Напоминание

Основы духовно-нравственной культуры народов России


Автор: Маркова Инна Евгеньевна
Должность: Учитель основ духовно-нравственной культуры народов России
Учебное заведение: ГБОУ ПМКК
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Патриотическое воспитание кадетов как основное направление предмета "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Тема: Основы духовно-нравственной культуры народов России
Дата публикации: 28.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотическое воспитание кадетов как основное

направление предмета "Основы духовно-

нравственной культуры народов России"

Патриотическое воспитание кадетов в рамках предмета "Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России"

представляет

собой

стратегически важное направление современной российской образовательной

политики,

основанное

на

официальной

Концепции

патриотического

воспитания граждан Российской Федерации. Анализ нормативно-правовой

базы и теоретических подходов показывает, что данное направление

направлено на формирование у кадетов высокой социальной активности,

гражданской ответственности и духовности через освоение традиционных

российских ценностей и культурного наследия. Система патриотического

воспитания в кадетских учреждениях интегрирует семейные, образовательные

и воспитательные компоненты, создавая комплексную среду для развития

патриотических чувств и сознания будущих защитников Отечества. Предмет

ОДНКНР

выступает

ключевым

инструментом

реализации

этих

задач,

обеспечивая глубокое понимание культурно-исторических традиций России и

формирование уважения к государственной символике и конституционным

принципам.

Теоретические

основы

патриотического

воспитания

в

современной

России

Концептуальные

подходы

к

патриотическому

воспитанию.

Современная система патриотического воспитания в Российской Федерации

базируется на научно обоснованных концептуальных подходах, которые были

сформулированы в официальной Концепции патриотического воспитания

граждан Российской Федерации. Данный документ представляет собой

совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в

области патриотического воспитания и отражает стратегические приоритеты

развития российского общества в условиях коренных преобразований конца

XX - начала XXI веков. Разработка концептуальных подходов стала ответом

на вызовы времени, связанные с изменениями в социально-экономической,

политической

и

духовной

сферах

общества,

которые

сопровождались

снижением воспитательного потенциала российской культуры, искусства и

образования.

Патриотизм в контексте данной концепции рассматривается как фактор,

способный

дать

новый

импульс

духовному

оздоровлению

народа

и

формированию в России единого гражданского общества. Теоретические

основы патриотического воспитания включают в себя комплексный подход к

формированию патриотических ценностей, который охватывает все уровни

воспитательной деятельности - от семьи и учебных заведений до высших

органов государства. Особое значение придается созданию системы, которая

способна консолидировать и координировать многоплановую работу всех

участников образовательного процесса.

Цели и задачи государственной политики

Центральной

целью

патриотического

воспитания,

согласно

официальной концепции, является развитие в российском обществе высокой

социальной активности, гражданской ответственности и духовности. Эта цель

предполагает становление граждан, обладающих позитивными ценностями и

качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах

Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных

интересов и устойчивого развития. Достижение данной цели осуществляется

через решение комплекса взаимосвязанных задач, которые охватывают

различные аспекты общественной жизни.

Среди

ключевых

задач

патриотического

воспитания

выделяется

утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых

патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и

историческому прошлому России и её традициям

[1]

. Важной составляющей

является повышение престижа государственной, особенно военной, службы,

что

особенно

актуально

для

кадетского

образования

[1]

.

Система

патриотического воспитания также направлена на создание и обеспечение

реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение

социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других

проблем.

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской

Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни

составляет еще одну важную задачу системы. Это включает создание условий

для

обеспечения

реализации

конституционных

прав

человека

и

его

обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга. Особое

внимание уделяется привитию гражданам чувства гордости, глубокого

уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага,

Гимна, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в

кадетских учреждениях.

Система патриотического воспитания в образовательных учреждениях

Роль семьи и образовательных учреждений. Система патриотического

воспитания представляет собой многоуровневую структуру, которая включает

в

себя

соответствующие

государственные

учреждения,

общественные

организации,

нормативно-правовую

и

духовно-нравственную

базу

воспитательной,

образовательной

и

массовой

просветительской

деятельности

[1]

. Данная система охватывает все уровни воспитательной

деятельности и предполагает организацию мероприятий патриотической

направленности как на федеральном и региональном уровнях, так и в

отдельных коллективах, включая проведение индивидуально-воспитательной

работы с каждой личностью.

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья,

которая рассматривается как первоначальная ячейка общества, где начинается

процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма. В

семейной среде закладываются основы патриотических ценностей, которые

затем

продолжают

развиваться

в

образовательно-воспитательных

учреждениях.

Эта

преемственность

особенно

важна

для

кадетского

образования, где семейные традиции служения Отечеству часто становятся

основой для выбора военной карьеры. Образовательные учреждения, включая

кадетские корпуса и школы, выполняют функцию систематического и

целенаправленного развития патриотических качеств, заложенных в семье.

Специфика

кадетского

образования.

Кадетское

образование

представляет собой особую форму организации образовательного процесса,

которая изначально ориентирована на подготовку будущих защитников

Отечества и государственных служащих. В контексте патриотического

воспитания

кадетские

учреждения

занимают

особое

место,

поскольку

сочетают в себе общеобразовательную подготовку с военно-патриотическим

воспитанием и профессиональной ориентацией на службу государству.

Специфика

кадетского

образования

заключается

в

создании

особой

воспитательной среды, где патриотические ценности не просто изучаются

теоретически, но становятся основой повседневной жизни и деятельности

воспитанников.

