Напоминание

"Адаптация детей во второй младшей группе: психолого-педагогические аспекты и стратегии сопровождения.


Автор: Шакирова Нигина Рауфжановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад √135 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация детей во второй младшей группе: психолого-педагогические аспекты и стратегии сопровождения.
Дата публикации: 28.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СТРАТЕГИИ

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Переход ребенка в детский сад знаменует собой важный этап в его

онтогенезе, связанный с кардинальной сменой социального

окружения, режима и деятельности. Если процесс привыкания к

условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в

ясельной группе (первый год посещения) носит первичный, базовый

характер, то адаптация во второй младшей группе (возраст 3–4 лет)

представляет собой вторичный, но не менее значимый этап. Этот

период характеризуется не просто закреплением навыков

самообслуживания и первичного социального взаимодействия, но и

более глубоким вхождением ребенка в коллектив, освоением новых

видов деятельности и развитием субъектной позиции в

образовательном процессе.

Специфика возраста и задачи адаптации во второй младшей

группе

Вторая младшая группа является переходным звеном между ранним и

дошкольным возрастом. К трем годам у ребенка происходит

качественный скачок в психическом развитии, связанный с переходом

к овладению речью как средством общения и регуляции

поведения, а также с формированием предпосылок ролевой игры.

Ребенок демонстрирует возросшую любознательность, потребность в

общении со сверстниками и стремление к самостоятельности.

Однако именно этот возрастной этап может вновь актуализировать

или спровоцировать вторичные адаптационные трудности. Первичная

адаптация, пройденная в яслях, часто была связана с сепарацией от

матери и усвоением базовых бытовых навыков. Адаптация во второй

младшей группе фокусируется на:

1. Социальной адаптации: Углубление взаимодействия со

сверстниками и воспитателями. Ребенок переходит от

индивидуальных игровых форм к элементарному совместному

действию. Трудности могут проявляться в неумении делиться,

ждать своей очереди, разрешать конфликты мирным путем.

2. Психологической адаптации: Принятие новых

образовательных задач, переход от игры как ведущей

деятельности к игре с обучающей составляющей, развитие

произвольности психических процессов (внимание, память,

воля).

3. Речевой адаптации: Активное использование речи для

выражения потребностей, эмоций и участия в диалоге. Задержки

в речевом развитии могут служить источником фрустрации и

социальной изоляции.

4. Адаптации к режиму и условиям ДОУ: Закрепление привычек

самообслуживания, соблюдение правил гигиены и режима дня,

но уже на более осознанном уровне.

Вторичная адаптация часто протекает менее бурно, чем первичная, но

может принимать более скрытые, психосоматические формы:

регресс навыков (например, отказ от горшка), нарушения сна,

повышенная утомляемость, усиление негативизма или, наоборот,

чрезмерная подчиненность. Педагогу необходимо понимать, что эти

проявления свидетельствуют о нарушении внутреннего равновесия

ребенка, вызванного новыми требованиями среды.

Психологические механизмы адаптационного стресса в 3–4 года

Адаптационный процесс в данном возрасте сопряжен с действием

нескольких психологических механизмов, которые необходимо

учитывать для разработки эффективных стратегий:

Нарушение гомеостаза: Смена привычной среды (дома) на

более требовательную (ДОУ) нарушает внутреннее равновесие.

Ребенок тратит значительные ресурсы нервной системы на

поддержание необходимого уровня активности и контроля в

условиях недостаточной сформированности произвольности.

Эмоциональная дезадаптация: Связана с переживанием

тревоги, страха разлуки (которая может возобновиться при

усложнении требований) и фрустрации потребностей. В этом

возрасте дети еще не владеют сложными механизмами

совладания со стрессом (копинга), поэтому эмоциональные

реакции часто бывают неадекватными или сдерживаемыми.

Социальная изоляция и неуверенность: Попытки включиться

в игру сверстников часто прерываются конфликтами. Неумение

вербально отстаивать свои интересы приводит к переживанию

отверженности, что усугубляет общую тревожность.

Когнитивная перегрузка: Требования к развитию внимания,

памяти и способности к обучающим действиям возрастают. Если

педагог вводит новые знания или навыки слишком интенсивно,

это может вызвать защитную реакцию в виде отказа от

деятельности или демонстративного поведения.

Ключевой проблемой адаптации в три года является недостаточное

развитие волевого контроля. Ребенок знает, что нужно вести себя

определенным образом, но не всегда способен подчинить свои

желания и импульсы установленным правилам. Это проявляется в

трудностях с переключением с одного вида деятельности на другой,

нежелании выполнять требования взрослого и частых аффективных

вспышках.

