Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»


Автор: Сухорукова Марина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4 "Радуга"
Населённый пункт: г.Нефтекумск Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Дата публикации: 28.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»

«Красота родного края, открывающаяся благодаря фантазии, творчеству- это

источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины

приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за

нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает

формироваться уже в дошкольном возрасте.

Обращение к культурно-историческому прошлому своего края – важный

момент

в воспитании подрастающего

поколения.

Учитывая

актуальность

программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, тема любви к

родному краю с его историческим прошлым, традициями имеет уникальное

развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям,

возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на

региональные особенности и социальную обстановку

Изменения

в

социально-экономических

и

политических

сферах

общества,

произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного

воспитания.

Нарушилась

преемственность

поколений

и

прежде

всего

в

передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной

духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов

своего Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,

улице, городу формирование бережного отношения к природе и всему живому

• развитие интереса к русским традициям и промыслам

• формирование элементарных знаний о правах человека

• расширение представлений о городах России

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Формы работы с детьми 5-6 лет

Коммуникативная деятельность:

-развлечение «День знаний»;

-беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и

праздниках, о профессиях людей, работающих в детском саду;

-беседы «Расскажи, где ты живешь?», «Законы, по которым мы живем», «Березка-

символ России», «Мы все разные, но мы все равны», «Государственные символы

России», «Наше государство -Российская Федерация»;

-составление рассказов о своей Родине, о ее будущем;

-встреча с интересными людьми–«Ветераны войны»;

1

Познавательно - исследовательская деятельность:

-экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;

-экскурсия по Нефтекумскому району(Ставропольскому краю) на «автобусе» или (по

фотографиям);

-экскурсия в зимний парк;

-экскурсия в библиотеку «Ставроаольский фольклор»;

-рассматривание «Предметы декоративно - прикладного искусства»;

-игра – путешествие «Москва– столица России»;

-экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат;

-рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».

Игровая деятельность:

-сюжетно-ролевая игра «Семья», Звонок на работу маме», «Детский сад», «В гостях

у бабушки Арины», «Дочки – матери», «Магазин сувениров» и др.

-дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия», «Где был

Петя», «Куда пойдешь и что найдешь», «Дымковское лото», «Чудо - узоры»;

-настольная игра «Где находится памятник»;

-игра- инсценировка «Цирковое представление дымковских игрушек»;

-игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».

Двигательная деятельность:

-народная игра «Игра с платочком»;

-физкультурный досуг «Рождественские колядки»;

-физкультурное развлечение «Русские богатыри»;

-спортивное развлечение «Мы–космонавты»;

-подвижные игры: «Пирог»,«Горелки»,«Карусели» Гуси-лебеди» «Два мороза»

«Третий лишний»,РНИ «Совушка», «Плетень», «Испорченный телефон»,«Горелки с

платочком»;

-спортивная викторина «Будущие космонавты».

Конструирование: «Дома на нашей улице», «Машины на нашей улице», «Кремль» и

т. д. Изготовление подарков мамам, папам и дедушкам.

Восприятие художественной литературы и фольклора:

-чтение сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино»,

-заучивание стихотворений, потешек, пестушек, чтение пословиц и поговорок о

нашей Родине, о ее природе;

-чтение сказаний преданий, легенд ставропольских;

-чтение стихотворения Колодкин В.А. «Мне бы в армию», Агафонова Р. «Дело живо

- всем на диво»;

-отгадывание загадок, разучивание стихотворений и частушек о дымковских

игрушках;

-чтение стихотворения Лалетина В. А. «Сражался дед на первой мировой»;

-чтение сказки Смертиной Т.И. «Черничная царица», Н.Русиновой «Кикиморские

сказки»;

-выставка книг писателей-Нефтекумцев для детей;

-конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир», «Стихи о маме»;

-чтение РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», небылиц, потешек, загадок,

разучивание русских народных пословиц, рождественских обрядовых песенок.

Изобразительная деятельность:

-рисование дома для своей семьи, «Моя семья»;

2

-выставка рисунков на тему: «Моя малая Родина», «Зимние праздники», «Подарю

рисунок маме», «Моя воспитательница»,«Что я увидел по дороге в детский сад»,

«Чудо, чудо Рождество»;

-аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева;

-конструирование, аппликация, рисование Московского Кремля;

-лепка «Предметы быта Руси», «Игрушки»;

-декоративное рисование предметов народных промыслов;

-лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление»;

-рисование, аппликация «Мой дом», «Моя улица»;

-рисование «Обитатели леса», «Любимый край» (в разные времена года).

Музыкальная деятельность:

-разучивание песен, хороводов;

-слушание: А.Александров, В.Лебедев-Кумач «Священная война»,

П.И.Чайковского «Времена года»,

-слушание музыкальных произведений о космосе, космонавтах.

Работа с родителями:

-консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; -

экскурсии по улицам города;

-составление совместных рассказов родителей с детьми о своих ближайших

родственниках «Моя родословная»;

-участие в конкурсе ДО «Дары осени»;

-акция «Поможем птицам зимой»;

-выставка совместных поделок родителей и детей «Новый год у ворот»;

-консультация «Русское народное творчество-основа речевого развития и воспитания

гражданина».

Рекомендации:

- «Сказкотерапия как средство развития ребенка и его психологического

благополучия»,

- выставка совместных работ «Маму милую свою очень крепко я люблю»,

- выставка плакатов «Нет войне»,

- участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.

3



В раздел образования