Напоминание

Особенности обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями на уроках ОСЖ в специальной (коррекционной) школе


Автор: Пешеходько Светлана Владимировна
Должность: учитель основ социальной жизни
Учебное заведение: ГБОУ школы-интерната
Населённый пункт: станицы Старолеушковской Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями на уроках ОСЖ в специальной (коррекционной) школе
Дата публикации: 28.09.2022
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ОСЖ В

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Аннотация

Включение детей с умственной отсталостью в реальную жизнь социума является

одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогическим сообществом. Успех

интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности

человека,

его

способности

самостоятельно

организовать

свой

быт.

Поэтому

подготовить

каждого

ребёнка

к

самостоятельной,

независимой

от

помощи

окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. Весь процесс

обучения и воспитания ребёнка с умственной отсталостью направлен на то, чтобы

обеспечить его социальную адаптацию в обществе, которая является универсальной

основой для личного и социального благополучия любого человека.

Социальная адаптация

детей с интеллектуальными нарушениями существенно

затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной

необратимым

нарушением

психического

развития,

связанного

с

органическим

недоразвитием мозга либо ранним его повреждением. В отличие от нормально

развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной

мере

непроизвольно

и

спонтанно,

умственно

отсталые

дети

не

в

состоянии

самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Результаты

исследований

отечественных

специалистов

в

области

дефектологии

(Выготского Л.С., Граборова А.Н., Маллера А.Р., Рубинштейн С.Я.) и практика

свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при

соответствующих

условиях

стать

полноценной

личностью,

развиваться

духовно,

обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Что же должен знать и уметь выпускник с интеллектуальными нарушениями,

вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней

обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях:

личная гигиена, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода,

организация питания. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку

самостоятельность, уверенность,

независимость от помощи окружающих людей в

повседневной жизни.

Важнейшими являются

умения пользоваться услугами учреждений торговли,

службы быта, связи, культуры и общественного транспорта.

К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания

медицинской помощи. Поэтому дети должны знать медицинские учреждения, в которые

следует обращаться в таких случаях, и уметь оказывать доврачебную помощь.

Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек

должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о

бюджете, доходах, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на

месяц, рационально использовать деньги и т.п.

Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

Одним из важнейших условий, способствующих социальной адаптации школьников

с интеллектуальными нарушениями является формирование у них умений общения:

связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы,

внимательно выслушивать ответы, благодарить за услугу, соблюдать очередность в

разговоре.

Такой идеальный, желаемый «портрет» выпускника коррекционной школы можно

считать целью процесса обучения школьников на уроках основ социальной жизни (ОСЖ).

Этот предмет был введён в программу специальных образовательных учреждений для

совершенствования

процесса

социализации

учащихся

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Уроки

ОСЖ

это

специальные

коррекционные

занятия,

направленные

на

практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у

них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего

развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки

самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На

уроках основ социальной жизни школьники получают элементарные экономические

знания,

информацию

и

навыки

пользования

услугами

различных

организаций,

учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской

помощи.

Как учитель, работающий в коррекционной школе, считаю, что успешность

социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только

количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью

применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Противоречие между жизненными

реалиями

настоящего

времени

и

социальными

качествами

выпускников

с

интеллектуальными нарушениями определяет огромную значимость проблемы поиска

путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации умственно отсталых

учащихся.

Для решения этой проблемы ставлю перед собой задачу, чтобы каждый ученик

школы, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел

основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания жилища,

научился пользоваться бытовыми электроприборами и т.д.

С целью более прочного усвоения учебного материала и существенного повышения

мотивации и интереса к урокам ОСЖ мною была выбрана следующая схема

формирования социально-бытовых компетенций умственно отсталых учащихся:

1.

Выявление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков по теме.

2.

Восполнение дефицита имеющихся у детей знаний.

3.

Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретённые

знания по теме.

4.

Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.

5.

Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация.

Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа.

1 этап. Выявление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков по теме.

На данном этапе в процессе беседы с детьми на уроке, а также из бесед с

воспитателями и наблюдений за детьми выявляю запас знаний и умений учащихся по

конкретным темам. Это даёт мне возможность определить основные акценты в

планируемой собственной деятельности, осуществлять свою работу более чётко,

целенаправленно, а кроме того, учитывать реальные нужды детей в плане социально-

бытового образования и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям

хорошо знакомо.

2 этап. Восполнение уже имеющихся у детей знаний.

На данном этапе большое значение имеет привлечение интереса к изучаемой теме,

активизация деятельности школьников. Это может быть достигнуто разнообразными

формами:

постановкой

проблемной

ситуации,

использованием

информационно-

коммуникационных технологий, наблюдением. Разрешение этих ситуаций позволяет мне

развивать способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку

анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в

изменённых условиях.

3 этап. Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретённые

знания по теме.

