Напоминание

Стратегии дефектолога в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности


Автор: Калачова Алина Максимовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 6"
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Стратегии дефектолога в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дата публикации: 28.09.2025
Раздел: начальное образование





Назад




СТРАТЕГИИ ДЕФЕКТОЛОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ):

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ

Введение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет

собой одно из наиболее распространенных нейропсихиатрических

расстройств детского возраста, характеризующееся устойчивыми

паттернами невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Эти поведенческие проявления оказывают существенное влияние на

академическую успеваемость, социальную адаптацию и

эмоциональное благополучие ребенка. Учитывая сложность и

многогранность СДВГ, работа с детьми, имеющими данный синдром,

требует от специалистов – в частности, дефектологов – глубокого

понимания его этиологии, патогенеза и клинических проявлений, а

также разработки и применения комплексных, научно обоснованных

коррекционно-развивающих стратегий.

Дефектолог, выступая в роли ключевого специалиста в системе

сопровождения детей с особыми образовательными потребностями,

призван разрабатывать индивидуальные программы коррекции,

учитывая специфику каждого ребенка. В случае СДВГ, это означает не

только работу над симптоматикой, но и развитие компенсаторных

механизмов, формирование адаптивных навыков и поддержку общего

развития личности ребенка. Сложность заключается в гетерогенности

проявлений СДВГ, вариативности степени выраженности симптомов и

наличии сопутствующих нарушений (например, дислексии, дисграфии,

трудностей в социализации), что требует от дефектолога гибкости,

креативности и постоянного совершенствования своих

профессиональных компетенций.

Данная статья посвящена анализу основных стратегий, применяемых

дефектологами в работе с детьми, страдающими СДВГ. Будут

рассмотрены ключевые направления коррекционно-развивающей

работы, специфика взаимодействия с ребенком, родителями и

педагогическим коллективом, а также современные подходы к

диагностике и оценке эффективности коррекционных мероприятий.

Акцент делается на практической применимости представленных

стратегий, их научной обоснованности и необходимости интеграции в

комплексную систему психолого-педагогического сопровождения.

1. Понимание СДВГ: Дефектологический взгляд

Для эффективной работы дефектологу необходимо четкое понимание

природы СДВГ. Важно осознавать, что данное расстройство не

является результатом недостаточного воспитания или сознательного

непослушания ребенка. Это нейробиологическое состояние,

связанное с дисфункцией определенных зон головного мозга,

отвечающих за исполнительные функции, такие как:

Концентрация внимания: Трудности с удержанием внимания на

задачах, отвлекаемость на посторонние стимулы, проблемы с

сосредоточением.

Регуляция активности: Чрезмерная двигательная активность,

неусидчивость, сложность в контроле импульсивных реакций.

Исполнительные функции: Трудности с планированием,

организацией, самоконтролем, управлением временем, рабочей

памятью.

Дефектолог, проводя диагностику, оценивает не только внешние

проявления симптомов, но и их влияние на развитие когнитивных,

речевых, моторных и эмоционально-волевых процессов ребенка.

Важно выявить, как именно симптомы СДВГ влияют на:

Когнитивное развитие: Скорость обработки информации,

объем рабочей памяти, способность к логическому мышлению,

формирование понятий.

Речевое развитие: Связность речи, последовательность

изложения мыслей, способность к пониманию инструкций,

вербальную память.

Моторное развитие: Мелкая и крупная моторика, координация

движений, зрительно-моторная координация.

Эмоционально-волевую сферу: Уровень тревожности,

импульсивность, самооценка, навыки саморегуляции.

Только на основе глубокой и всесторонней диагностики дефектолог

может выстроить эффективную коррекционно-развивающую

программу.

2. Ключевые направления коррекционно-развивающей работы

дефектолога

Работа дефектолога с детьми с СДВГ должна быть комплексной и

многоуровневой, охватывая различные аспекты развития ребенка.

2.1. Коррекция нарушений внимания:

Развитие избирательности и устойчивости внимания:

o

Игры на концентрацию: Использование заданий,

требующих длительного удержания внимания на

конкретном объекте или деятельности. Примеры: “Найди

отличия”, “Что пропало?”, “Собери по образцу”, игры с

карточками, задания на поиск определенных символов в

тексте.

o

Управление отвлекаемостью: Постепенное увеличение

сложности заданий, создание контролируемой среды,

минимизирующей внешние раздражители. Обучение

ребенка навыкам игнорирования отвлекающих факторов.

o

Развитие объема внимания: Постепенное увеличение

количества объектов или информации, на которые ребенку

необходимо одновременно или последовательно

удерживать внимание.

Развитие переключаемости внимания: Задания, требующие

быстрого перехода от одного вида деятельности к другому, от

одного объекта к другому. Например, игры, где необходимо

реагировать на различные сигналы.

Самоконтроль и самомониторинг внимания: Обучение

ребенка распознавать моменты отвлечения и самостоятельно

возвращаться к задаче. Использование чек-листов или таблиц

самоконтроля, где ребенок фиксирует, насколько успешно ему

удалось сконцентрироваться.

