Напоминание

Урок русского языка в 6 классе Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения


Автор: Шпарага Эльвира Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№ 28"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 6 классе Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения
Дата публикации: 28.08.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: «Простое осложнённое предложение. Однородные члены

предложения»

Цели урока:

1. Закрепить сведения о простом предложении,

2. Дать общее понятие об осложнённом простом предложении,

3. Тренировать учащихся в умении опознавать, чем осложнено простое

предложение (с перспективой на следующие уроки).

4. Тренировать учащихся в умении постановки знаков препинания в

предложениях с однородными членами предложения и в предложениях с

обобщающим словом при однородных членах предложения.

4. Уметь проводить пунктуационный анализ (с перспективой на следующие

уроки).

Задачи урока:

1. Формировать умение правильно высказывать свои мысли, общаться,

делать выводы,

2. Способствовать развитию творческих способностей ребёнка,

3. Развивать речевые навыки.

Ход урока

I

этап. Создание учебной мотивации, рефлексия.

- Здравствуйте, ребята! Начать наш сегодняшний урок я бы хотела с

небольшой притчи. А что такое притча? (поучительный рассказ).

- Правильно. Давайте внимательно послушаем притчу о султане и

попробуем определить, как она поможет нам на уроке.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои

подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я

хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с

огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”.

Одни придворные только качали головами, другие стали замок

разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были

убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один

визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и -

о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом

дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что

полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои

силы”.

( Дети внимательно слушают учителя и высказывают свое мнение: при

решении какой-либо трудной задачи надо, в первую очередь, верить в себя, и

тогда у тебя все получится).

- Молодцы! Я уверена, что и на сегодняшнем уроке у вас все получится.

II

этап. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Давайте вместе попробуем определить тему нашего занятия. На доске

написаны 3 предложения. Внимательно прочитайте их, найдите «третье

лишнее», обоснуйте свой ответ

1.

Мы давно дружим.

2.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

3.

Друзья всегда надеются на поддержку друг друга.

( Дети читают предложения и отвечают, что третьим лишним

является 2 предложение, так как в нем имеются однородные члены, т. е

это предложение осложненное.)

-

Сформулируйте,

пожалуйста,

тему

нашего

урока.

(Простое

осложненное предложение).

- Запишите в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

- Ребята, а какие цели мы поставим перед собой на уроке? Что мы должны

узнать? Чему научиться? ( Дети отвечают, что они должны вспомнить,

чем может быть осложнено простое предложение; уметь отличать

неосложненное предложение от осложненного; научиться ставить

знаки препинания в простом осложненном предложении.)

III

этап. Работа над понятием «осложнённое предложение».

-Возьмите Лист № 1, на котором вы видите информацию о том, чем

может быть осложнено простое предложение. Информация представлена

в виде сплошного текста и таблицы. Выберите, с каким материалом вы

будете работать.

-Задание:

прочтите

и

расскажите,

какими

синтаксическими

конструкциями может быть осложнено простое предложение. Что из

прочитанного вам уже было известно? Какая информация оказалась для

вас новой? ( Дети читают информацию, представленную на листе №1, и

отвечают на вопрос, что они уже знали по теме урока и какая

информация оказалась для них новой.)

-

Правильно,

всегда

необходимо

видеть

и

учитывать

строение

предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой

предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении

предложения, а затем применить пунктуационное правило.

IV

этап. Физкультминутка.

V

этап. Проверка усвоения, понимания понятий.

- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужно уметь отличать

осложненное предложение от неосложненного; знать, какой

синтаксической конструкцией осложнено простое предложение? ( Если

мы не будем видеть, чем осложнено простое предложение, мы

неправильно расставим знаки препинания.)

-

Правильно,

всегда

необходимо

видеть

и

учитывать

строение

предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой

предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении

предложения, а затем применить пунктуационное правило.

-Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения? (Дети

отвечают, что однородные члены предложения:

1. относятся к одному и тому же слову,

2. отвечают на один и тот же вопрос,

3.являются одним тем же членом предложения,

4.

как правило, выражены одной и той же частью речи.)

- Что вы знаете о постановке знаков препинания в предложениях с

однородными членами?

(Между однородными членами предложения ставится запятая, если они

связаны

бессоюзной

связью,

союзами

А,

НО,

ДА

(=НО)

или

повторяющимися союзами. Между однородными членами предложения

не ставится запятая, если они связаны одиночным союзом И.)

- А сейчас мы с вами поработаем в парах.

Возьмите Лист №2.

Посоветуйтесь со своим напарником и выберите из трех предложенных

вам заданий одно, которое вы будете выполнять (Это может быть

постановка

знаков

препинания

в

предложениях;

распространение

предложений

однородными

членами;

составление

предложений

по

данным схемам). Обоснуйте, почему вы выбрали то или иное задание.

(Дети советуются друг с другом, выбирают задание из предложенных

трех и обосновывают свой выбор.)

-

Подпишите свои фамилии в графе «Выполнили» и приступайте к

выполнению выбранного вами задания. (Дети работают.)

- Итак, кто уже справился с заданием и готов защитить свою работу?

( Дети отчитываются за проделанную работу.)

- Молодцы! Вы неплохо усвоили тему «Однородные члены предложения»,

поэтому можно приступать к выполнению следующего, более сложного

задания.

Попробуйте

расставить

знаки

препинания

в

предложениях,

записанных на доске, и обосновать их выбор. (Предложения записываются на

доске без знаков препинания.)

1. Ко мне на день рождения пришли друзья: Володя, Витя, Максим.

2.Володя, Витя и Максим – это мои друзья.

