Автор: Сергеева Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей имени А.Г.Баженова"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Приёмы технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения"
Дата публикации: 28.05.2022
Раздел: начальное образование
Приёмы технологии критического мышления учащихся на
уроках русского языка и литературного чтения
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Что же такое критическое мышление?
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной
точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на
основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в
процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных
целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный
результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на
развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию,
наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи,
рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и
творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям
урока:
подготовительный – стадия вызова;
восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
Функции
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
стимулирование интереса к новой теме).
Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по
теме.
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации).
Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса).
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не
сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают,
пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают,
пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют,
наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
Тип урока
Работа с
информационным
текстом
Работа с
художественным
тестом
Взаимо-
обучение
Урок-иссле-
дование
Вызов
Мозговой штурм;
кластер; рассказ;
подсказка, тонкие
и толстые вопросы
и т.д.
Рассказ-
предположение по
ключевым словам (по
заголовку);
графическая
систематизация
материала (кластеры
и таблицы), верные и
неверные
утверждения,
перепутанные
логические цепочки,
словарная работа,
рассматривание
иллюстраций и т.п.
Верные-
неверные
суждения;
корзина
идей и т.д.
Мозговой
штурм
Осмысление
Маркировка
текста;
ведение
различных записей
типа двойных
дневников,
бортовых
журналов и т.п.
Чтение с остановками;
маркировка текста;
дневник, поиск
ответов на
поставленные в
первой части урока
вопросы
Зигзаг
(мозаика)
Заполнение
таблицы, поиск
ответов на
поставленные в
первой части
урока вопросы
Рефлексия
Возвращение к
кластеру
Кластер, составление
словаря по тексту
произведения,
написание сочинения,
исследование по
отдельным вопросам
Сводная
таблица
Предсказание
В технологии критического мышления существует множество методических приемов
для реализации целей разных фаз базовой модели урока.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные
и неверные утверждения» и другие.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс –
минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где?
Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума,
Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Шесть шляп»,
«Эссе» и другие
Приемы обучения в технологии РКМЧП
Ι.Приём "Таблицы"
Существует множество способов графической организации материала. Среди них
самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько
табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно
рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени –
это стратегии ведения урока в целом.
1.Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что
нам осталось узнать
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для
начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или
обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи,
выписываю
их
на
доску
в
первую
колонку
таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы,
возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст,
пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю
заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов.
Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией,
полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты
только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Тема урока: «Пустыня». 4 класс
Знаю
З
Хочу знать
Х
Узнал
У
пески
животные
Заполняется в
течение урока
жарко
растения
мало воды
климат
нет растений
люди
верблюды
2.“Концептуальная таблица”
используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по
нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что
подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это
сравнение происходит.
Категория сравнения
Категория сравнения
Категория сравнения
Факты
Факты
В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися
на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем
проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение,
исправление;
сравнение
сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты
сравнения или линии сравнения.
Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную
информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»
Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
а) первая линия сравнения
Для работы класс делится на три группы:
1 группа работает с информацией о тайге
2 группа работает с информацией о смешанном лесе
3 группа работает с информацией о широколиственном лесе
б) вторая линия сравнения
1 группа работает с информацией о растениях тайге,
2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,
3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.
в) третья линия сравнения
1 группа работает с информацией о животных тайги,
2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,
3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.
Линии сравнения
Тайга
Смешанный лес
Широколиственный
лес
Климатические условия
Растительный мир
Животный мир
3. «Сводная таблица»
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые
и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их
название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или
непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его
применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название
Основные свойства
Использование
Известняк
Белого, серого или желтого цвета;
Строительство, мел, мрамор.
Гранит
Зернистый. Твердый и прочный
Строительство фундаментов зданий,
набережных, дорог, памятником,
отделка станций метро.
Глина
Очень мельчайшие частички,
скреплённые между собой.
Кирпич, посуда
Песок
В виде крупинок, сыпучий,
жёлтый, серый.
Дороги, стекло
Железная руда
Черного цвета, плотное,
притягивает металлические
предметы.
Машины, железнодорожные рельсы,
вагоны и др.