2.2. Коррекция нарушений гиперактивности и импульсивности:

Развитие навыков саморегуляции:

o

Обучение торможению: Практика выполнения заданий,

где требуется сначала выждать, прежде чем совершить

действие (например, “Замри”, “Светофор”).

o

Техники релаксации и самоконтроля: Обучение простым

техникам дыхания, мышечной релаксации, визуализации

для снижения возбуждения.

o

Развитие “стоп-сигнала”: Обучение ребенка осознанию

необходимости остановки перед совершением

импульсивного действия.

Управление двигательной активностью:

o

Структурирование деятельности: Разбивка длительных

задач на более короткие этапы с включением двигательных

пауз.

o

Организованная двигательная

активность: Предоставление ребенку возможностей для

безопасного выплеска энергии в специально отведенное

время и местах (физкультминутки, подвижные игры,

занятия спортом).

o

Развитие самоконтроля в игре: Обучение следованию

правилам игры, очередности, адекватным реакциям на

успех и неудачу.

Коррекция импульсивности в принятии решений:

o

Обучение планированию: Использование пошаговых

инструкций, схем, алгоритмов для выполнения задач.

o

Развитие навыков самооценки и рефлексии: Обучение

ребенка анализировать свои действия, предвидеть их

последствия. Задавать себе вопросы: “Что я хочу

сделать?”, “Что может случиться, если я это сделаю?”, “Как

лучше поступить?”.

2.3. Коррекция нарушений исполнительных функций:

Развитие рабочей памяти: Игры и упражнения на запоминание

последовательности, удержание информации в уме. Например,

“Повтори цепочку слов/движений”, “Запомни и назови предметы”.

Формирование навыков планирования и организации:

o

Составление планов: Обучение составлению простых

планов действий на день, на выполнение задания.

Использование визуальных расписаний, чек-листов.

o

Организация рабочего пространства: Создание

упорядоченной среды, где все необходимые материалы

легко доступны и находятся на своих местах.

o

Управление временем: Использование таймеров, часов

для контроля времени, отведенного на выполнение задачи.

Развитие гибкости мышления: Задания, требующие поиска

альтернативных решений, переключения между разными

стратегиями.

2.4. Коррекция нарушений, влияющих на учебную деятельность:

Поддержка при освоении письма и чтения:

o

Зрительный анализ и синтез: Упражнения на различение

букв, слогов, слов.

o

Фонематический анализ и синтез: Работа над звуко-

буквенным составом слова.

o

Развитие зрительно-моторной

координации: Упражнения для мелкой моторики,

графические диктанты, обводки.

o

Использование компенсаторных

стратегий: Предоставление дополнительных опор

(например, схем, опорных слов), разрешение использовать

карточки-подсказки.

Поддержка при усвоении математических навыков:

o

Визуализация: Использование наглядного материала

(счетные палочки, модели, рисунки) для иллюстрации

математических понятий.

o

Пошаговое решение задач: Разбивка сложных

математических задач на более мелкие, управляемые

шаги.

o

Развитие пространственных представлений: Игры на

составление фигур из геометрических элементов.

2.5. Развитие социально-эмоциональной сферы:

Формирование навыков социального взаимодействия:

o

Обучение правилам общения: Игры на развитие эмпатии,

умения слушать, договариваться, уступать.

o

Разрешение конфликтных ситуаций: Обучение детей

конструктивным способам разрешения споров.

o

Развитие навыков командной работы: Игры и

упражнения, требующие сотрудничества.

Повышение самооценки:

o

Акцент на сильных сторонах ребенка: Выявление и

поощрение успехов ребенка, даже самых незначительных.

o

Позитивное подкрепление: Отмечать и хвалить ребенка

за усилия, а не только за результат.

o

Создание ситуаций успеха: Предоставление заданий, с

которыми ребенок может справиться, постепенно повышая

уровень сложности.

Развитие эмоционального интеллекта:

o

Распознавание эмоций: Обучение детей распознавать

собственные эмоции и эмоции других людей по мимике,

жестам, интонации.

o

Вербализация эмоций: Обучение детей выражать свои

чувства словами.

3. Стратегии взаимодействия с родителями и педагогами

Работа с ребенком с СДВГ не может быть эффективной без тесного

сотрудничества с его ближайшим окружением – родителями и

педагогами.

3.1. Работа с родителями:

Информирование и консультирование: Дефектолог должен

предоставлять родителям полную и достоверную информацию о

СДВГ, его причинах, проявлениях и возможных путях коррекции.

Объяснение специфики работы и роли родителей в процессе.