3.Володя, Витя и Максим – все друзья пришли ко мне на день рождения.

(Ребята записывают предложения, расставляют знаки препинания,

обосновывают их выбор.)

- Молодцы! Вы хорошо справились и с этим заданием. Сделайте вывод,

какие предложения можно объединить? По какому признаку вы их

объединили? (Дети отвечают, что они объединят 1 и 3 предложения,

так как это предложения с обобщающим словом при однородных членах.)

- Нарисуйте схемы к этим предложениям.

- Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с

обобщающим словом при однородных членах предложения.

- Перед вами Лист № 3. Выберите для себя понятное задание, которое вы

будете выполнять. Можно это задание выполнять индивидуально или в

парах. Если в парах, договоритесь, как вы будете рассказывать о

выполненном задании. Не забудьте подписать свои фамилии.

(Дети

выбирают задание и выполняют его.)

- Итак, кто уже справился с заданием и готов защитить свою работу?

( Дети отчитываются за проделанную работу.)

VI

этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Запишите домашнее задание на выбор (задание на доске):

1.

упр. № 133(2);

2.

упр. 134;

3.

составьте небольшой текст по теме «Дружба» с использованием

однородных членов предложения.

- Выставление оценок учителем (комментарий, похвала).

- Возьмите Лист №4 и заполните таблицу ценностей: что для вас самое

важное – 1, просто важное – 2, не очень важное – 3, совсем не важное – 4.

-Ребята, вы все сегодня работали хорошо. Какой вид осложнения я

использовала в данном предложении? (обращение). Это и будет тема нашего

следующего урока в системе уроков по теме «Простое осложнённое

предложение».

Спасибо всем за урок.

Лист № 1.

Карточка № 1.

Простое предложение – это предложение с одной грамматической

основой. Но оно может быть осложнено различными синтаксическими

конструкциями.

1.

Простое предложение может быть осложнено однородными членами

предложениями.

При этом необходимо знать расстановку знаков

препинания.

Например: Володя подарил своему другу на день

рождения машинку, настольную игру и шоколадку. Саша и Володя

дружат очень давно.

2.

Простое предложение может быть осложнено вводными словами.

Вводные слова могут стоять в начале, в конце или в середине

предложения. Например: К счастью, все мои друзья пошли в поход.

Друзья, конечно, должны быть в жизни каждого человека. У меня

есть настоящий друг, безусловно.

3.

Простое

предложение

может

быть

осложнено

обращениями.

Обращения могут стоять в начале, в конце и в середине предложения.

Например: Ольга, я тебя жду. Ты настоящий друг, Серёга!

4.

Простое

предложение

может

быть

осложнено

сравнительными

оборотами,

которые

присоединяются

к

предложению

такими

союзами: как, словно, как будто. Например: Речь говорит, словно

реченька журчит.

5.

Простое предложение может быть осложнено обособленными членами

предложения (деепричастными и причастными оборотами). Например:

Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала

дождиком.

Не останавливаясь в осиновой роще для отдыха, я

добрался до березового леска.

Карточка № 2.

Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение

Однородные

члены

предложения

Вводные

слова

Обращени

я

Сравнительный

оборот

Обособленные

члены

предложения

(деепричастный

и причастный

оборот)

Лист № 2.

Карточка №1.

Расставьте в предложениях знаки препинания (где это необходимо),

подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы.

Выполнили:____________________________________

1. Я всегда просыпаюсь до зари и встречаю рассвет.

2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

3. Вода в реке разлилась но из берегов не вышла.

4. И Саша и Володя пришли на помощь.

5. Белые красные синие шары летали в небе.

Карточка №2.

Вставьте в предложения однородные члены предложения, расставьте

знаки препинания (где это необходимо), подчеркните однородные

члены, составьте схемы.

Выполнили:______________________________________

1.

На улице было_______________ и ______________.

2.

И________ и ____________ помогали учителю.

3.

Осенью колхозники убирали_________ ___________ и

____________.

4.

Солнышко весной________________ но ____________________.

5.

____________ да (=и) _______________ пришли на мой праздник.

Карточка №3.

Составьте предложения по схемам, расставьте знаки препинания (где

это необходимо), подчеркните однородные члены.

Выполнили:____________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Лист № 3.

Карточка №1.

Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы.

Выполнил (а) (и) __________________________________.

1.

Розы лилии астры все цветы уже зацвели.

2.

Миша и Юра бегали везде в саду в парке.

3.

Всюду слышался гром в небе на земле и в домах.

4.

Все ребята и девочки и мальчики вышли на уборку школьной

территории.

5.

Мне не день рождения друзья подарили много подарков машинку

настольную игру и коробку сладких конфет.

Карточка №2.

Соотнесите предметы и понятия. Составьте с одним из них (на

выбор) предложение, знаки препинания, нарисуйте схемы.

Выполнил (а) (и) ____________________________________.

1.

Математика, природоведение, история. А) цветы

2.

Роза, лилия, астра. Б) школьные предметы

3.

Лото, шашки, шахматы. В) качества человека

4.

Дождь, снег, град. Г) настольные игры

5.

Честность, преданность, внимательность. Д) природные явления

Карточка №3.

Составьте предложения по схемам, расставьте знаки препинания,

подчеркните однородные члены предложения.

Выполнил (а) (и) _____________________________________.

1.

2.

3.

4.

5.

Лист № 4.

Фамилия, имя ____________________________________________.

Ценности для вас данного урока:

Самое важное – 1.

Важное – 2.

Не очень важное – 3.

Совсем не важное – 4.

Получение новой информации

Полученный результат

Возможность проявить себя

Получение оценки за урок



В раздел образования