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями,
событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется
"линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем
сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе
стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Тема 1
Тема 2
Линия сравнения
Тема 3
Тема 4
Данные
сравнительные
таблицы
помогают
увидеть
учащимся
не
только
отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать
информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии
вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят
заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть
исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как
является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема
"Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не
больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно
обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть
интересны. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с
текстом, следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
развитие монологической речи;
а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так
как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве
домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией
ΙΙ.Прием «Составление кластера»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются
смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем
модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается
звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы.
Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у
спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.
Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е.
может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой
систематизирования
информации
при
подведении
итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу
учащихся
или
коллективную
–
в
виде
общего
совместного
обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся
выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.
Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях,
которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник»
и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более
полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству
проводить
аналогии,
устанавливать
связи,
развивает
навык
одновременного
рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных
проблем. Способствует развитию системного мышления.
Тема урока: «Пустыня». 4 класс.
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
По ходу урока дописывается материал, с которым познакомились на уроке.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и
записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
ΙΙΙ.Приём "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из
предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему
правил).
Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая
свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по
данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить
их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы
ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас
пока останется пустой.
- Земля – это одна из планет солнечной системы.
- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.
- Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
- Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
- Земля движется вокруг Солнца.
- Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать
вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7
ΙV.Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да"
или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить
однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек,
задающий
вопросы,
требует
от
него
однозначного
ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить
различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и
те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые
вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
?
?
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех
стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии
осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при
размышлении – демонстрация пройденного.
Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по
вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице
продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы,
потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а
потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку
таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того
чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю
останавливаться.
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также
развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в
поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание
текста.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с
данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как
выполняют это задание его сверстники.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые
вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту
таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.
Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять
даже незначительные успехи.
При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам.
Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей
разделить на группы.
V.Приём Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом,
если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях
вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что
знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные
сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу
Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему
тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным
предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф
которой соответствует числу значков маркировки:
«V» – знаю
«+» – новое
«?» – вопросы
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам
понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое,
внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают
зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» –
понятным и четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в
таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е.
усвоенное знание
проговаривается.
VΙ.Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"
Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от
количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно
геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)
На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко
сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме.
Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой
вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит
перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают
места вокруг стола №2 и т.д. После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его
на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен
полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются,
оформляются в "Сводную таблицу". Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка
называется "Линия сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем
сравнивать какие-то явления, события или факты. В колонки , расположенные по обе стороны от
"Линии сравнения", заносится информация, которую предстоит сравнивать. Каждая группа
озвучивает результат своей работы.
Можно провести рефлексию по – иному. В центр доски записывается ключевое слово (тема урока).
Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему
могут 2,3,4.5 , затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4,5
номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и
закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.
Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку
сотрудничества и сотворчества, что предотвращает утомление школьников, т.е. способствует
здоровьесбережению.
Преимуществом стратегии «Зигзаг» является то, что за два урока каждым учеником, вне зависимости
от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала, всю работу на уроке
учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат
являются основными составляющими урока.
VΙΙ. Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема
"Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы,
задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне
пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким
образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему
занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с
групповым сообщением и т.п.
VΙΙΙ. Приём «Синквейн»
это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме,
что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое
строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно
слово).
Приём «Синквейн»
Почва
Живая, плодородная,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы
Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить
сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может
выступать
в
качестве
средства
творческого
самовыражения.
На
первых
этапах
синквейн
можно
составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально.
ΙX.Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу
развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема,
ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и
“вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих
предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых
содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть
лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно
назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести
определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются
со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу
ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является
предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того,
что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся
.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
"Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему
листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из
интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса
"срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы",
элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет,
если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех
или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем
один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и
т.д.
6.
Практические
вопросы.
Данный
тип
вопроса
направлен
на
установление
взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно
сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы
поступили на месте героя рассказа?".
X. Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной
стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по
обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой
условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той
или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с
другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3
минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны
выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли
разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом,
не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без
комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты,
мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе
урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия
могут быть связаны в логические цепи.
XΙ.Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной
последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим
предположениям, расширяя материал.
