Автор: Сухорукова Марина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4 "Радуга"
Населённый пункт: г.Нефтекумск Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Дата публикации: 28.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря фантазии, творчеству- это
источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины
приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Патриотизм-любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за
нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает
формироваться уже в дошкольном возрасте.
Обращение к культурно-историческому прошлому своего края – важный
момент
в воспитании подрастающего
поколения.
Учитывая
актуальность
программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, тема любви к
родному краю с его историческим прошлым, традициями имеет уникальное
развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям,
возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на
региональные особенности и социальную обстановку
Изменения
в
социально-экономических
и
политических
сферах
общества,
произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного
воспитания.
Нарушилась
преемственность
поколений
и
прежде
всего
в
передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной
духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов
своего Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу формирование бережного отношения к природе и всему живому
• развитие интереса к русским традициям и промыслам
• формирование элементарных знаний о правах человека
• расширение представлений о городах России
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Формы работы с детьми 5-6 лет
Коммуникативная деятельность:
-развлечение «День знаний»;
-беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и
праздниках, о профессиях людей, работающих в детском саду;
-беседы «Расскажи, где ты живешь?», «Законы, по которым мы живем», «Березка-
символ России», «Мы все разные, но мы все равны», «Государственные символы
России», «Наше государство -Российская Федерация»;
-составление рассказов о своей Родине, о ее будущем;
-встреча с интересными людьми–«Ветераны войны»;
1
Познавательно - исследовательская деятельность:
-экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
-экскурсия по Нефтекумскому району(Ставропольскому краю) на «автобусе» или (по
фотографиям);
-экскурсия в зимний парк;
-экскурсия в библиотеку «Ставроаольский фольклор»;
-рассматривание «Предметы декоративно - прикладного искусства»;
-игра – путешествие «Москва– столица России»;
-экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат;
-рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».
Игровая деятельность:
-сюжетно-ролевая игра «Семья», Звонок на работу маме», «Детский сад», «В гостях
у бабушки Арины», «Дочки – матери», «Магазин сувениров» и др.
-дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия», «Где был
Петя», «Куда пойдешь и что найдешь», «Дымковское лото», «Чудо - узоры»;
-настольная игра «Где находится памятник»;
-игра- инсценировка «Цирковое представление дымковских игрушек»;
-игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Двигательная деятельность:
-народная игра «Игра с платочком»;
-физкультурный досуг «Рождественские колядки»;
-физкультурное развлечение «Русские богатыри»;
-спортивное развлечение «Мы–космонавты»;
-подвижные игры: «Пирог»,«Горелки»,«Карусели» Гуси-лебеди» «Два мороза»
«Третий лишний»,РНИ «Совушка», «Плетень», «Испорченный телефон»,«Горелки с
платочком»;
-спортивная викторина «Будущие космонавты».
Конструирование: «Дома на нашей улице», «Машины на нашей улице», «Кремль» и
т. д. Изготовление подарков мамам, папам и дедушкам.
Восприятие художественной литературы и фольклора:
-чтение сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино»,
-заучивание стихотворений, потешек, пестушек, чтение пословиц и поговорок о
нашей Родине, о ее природе;
-чтение сказаний преданий, легенд ставропольских;
-чтение стихотворения Колодкин В.А. «Мне бы в армию», Агафонова Р. «Дело живо
- всем на диво»;
-отгадывание загадок, разучивание стихотворений и частушек о дымковских
игрушках;
-чтение стихотворения Лалетина В. А. «Сражался дед на первой мировой»;
-чтение сказки Смертиной Т.И. «Черничная царица», Н.Русиновой «Кикиморские
сказки»;
-выставка книг писателей-Нефтекумцев для детей;
-конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир», «Стихи о маме»;
-чтение РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», небылиц, потешек, загадок,
разучивание русских народных пословиц, рождественских обрядовых песенок.
Изобразительная деятельность:
-рисование дома для своей семьи, «Моя семья»;
2
-выставка рисунков на тему: «Моя малая Родина», «Зимние праздники», «Подарю
рисунок маме», «Моя воспитательница»,«Что я увидел по дороге в детский сад»,
«Чудо, чудо Рождество»;
-аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева;
-конструирование, аппликация, рисование Московского Кремля;
-лепка «Предметы быта Руси», «Игрушки»;
-декоративное рисование предметов народных промыслов;
-лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление»;
-рисование, аппликация «Мой дом», «Моя улица»;
-рисование «Обитатели леса», «Любимый край» (в разные времена года).
Музыкальная деятельность:
-разучивание песен, хороводов;
-слушание: А.Александров, В.Лебедев-Кумач «Священная война»,
П.И.Чайковского «Времена года»,
-слушание музыкальных произведений о космосе, космонавтах.
Работа с родителями:
-консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; -
экскурсии по улицам города;
-составление совместных рассказов родителей с детьми о своих ближайших
родственниках «Моя родословная»;
-участие в конкурсе ДО «Дары осени»;
-акция «Поможем птицам зимой»;
-выставка совместных поделок родителей и детей «Новый год у ворот»;
-консультация «Русское народное творчество-основа речевого развития и воспитания
гражданина».
Рекомендации:
- «Сказкотерапия как средство развития ребенка и его психологического
благополучия»,
- выставка совместных работ «Маму милую свою очень крепко я люблю»,
- выставка плакатов «Нет войне»,
- участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.
3