Напоминание

"Физическое развитие детей дошкольного возраста"


Авторы: Дядя Наталья Владимировна, Крыцина Светлана Александровна
Должность: Воспитатель,
Учебное заведение: МБДОУ 21 "Рощица "
Населённый пункт: Город Мыски Кемеровская область Кузбасс
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Физическое развитие детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 28.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Правильная осанка — это здоровье!

Отчего может нарушиться осанка?

Таких причин много: перечислим основные …

1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребёнок долгое время

проводит в определённой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев

и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребёнку больше времени проводить в

свободной позе (лёжа на ковре) .

2. Постоянное придерживание ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку или «ношение»

(перенос) ребёнка на одной руке.

3. Привычка ребёнка стоять с опорой на одну и ту же ногу. В норме правильная ходьба – это

такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки:

поставьте ребёнка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах,

другая – на других, и посмотрите показания) .

4. Неправильная поза во время сна, если ребёнок спит, поджав ноги к животу, калачиком и

пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперёд, закинув руки за спинку стула,

положив под себя ногу). Спать нужно на твёрдой постели, на которую ребёнок будет

опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии

постоянного напряжения, поэтому нужен ещё мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если

подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но

небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведёнными в стороны руками, согнутыми в

локтевых суставах

5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо

развитой

мускулатурой,

поэтому

необходимы

гимнастические

упражнения

для

качественного созревания тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Влияние осанки на развитие человека

( как исправить неправильную осанку)

Отклонения в осанке не только некрасивы эстетично, но и неблагоприятно сказываются на

положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки,

слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньше кислорода

поступает к тканям. Ещё более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины. Очень

важно с первых дней жизни воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение не отдых, а акт

статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу

(мышечную). Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) ещё слабы. Дети от сидения

быстро устают и стараются быстрее изменить позу или уйти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем

этого и ругаем детей за неусидчивость.

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бёдра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы

касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко,

что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельной

спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на

спинку стула, мы будем способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны

свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребёнок может

свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъём локтей и компенсаторное

искривление позвоночника, при низком столе ребёнок сутулится и сгибает туловище вперёд. Так что

неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной

заболеваемости всех внутренних органов.

Если ребёнок, несмотря на все ваши правильные профилактические мероприятия, предпочитает

неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу-ортопеду или врачу ЛФК и строго

выполнять их рекомендации. Постоянные напоминания о том, как нужно правильно ходить, ничего не

дадут, т. к. ребёнку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение много раз, чтобы он понял и

воспроизвёл точно это движение. Поэтому здесь на помощь придёт гимнастика – специальные

тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, воспитывающие чувство

равновесия, координацию движений, формирующие стопу и укрепляющие мышечный корсет спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребёнка ходить с параллельными

стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом

извилистых дорожках. Великолепно подходит для этого кромка тротуара. Для профилактики

плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность вплоть до резиновых ковриков, а

также любые тренажёры.

Упражнения для профилактики нарушения осанки

Сделайте каникулы и отпуск в своей семье активным (прогулки пешком и на велосипеде, плавание и

пробежки)

«Качалочка»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища

и конечностей. И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени

руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза.

«Морская звезда»

Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений. И.п.: лежа на животе,

поднять руки и ноги в стороны. Вы морская звезда! Покачайтесь на волнах.

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-

мышечного аппарата туловища и конечностей. Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг

подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же

стойким и сильным, как оловянный солдатик? И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу.

Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза.

«Самолет»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса. И.п.: сидя, ноги вместе, руки на

полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10 с, затем

отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Цапля»

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата. И.п.: стоя на

правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге.

Повторить 3-4 раза. (2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.

«Потягивание»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук. И.п.: лежа на

спине, потянуть левую ногу вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой

ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе.

«Карусель»

Цели: улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов. И.п.: сесть на пол,

поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась

карусель.

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей. И.п.: встать прямо и,

заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти

рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить,

плечи отвести назад. Медленно опустить руки вниз, стряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

«Паровозик»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних

конечностей. И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали!

Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя

вращательные движения колес. Остановиться через 23 мин, пауза, затем продолжить движение. (2-й вариант:

движение назад.)

Будьте здоровы!

Сильные пальчики

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский.

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками

развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые

движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они

способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем

ЛУЧШЕ РЕБЁНОК ГОВОРИТ! Почему же это так?

Выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению

в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в

конечном итоге, стимулирует развитие речи. Нервные окончания, отвечающие за работу руки человека,

имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга ( в особенности её большой палец).

Мало того они находятся рядом с органами речи и слуха и имеют самую тесную взаимосвязь. И именно

поэтому словесная речь ребёнка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают

достаточной точности. Ручки как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

В итоге целью «пальчиковой гимнастики» становится развитие взаимосвязи между полушариями

головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы

предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем

активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

«Пальчиковая гимнастика» - это великолепный, универсальный дидактический материал для

многих видов деятельности, особенно для занятий по развитию речи.

«Пальчиковые игры» - хороший помощник подготовить детскую руку обучению в школе, письму.

Для того чтобы параллельно развивалась речь, можно использовать различные, небольшие стишки,

считалки, песенки. Переложить текст на соответствующие движения, сначала простые, несложные, а за

тем постепенно усложнять. Ребёнок разовьёт внимательность, сосредоточенность, положительные

эмоции между взрослым и ребёнком.

«Пальчиковая гимнастика» создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать

взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша.

Стихотворная

форма

подача

материала

имеет

соответствующий

ритм,

который

помогает

координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их

короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится

контроль над выполняемыми движениями. Первое время ребёнок повторяет только движения, но на

подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения

предложения, употребления различных грамматических форм. Позже ребёнок будет сам стремиться

озвучить свои действия.

Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку,

стихотворение,

сказку

уже

после

нескольких

прочтений.

Текст,

подкреплённый

действием,

запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок

довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и

гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики

малыша – это залог его будущих успехов в письме, рисовании, рукоделии, конструировании.

«

Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

Ребенок хлопает ладошками по всему телу.

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих

частей тела.

Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей

тела.

«Упрямые козлики»

Как-то раз к кому-то в гости

Шел козленок через мостик,

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой.

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться, не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вдруг с разбега лбами – бух!

И с моста в водичку – плюх!

Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.

Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.

На каждую строчку ребенок соединяет руки.

Ребенок хлопает в ладоши.

Ребенок роняет руки на колени.



В раздел образования