Обучение родительским навыкам: Проведение тренингов и

семинаров, где родители учатся эффективным стратегиям

воспитания детей с СДВГ:

o

Создание структурированной среды: Установление

четкого режима дня, правил, границ.

o

Использование позитивного подкрепления: Методы

поощрения желательного поведения.

o

Эффективное общение: Использование кратких, четких

инструкций, установление зрительного контакта,

позитивный тон.

o

Управление проблемным поведением: Стратегии

предотвращения и коррекции нежелательного поведения.

o

Поддержка самооценки ребенка: Как помочь ребенку

поверить в себя.

Создание доверительных отношений: Важно, чтобы родители

чувствовали поддержку и понимание со стороны дефектолога.

Открытый диалог, совместное планирование действий.

Обучение стратегиям самопомощи для родителей: Работа с

собственными эмоциями, стрессом, тревогой, связанными с

воспитанием ребенка с СДВГ.

3.2. Взаимодействие с педагогами:

Информирование педагогов: Предоставление информации о

СДВГ, его особенностях и влиянии на учебный процесс.

Рекомендации по адаптации образовательной среды:

o

Структурирование учебного пространства: Организация

рабочего места ребенка (ближе к учителю, подальше от

окон и дверей), минимизация отвлекающих факторов.

o

Визуальные опоры: Использование наглядных

материалов, расписаний, напоминаний.

o

Четкие и краткие инструкции: Разбивка заданий на

мелкие шаги.

o

Предоставление времени на обдумывание: Не торопить

ребенка с ответом.

o

Позитивное подкрепление: Поощрение за усилия и

достижения.

o

Возможность двигательной активности: Включение

коротких физкультминуток.

o

Индивидуализация заданий: Адаптация сложности и

объема заданий.

Консультирование по вопросам поведения: Помощь в

понимании причин нежелательного поведения и разработке

стратегий его коррекции.

Сотрудничество в разработке индивидуального

образовательного маршрута: Совместное планирование

коррекционных мероприятий.

4. Диагностические и оценочные инструменты

Для эффективной работы дефектологу необходимы современные

диагностические инструменты и методы оценки.

Наблюдение: Систематическое наблюдение за ребенком в

различных ситуациях (на занятиях, в игре, в свободное время)

для выявления паттернов поведения, степени выраженности

симптомов.

Беседы с ребенком: Выяснение его представлений о себе,

своих трудностях, желаниях.

Анализ продуктов деятельности: Изучение рисунков,

письменных работ, поделок для оценки уровня развития

когнитивных функций, мелкой моторики.

Использование стандартизированных методик:

o

Нейропсихологические тесты: Оценка уровня развития

исполнительных функций, рабочей памяти, внимания,

пространственных представлений (например, тесты на

устойчивость внимания, слуховую и зрительную память,

пробы на нейропсихологическую диагностику).

o

Опросники для родителей и педагогов: Шкалы оценки

симптомов СДВГ (например, шкалы СНСДВ, шкала

Коннерса).

o

Психофизиологические методы: В некоторых случаях

могут быть полезны аппаратные методы регистрации

мозговой активности (ЭЭГ) для более глубокого понимания

нейрофизиологических основ состояния.

Оценка динамики: Регулярное проведение диагностических

процедур для отслеживания прогресса ребенка и коррекции

коррекционной программы.

5. Перспективы и современные тенденции в работе с детьми с

СДВГ

Интеграция технологий: Использование специализированных

мобильных приложений, компьютерных игр, разработанных для

тренировки внимания, памяти, исполнительных функций.

Виртуальная реальность для отработки социальных навыков.

Персонализированный подход: Учет индивидуальных

особенностей каждого ребенка, его сильных сторон и

предпочтений при разработке коррекционных программ.

Мультидисциплинарное взаимодействие: Более тесное

сотрудничество дефектолога с психологом, логопедом, врачом

(неврологом, психиатром), педагогами, что позволяет создать

целостную систему поддержки.

Акцент на раннее выявление и вмешательство: Чем раньше

начата коррекционная работа, тем выше ее эффективность.

Заключение

Работа дефектолога с детьми, имеющими синдром дефицита

внимания и гиперактивности, представляет собой сложный, но

чрезвычайно важный процесс, требующий от специалиста глубоких

знаний, педагогического мастерства, терпения и эмпатии.

Комплексный подход, основанный на точной диагностике, применении

научно обоснованных коррекционно-развивающих стратегий, тесном

сотрудничестве с родителями и педагогами, а также постоянном

отслеживании динамики развития ребенка, является залогом

успешной коррекции симптоматики СДВГ и формирования у ребенка

адаптивных навыков, способствующих его полноценной интеграции в

социальную среду и успешному развитию.

Дефектолог играет центральную роль в поддержке детей с СДВГ,

помогая им раскрыть свой потенциал, преодолеть трудности и

обрести уверенность в себе. Фокусировка на сильных сторонах

ребенка, развитие его компенсаторных механизмов и формирование

адекватных поведенческих паттернов позволяют добиться

значительных положительных результатов, способствуя его

успешному образованию и социальной адаптации. Понимание того,

что СДВГ – это не приговор, а особенность развития, требующая

особого подхода, является основой для построения эффективной

системы помощи детям.



В раздел образования