Автор: Боброва Галина Николаевна
Должность: МБДОУ Покровский детский сад "Теремок", воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Покровский детский сад "Теремок"
Населённый пункт: пгт.Покровское
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста."
Дата публикации: 28.09.2025
Раздел: дошкольное образование
Формирование основ безопасного поведения на дороге у
детей дошкольного возраста.
Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма -
неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-
образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.
Основными целями подготовки дошкольников к безопасному
поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного
травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры
общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду
является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-
транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях
ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается,
как одна из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста.
Именно такое обучение даст желаемый результат, если будет связано со
всеми разделами программы.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах
обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на
специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов,
прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В
детском саду ребенок получает систематизированную информацию о
безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и
приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его
действительности.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них
навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего
возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила,
усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их
соблюдение – потребностью человека.
Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о
правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность
уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как
чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей
опасности.
В детском саду дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и
регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают
законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения,
культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана
с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких
качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение,
уверенность в своих действиях.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения
на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных
требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не
допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние
здоровья и настроения ребят.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать
все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций,
наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной
литературы и т.д. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на
улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно
проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все
виды деятельности и в течение всего года.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного
движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные
беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование,
привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д
Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек
для них, явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки
безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную
привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и
в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея
минимум дорожных символов и атрибутов.
Так, в детей 2-3 лет учим различать красный и зелёный цвета. Детям
при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют
сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а
зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с
кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный –
зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок –
надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом
шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на
проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
Дети 3-4 лет продолжают знакомиться с различными видами
транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями,
маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами,
трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин,
наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что
транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно
отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство
(стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать
за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия
важно научить детей самих находить такие предметы на дороге
(транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы).
Дети 4-5 лет, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть»,
знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык
хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении.
Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на
макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного
поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему
(остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части,
внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем
направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию
слева, а с середины дороги – справа).
Детям 6-7 лет необходимо во время практических занятий регулярно
отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в
игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть,
тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к
пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него,
внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем
направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход,
при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с
середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до
автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать
привычкой.
В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие
представления о том, что правила дорожного движения направлены на
сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Чтобы дети лучше ориентировались в уличном пространстве, можно
предложить совместное мероприятие для родителей и детей например по
созданию рисунка «Дорога в детский сад».
Основная задача взрослых — привить детям культуру безопасного
поведения, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной
группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.
Использовать все доступные формы и методы работы с детьми (рассказ,
игра, беседа; разучивание пословиц, поговорок, песен, разгадывания
загадок; рассматривание иллюстраций; рисование по теме; встречи и беседы
с представителями дорожно-постовой службы; просмотр фильмов,
мультфильмов спектаклей по теме).
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам
дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесным
объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим
формам обучения: наблюдению, целевым прогулкам, во время которых
дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное
движение, закрепляют ранее полученные знания.
Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно
транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей
воспитанников.
Важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть
ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нём блеклая одежда.
Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут
капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой
опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было
увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с
отражающими полосками или специальными отражателями. Современная
детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки
отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют
свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем
лучше.
На информационных стендах для родителей детей разного возраста
следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного
движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить
родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге
домой.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к
правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость
знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что
ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других
взрослых.
Жизнь детей, их здоровье, забота о них - это самый важный для нас
вопрос.