XΙΙ.Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше
и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После
обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных
ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и
происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и
выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
XΙΙΙ. Приём Фишбоун
(Рыбий скелет), где голова – вопрос темы,
верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,
хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Урок литературного чтения в 4 классе школы с неродным русским языком обучения
Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый»
XΙV.Прием: «Мозговая атака»
проходит в два этапа
. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они
знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются
информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
«Свойства воздуха» 3 класс А.А.Плешаков Школа России
- Как вы думаете, какие свойства имеет воздух? Ребята выдвинули следующие
утверждения:
Воздух имеет определённую форму.
Воздух невозможно сжать.
В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.
Воздух не имеет массу.
Воздух не может сохранять тепло.
Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.
На этом этапе начинаем работать над кластером. Приём «мозговая атака»
способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут
ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме
Какие
чувства
вызывает
волчица?
Всё её
пугало
Мнительная
Часто
сбивалась
с дороги
Слабое чутьё
Слабое
здоровь
Могла питаться
только падалью
Заботливая мать
Хоть и
голодна, несёт
добычу
детёнышам
Волчица
вызывает
жалость
XV. Прием «Лови ошибку»
Цель:
актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Время выполнения: 5-6 минут
Описание приема
.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и
предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их
личного опыта и знаний;
Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту
задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
XVΙ. Прием « Мудрые совы»
Учащимся
предлагается
самостоятельно
проработать
содержание
текста
учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с
конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте
информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и
запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для
Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным
представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости?
Запишите ту информацию, которая
является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста
одной
фразой.
Или
какая
из
фраз
каждого
раздела
является
центральным
высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является
для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную
мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы,
карикатуры и т.д.
Поучительный вывод.
Можно ли сделать из прочитанного такие выводы,
которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые
заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на
уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть
намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания
для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем,
определение последующих этапов работы.
Одним из методов реализации технологии критического мышления является использование приема
«логические цепочки». Вариантов использования данного приема может быть несколько.
«Перепутанные логические цепочки» или модификация приема «Ключевые термины».
Дополнительным моментом является расположение на доске или печатном материале ключевых
слов, событий, процессов в специально «перепутанной» логической последовательности. После
знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную
последовательность. Например, в среднем звене при построении логических цепочек используется
больше наглядного материала: 1) выстраивается ряд фактов и дается задание учащимся восстановить
хронологическую последовательность событий, 2) выстраивается ряд изображений предметов и
дается задание выделить только те, которые имеют отношение к изучаемому явлению. Так же можно
выстраивать изображения, с помощью которых учащиеся: 1) пытаются выделить признаки
изучаемого явления, 2) сравнивая которые, учащиеся делают вывод об изменениях, произошедших
на определенном этапе развития общества.
В старших классах также можно использовать иллюстративный материал при выстраивании
логических цепочек, но в меньшей степени. Работа с большим количеством фактических данных
становится не такой рутинной, если предложить учащимся ее в виде наглядной «линии времени», это
вовлечет всех учащихся в решение задачи, что позволит избежать пассивности на уроке.
Данный прием используется не только на уроках, при закреплении материала, но и при подготовке к
ЕГЭ и КИМ, на спецкурсах и консультациях, а так же при работе с одаренными детьми при
подготовке к олимпиадам.
В качестве примеров можно привести следующие задания:
1) Логическая цепочка из событий. Расположите в хронологическом порядке следующие события: а)
стояние на реке Угре; б) Куликовская битва; в) Ледовое побоище; г) Полтавская битва.
2) Логическая цепочка из фактов. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их
появления в отечественной культуре: а) фреска, б) парсуна, в) кунсткамера, г) лицей.
3) Логическая цепочка на соотнесение. Установите соответствие между деятелем русской истории и
тем, в каком родстве он состоял с царевной Софьей.
Деятель
Родство
1. Алексей МихайловичА) «Единоутробный» брат
2. Федор Алексеевич
Б) Брат по отцу
3. Михаил Федорович
В) Дядя
4. Петр Алексеевич
Г) Дед
Д) Отец
«Ветер». География, 6 кл.
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный
опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
4)Восстановление перепутанной логической цепочки.
Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5.
орбунова Т. Н. «Карусель», «Галерея»
Название
метода или
приема
Описание
Стадия
использования
«Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого
характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные
маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на
каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.
Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не
повторяясь.
Осмысление
Стратегия
«Галерея»
После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый
ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос.
Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.
Рефлексия
Группам дан текст и задан вопрос: Какова роль солнца для природы?
Роль солнца для природы.
Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь они поняли, что без
Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.
Солнце - это мощный источник энергии, а энергия - источник жизни. Земля получает лишь малую
часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.
Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота и такой холод, что
все живое не могло бы существовать.
Солнце - главный источник энергии на Земле.
Cвет - светит, видим окружающий мир.
Тепло - греет, лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух.
Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)
Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе, дождь испаряет воду, пар поднимается вверх,
собирается в тучи
Смена времен года (Вокруг Солнца Земля обращается против часовой стрелки и полный оборот
совершает за 365 суток и 6 часов).
Смена времени суток ( вращаясь вокруг себя наша Земля то поворачивается одним боком, то
другим)
По ночам становится темно, потому что Земля вертится вокруг своей оси и Солнце освещает то одну,
то другую её половину. На той стороне Земли, которая поворачивается к Солнцу, наступает день, а
на противоположной ночь. Полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа (сутки).
Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы.
Климент Аркадьевич Тимирязев установил, как растения в своей жизнедеятельности используют
солнечный свет. В листьях растений содержится особое вещество - хлорофилл, которое окрашивает
их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии
растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества - углеводы. Они нужны самому
растению и тем, кто им питается - животным и людям.
Опыт: Завернули лист зелёного растения в чёрную бумагу, После нескольких дней под бумагой
зелёный листок стал бесцветным. Мы доказали, что растениям нужен свет, чтобы производить
хлорофилл. В темноте растения погибают.
Климат обусловлен распределением солнечной энергии на земном шаре (опыт)
Попробуй посветить фонариком на землю, держа его прямо. Свет будет ярким: так Солнце светит
летом. А теперь посвети под углом : свет станет бледнее. Так Солнце светит зимой. Свет более
рассеянный, поэтому зимой холодно.
Это самое доказывает и другой опыт. Поставил плоские чаши на чёрный платок и наполнил их
водой. Направил одну из настольных ламп на чашу таким образом, чтобы свет падал вертикально на
воду. На вторую чашу свет должен падать под углом. При этом расстояние от ламп до центра чаш
должно быть одинаковым. Температура в чаше, куда свет падает строго вертикально, значительно
выше, чем у той, на которую лучи падают под углом.
«Карусель» После чтения текста по сигналу учителя лист А3 передаётся по часовой стрелке.
Учащиеся записывают ответ на проблемный вопрос, не повторяясь.
«Галерея» Листы каждой группы вывешиваются на доску, и определяется, какая группа дала
наиболее полный и точный ответ.
Вариант ответа :
Роль солнца для природы:
1.Главный источник света и тепла
2.Образование ветра
3.Круговорот воды в природе
4.Смена времён года
5.Смена времени суток
6.Для жизни организмов
7.В создании определённых климатических условий
Если вас заинтересовали приёмы данной технологии, вы можете самостоятельно изучить их. А мы
лишь порекомендуем вам пять правил применения технологии развития критического мышления:
Правило первое: Если хочешь узнать, что такое ТРКМ – применяй её в своей практике и
только после этого делай выводы. Правило яблока 1: разве можно узнать вкус плода, если ты
его не пробовал?
Правило второе: Применяй технологию, если у тебя есть потребность. Правило яблока 2: если
ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдёт впрок.
Правило третье: Применение отдельного приёма или стратегии без осознания целостной
теории непродуктивно. Правило яблока 3: если ты откусил яблоко и проглотил, не разжевав,
или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься?
Правило четвёртое: Отдельный приём или стратегия могут не совпадать с индивидуальным
стилем преподавателя, ищи свои приёмы. То, что хорошо получается у одного преподавателя,
может совсем не получиться у другого. Мы разные. Правило яблока 4: яблоки бывают разные,
надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.
Правило пятое: Помни, что преподавание требует меры, меры между репродукцией и
творчеством. Правило яблока 5: если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть
Мичуриным?