Исследования в области патриотического воспитания в образовательных

учреждениях показывают важность использования различных методов и

средств для достижения поставленных целей. В кадетском образовании особое

значение приобретает изучение отечественной истории, которое способствует

формированию исторического сознания и гордости за прошлое своей страны.

Использование государственной музыкальной символики и других элементов

национальной культуры также играет важную роль в воспитательном

процессе. Комплексный подход к патриотическому воспитанию в кадетских

учреждениях предполагает интеграцию различных предметов и внеклассных

мероприятий в единую систему формирования патриотических качеств

личности.

Предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" как

инструмент патриотического воспитания

Интеграция патриотических ценностей в образовательный процесс.

Предмет

"Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России"

(ОДНКНР)

выступает

ключевым

инструментом

реализации

задач

патриотического воспитания в современной российской школе, особенно в

кадетских учреждениях. Данный предмет создает уникальные возможности

для интеграции патриотических ценностей в образовательный процесс через

изучение культурного и духовного наследия российских народов. В рамках

ОДНКНР кадеты получают глубокие знания о традициях, обычаях, истории и

культуре народов России, что способствует формированию уважения к

многонациональному

характеру

российского

государства

и

пониманию

единства в многообразии.

Особенностью предмета ОДНКНР является его междисциплинарный

характер, который позволяет связать изучение духовно-нравственных основ с

историческими, культурными и социальными аспектами развития российского

общества. Это создает благоприятные условия для реализации принципов

патриотического воспитания, заложенных в официальной концепции. Через

изучение духовно-нравственных традиций народов России кадеты осознают

глубинные основы российской государственности и формируют понимание

своей роли в сохранении и развитии культурного наследия Отечества.

Интеграция

патриотических

ценностей

в

рамках

ОДНКНР

осуществляется через различные формы учебной деятельности, включая

изучение исторических примеров служения Отечеству, анализ духовно-

нравственных основ российской культуры, знакомство с государственной

символикой и её значением. Предмет создает условия для формирования у

кадетов чувства гордости за принадлежность к российской цивилизации и

понимания важности сохранения её уникальных характеристик. Это особенно

важно в контексте современных вызовов, связанных с глобализацией и

необходимостью сохранения национальной идентичности.

Методические подходы к реализации.

Реализация патриотического

воспитания в рамках предмета ОДНКНР требует применения специальных

методических подходов, учитывающих специфику кадетского образования и

возрастные

особенности

обучающихся.

Основой

методической

работы

является принцип системности, который предполагает последовательное и

логичное изучение различных аспектов духовно-нравственной культуры

народов России в контексте патриотического воспитания. Важное значение

имеет использование активных методов обучения, которые позволяют кадетам

не только получать знания, но и формировать собственное отношение к

изучаемым вопросам.

Проектная деятельность становится одним из ключевых методов

реализации патриотического воспитания в рамках ОДНКНР. Кадеты могут

участвовать в исследовательских проектах, посвященных изучению истории и

культуры своего региона, семейных традиций служения Отечеству, вклада

различных народов России в общую победу в Великой Отечественной войне.

Такая деятельность способствует формированию активной гражданской

позиции и личной ответственности за судьбу Родины.

Использование интерактивных технологий и мультимедийных ресурсов

позволяет сделать изучение духовно-нравственной культуры более наглядным

и

эмоционально

окрашенным.

Виртуальные

экскурсии

по

музеям

и

историческим местам, просмотр документальных фильмов о героях Отечества,

изучение произведений искусства и литературы создают яркие образы,

способствующие формированию патриотических чувств. Особое внимание

уделяется созданию связи между изучаемым материалом и современными

реалиями,

что

помогает

кадетам

понять

актуальность

традиционных

ценностей в современном мире.

Заключение

Патриотическое воспитание кадетов в рамках предмета "Основы

духовно-нравственной

культуры

народов

России"

представляет

собой

комплексную

систему,

основанную

на

официальной

государственной

концепции патриотического воспитания и направленную на формирование

граждан с высокой социальной активностью, гражданской ответственностью и

духовностью.

Анализ

теоретических

основ

и

практических

подходов

показывает, что данное направление работы имеет стратегическое значение

для подготовки будущих защитников Отечества и государственных служащих,

способных

эффективно

решать

задачи

обеспечения

национальной

безопасности и устойчивого развития страны.

Система патриотического воспитания в кадетских учреждениях через

предмет

ОДНКНР

создает

уникальные

возможности

для

интеграции

семейных, образовательных и воспитательных компонентов в единый процесс

формирования

патриотических

качеств

личности.

Междисциплинарный

характер предмета позволяет обеспечить глубокое понимание духовно-

нравственных основ российской цивилизации и формирование уважения к

культурному многообразию народов России. Использование современных

методических подходов, включая проектную деятельность и интерактивные

технологии, способствует активному включению кадетов в процесс изучения и

сохранения культурного наследия Отечества.

Перспективы развития данного направления связаны с дальнейшим

совершенствованием

методического

обеспечения

предмета

ОДНКНР,

расширением

использования

региональных

и

местных

культурно-

исторических ресурсов, а также укреплением связи между теоретическим

изучением духовно-нравственных основ и практической деятельностью

кадетов по служению Отечеству. Важным направлением является также

развитие межпредметных связей и создание целостной образовательной

среды, где патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью всего

учебно-воспитательного процесса в кадетских учреждениях.



В раздел образования