На данном этапе основной акцент ставлю на высокую активность со стороны

учащихся. Активность детей на моих уроках обеспечивается обследованием изучаемых

предметов

на

полисенсорной

основе,

оперированием

предметами,

картинками,

составлением

схем,

планов,

играми,

выполнением

разнообразных

упражнений,

практических работ; моделированием реальных ситуаций; оцениванием действий людей в

реальных ситуациях и на изображениях. Наиболее эффективными считаю следующие

дидактические методы и приёмы:

1) приём сравнения натуральных объектов (например, чистой и грязной

обуви):

2) рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одежде,

с оторванными пуговицами, оценка их внешнего вида;

3) оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных

ситуациях (например, в столовой или при посадке в автобус);

4) метод аналогий (например, «А как бы ты поступил в этой ситуации?», «А

как бы ты хотел, чтобы к тебе обратились?»).

4 этап. Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.

На данном этапе проверяю, усвоил ли ученик необходимые знания, умения, навыки,

понял ли какие именно действия и в какой последовательности он должен их

осуществлять. Может ли последовательно и целенаправленно достигать поставленной

цели. Считаю, что наиболее эффективно это достигается с помощью самостоятельного

выполнения практической работы или тестовых заданий. Данные виды работ позволяют

уточнить качество усвоения знаний, умений и навыков, не занимая много времени.

5 этап. Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация.

На данном этапе учащиеся применяют знания во внеурочное время, на экскурсиях,

во время поездки в школьном автобусе, в семье, в окружающей жизни. От воспитателей,

классного

руководителя,

родителей

получаю

обратную

связь

об

уровне

сформированности социально-бытовых знаний, умений применять их в повседневной

жизни, провожу необходимую корректировку в процессе дальнейшего обучения.

Считаю, что в результате применения данной схемы, у умственно отсталых детей

лучше формируются социально-бытовые знания и умения, а также решается важнейшая

задача – коррекция недостатков умственной деятельности.

Занятия по основам социальной жизни не сводятся только к овладению умением

вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Умственно отсталые дети

в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения.

Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со

сверстниками и взрослыми. Задачи предмета предусматривают активное включение

учеников в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для социализации

обучающихся с интеллектуальными нарушениями является наличие экскурсий, с

помощью которых дети расширяют свои знания и представления об окружающем,

развивают наблюдательность, внимание, учатся действовать в новых условиях. В своей

работе использую вводные, текущие и итоговые экскурсии, в условиях пандемии –

виртуальные экскурсии. Данная форма работы позволяет мне дать детям представление о

назначении учреждения или предприятия службы быта (магазин, почта, парикмахерская и

т. д.), о действиях работающих там людей и посетителей, позволяет конкретизировать и

закрепить изучаемый материал. Ценность этого метода вижу в том, что дети в реальных,

естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и

расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на

занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т. е. в процессе экскурсий

формируется и обогащается социальный опыт детей.

Так же на практике применяю один из основных методов обучения основам

социальной жизни – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных

бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование

реальных ситуаций использую при изучении многих тем, например: «Поездка в

общественном транспорте», «Вызов «Скорой помощи»», «Покупка продуктов питания» и

т. д. Сюжеты ситуаций беру из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем

знаний, опыта детей и их возможностями. Считаю, что метод моделирования реальных

ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом

обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения учащихся

выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно

продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих

особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого

раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков.

Поэтому воспитанников необходимо последовательно обучать участию в данном виде

деятельности.

Обучение основам социальной жизни имеет свое логическое продолжение в системе

внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя

позволяет достичь желаемых результатов. Воспитатель осуществляет закрепление

полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на

их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» обучаю детей

правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по

самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и

умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в

подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма

ограниченно. Поэтому в школе и во время выездов по месту проживания детей классным

руководителем, воспитателем, социальным педагогом проводятся специальные беседы

для родителей, с разъяснением задач и содержания социально-бытовой ориентировки,

даются практические рекомендации.

Касаясь вопросов семьи, следует отметить, что далеко не все учащиеся имеют

правильный образец создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить

эту проблему в будущем. Считаю это актуальным вопросом процесса образования детей с

интеллектуальными нарушениями, поэтому достаточно много времени на уроках уделяю

формированию правильного представления о семье, даю необходимые знания по

вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами

семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных

ситуаций.

Таким образом, изучение предмета «Основы социальной жизни» является важным

звеном в жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель

Дефо «Самая высокая степень человеческой мудрости – это умение приспособиться к

обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам». Уроки основ

социальной жизни помогают детям с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) становиться

более адаптированными к жизни, стрессоустойчивыми,

открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.

Литература.

1.

В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся

5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

VIII

вида.

Пособие

для

учителя.

Гуманитарный

издательский

центр

«ВЛАДОС»; Москва; 2010

2.

Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др. «Социально-бытовая

ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

VIII

вида».

Пособие

для

учителя.

Гуманитарный

издательский

центр

«ВЛАДОС»; Москва; 2003

3.

Симкина Т.Ф. «Формирование социально-бытовых компетенций на уроках

социально-бытовой

ориентировки».

Инновационный

центр

развития

образования и науки; Рязань; 2016



В раздел образования