, как
конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание
учебного
материала,
которые
так
необходимы
для
самообразования.
Зачастую такие студенты на занятиях испытывают трудности при решении
контрольных заданий и задач, что существенно снижает их мотивацию к
2
овладению знаниями и умениями.
Использование схем и таблиц в образовательном процессе позволяют
сформировать умение и навык конспектирования, выделения главного,
систематизации
материала.
С
помощью
графологических
структур
происходит упрощение восприятия информации, сокращение объёмного
материала и времени подготовки к занятию
Однако при использовании схем и таблиц, которые призваны упростить
процесс восприятия и запоминания информации возникают
следующие
противоречия:
1. Наряду с лучшим запоминанием учебного материала, чрезмерное
упрощение материала может снижать интерес к учению, что не способствует
формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию
личности.
Обучение,
оставаясь
доступным,
должно
вызывать
интеллектуальные, нравственные и физические усилия [6].
2. Упрощённое преподнесение информации отучает обучающихся от
самостоятельного поиска материала, использования ими других источников
информации, тем самым препятствуя более глубокому овладению знаниями.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей
повышения эффективности процесса обучения педиатрии посредством
широкого внедрения в учебный процесс графологических структур, которые
позволяют обучающимся более эффективно
овладевать профессиональными
знаниями, будут способствовать выработке чёткого стереотипа, поведения и
последовательности действия, что не исключит понятия индивидуального
подхода к каждому пациенту, ответственности за свой профессионализм.
Для достижения поставленной цели нами было принято решение
использовать
метод наглядности, который позволяет сконцентрировать
внимание обучающегося на наиболее важных аспектах и особенностях
содержания учебного материала, способствует его пониманию и усвоению.
По нашему мнению, схематичное, в виде графиков, таблиц изложение
учебного материала поможет обучающемуся самостоятельно и более
эффективно овладевать знаниями, а после успешно применять полученные
знания на практике.
Форма
деятельности
обучающегося
―
самостоятельная
работа,
которая предполагает работу с учебником или лекционным материалом, с
последующим
выделением
главного.
Эта
работа
требует
анализа
информации и выявление логических связей, выделение смысловой основы,
сжатия и обобщения содержания, переосмысление материала.
Контроль знаний обучающихся осуществляется на занятиях в форме
опроса
(фронтальный,
групповой,
индивидуальный),
который
3
рассматривается как обратная связь, дающий сведения об усвоении
обучающимся знаний.
Для закрепления, расширения и углубления знаний, полученных с
помощью структурированного учебного материала, а также формирования
умений целесообразно применять на занятиях следующие методы:
1. Семинар
―
форма
обучения,
имеющая
цель
углубить
и
систематизировать изучение наиболее важных и типичных для будущей
профессиональной
деятельности
обучаемых
тем
и
разделов
учебной
дисциплины
(традиционные
семинары,
семинар-беседа,
семинар-
конференция).
2. Задачи и деловые игры ― используются для решения комплексных
задач, усвоения нового, закрепления материала, развития творческих
способностей, формирования профессиональных умений, дают возможность
обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций
(например,
анализ
конкретных
производственно-профессиональных
ситуаций, решение ситуационных задач).
Необходимо отметить и лекционную форму обучения с применением
графологической структуры. Пред лекцией обучающимся предоставляется
раздаточный материал, который позволяет кратко обобщить тему лекции,
раскрыть некоторые учебные элементы или детализировать отдельные, едва
затронутые в лекции вопросы, дополнить информацией, которая не вошла в
лекцию или отсутствует в учебнике.
В дальнейшем, данная форма обучения служит студенту путеводителем
при работе с учебником. Графы не только облегчают запоминание материала,
но, что самое важное, приучают студентов на основе логического мышления
вычленять главные учебные элементы, творчески определять их значимость
и категорийность.
Материал
со
структурированной
информацией
полезен
и
для
преподавателей, т.к. при чтении лекции исключаются досадные упущения, не
нарушается
логичность
и
последовательность
изложения
учебного
материала, а на занятиях графологическая структура позволяет легко оценить
уровень знаний студентов.
Таким образом, применение графологических структур соответствует
принципам обучения предложенным Я. А. Коменским: «Содержание
учебного материала должно располагаться в правильной последовательности,
от простого к сложному, «так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее
и пролагало путь к завтрашнему», в результате у ученика сложится целостная
система знаний» (Рисунок 1).
4
Рис. 1. Пути познания
Обобщение педагогического опыта по применению графологических
структур на занятиях по педиатрии можно представить следующей схемой:
Схема обучения на занятиях по педиатрии
Объяснение
Наглядность
Контроль знаний
Формирование умений
Таким образом, можно сформулированы следующие выводы:
1. Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемой частью
образовательного процесса
в
условиях реализации компетентностного
подхода в СПО. Повышению эффективности работы обучающихся во
внеаудиторное
и
аудиторное
время
способствует
структурированию
учебного материала в виде графологических таблиц.
2. Графологическая
структура помогает студенту более эффективно
запоминать учебный материал, однако, это не исключает необходимости
глубокого изучения монографической, справочной и
периодической
литературы.
3. Применять графологические структуру изолированно от других
методов обучения не целесообразно. Для формирования устойчивых знаний
необходимо сочетание нескольких методов и форм обучения.
5
от незнания
к
знанию
от
неполного
знания
к
более
полному и
точному
от простого
к
сложному
4. Для закрепления полученных знаний и эффективного их применения
необходимо сочетать различные активные методы обучения.
5. Для изучения педиатрии важны интегративные связи с раннее
изученными дисциплинами (ОП.01. Основы латинского языка с медицинской
терминологией;
ОП.02.
Анатомия
и
физиология
человека;
ОП.07.
Фармакология и др.), а также междисциплинарными курсами.
6. Успеваемость студентов зависит от множества факторов, включая их
усердие, интерес к предмету, мотивацию и многие другие аспекты. Изучение
учебного материала с помощью графологических структур само по себе не
является
гарантией
высокой
успеваемости,
но
даёт
возможность
способствовать развитию у студентов необходимых навыков для успешного
обучения и работы в будущем.
6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в
образовательном процессе высшей школы: Методическое пособие / Л.А.
Бурняшева. — М.: КноРус, 2012. — 80 c.
2. Ганьшина, Г. В. Методика преподавания специальных дисциплин:
учебное пособие для вузов / Г. В. Ганьшина. — 2-е изд. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.
3. Дьяченко,
Н.
В.
Методологические
и
теоретические
аспекты
применения схем и таблиц в образовательном процессе // Н. В. Дьяченко, Д.
Д. Федчишина/ Культура и безопасность. — 2022. — № 3. — С. 21‒26.
4. Маркова, А. К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.
К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
5. Мещерякова, М. А. Методика преподавания специальных дисциплин
в медицинских училищах и колледжах: учебное пособие / Мещерякова М. А.
― Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. ― 176 с.
6. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / В. А. Сластенин [и др.]. — М.: Издательский центр «Академия»,
2002 — 576 с.
7. Хохлова, Д. А. Технологии профессионального образования: учебное
пособие / составитель Д. А. Хохлова. — Ставрополь: СКФУ, 2017. — 413 с.
7