Педагогические стратегии сопровождения адаптации

Сопровождение адаптации во второй младшей группе требует

системного подхода, включающего взаимодействие всех участников

образовательного процесса: педагогов, психолога и родителей.

Стратегии должны быть направлены на создание психологически

безопасной и предсказуемой среды.

1. Обеспечение предсказуемости и стабильности среды:

Стабильность является главным условием снижения тревожности.

Вторая младшая группа должна иметь четко структурированный

распорядок дня, который должен соблюдаться максимально

последовательно. Регулярность смены видов деятельности, питания,

сна формирует у ребенка чувство контроля над ситуацией.

Педагогу необходимо использовать вербальное

сопровождение каждого действия: “Сейчас мы будем мыть руки.

Сначала откроем кран, потом намылим, а потом смоем мыло”. Такое

проговаривание плана действия снижает неопределенность и

помогает ребенку ориентироваться. Введение ритуалов

перехода между видами деятельности (например, прощальная песня

перед уходом с прогулки) также способствует плавному

переключению.

2. Развитие социальных компетенций через игру:

Поскольку игра остается ведущей деятельностью, именно через нее

происходит социализация. Педагог должен активно вмешиваться в

процесс, чтобы предотвратить застревание на негативных формах

взаимодействия.

Моделирование и проигрывание ситуаций: Использование

кукольного театра или игрушек для демонстрации правильных

способов разрешения конфликтов (“Как Мишка поделился

машинкой с Зайкой”).

Организация малых подгрупп: Вместо работы со всей группой,

предпочтительнее организовывать небольшие группы для

совместной деятельности, где проще контролировать

взаимодействие и направлять его.

Обучение просоциальному поведению: Целенаправленное

обучение фразам вежливости, просьбам о помощи, умению

выражать отказ без агрессии.

3. Стимулирование самостоятельности и компетентности:

Стремление к “Я сам!” у трехлетнего ребенка необходимо

поддерживать, но делать это дозированно, чтобы избежать перегрузки

и фрустрации.

Ситуации успеха: Задания должны быть чуть сложнее текущего

уровня развития ребенка, но выполнимыми при небольшой

помощи. Успешное овладение навыком (например, застегивание

пуговицы, дорисовка простого элемента)

формирует самоэффективность.

Дозированная помощь: Педагог оказывает помощь по

принципу “от большего к меньшему”, постепенно снимая свою

поддержку по мере освоения ребенком навыка. Важно избегать

полной замены действия ребенка своим.

4. Психологическая поддержка и работа с эмоциональной

сферой:

Вторая младшая группа требует от педагога высокого уровня эмпатии

и умения считывать невербальные сигналы.

Принятие негативных эмоций: Ребенку важно дать понять, что

злиться или грустить – это нормально. Нельзя наказывать за

проявление эмоций, но необходимо учить их социально

приемлемому выражению. Фразы типа: “Я вижу, ты очень

расстроен, потому что не получилось построить башню. Давай

попробуем вместе” работают лучше, чем “Не плачь”.

Использование арт-терапевтических техник: Рисование,

лепка, работа с песком могут служить безопасным каналом для

выражения тревоги и агрессии, которые ребенок не может

выразить вербально.

Роль психолога в процессе вторичной адаптации

Психологическое сопровождение в этот период носит

профилактический и диагностический характер. Психолог помогает

педагогам:

1. Провести диагностику: Оценить уровень социальной и

эмоциональной зрелости детей, выявить тех, кто находится в

группе риска вторичной дезадаптации (например, дети с

особенностями темперамента или прошедшие травматичный

опыт в раннем возрасте).

2. Обучить персонал: Провести семинары по техникам снижения

детской тревожности, методам работы с аффективными

вспышками и способам установления доверительного контакта с

замкнутыми детьми.

3. Осуществить консультирование родителей: Помочь

родителям понять причины регресса или новых трудностей

ребенка и скорректировать тактику взаимодействия дома, чтобы

обеспечить единство требований ДОУ и семьи.

Сотрудничество с семьей как фактор успешной адаптации

Вторичная адаптация тесно связана с тем, как ребенок воспринимает

баланс между домом и садом. Если в семье сохраняется высокая

тревожность по поводу посещения ДОУ, ребенок это считывает и

пролонгирует свое напряжение.

Информирование о процессе: Родители должны быть

информированы о том, какие навыки (социальные, бытовые,

познавательные) сейчас осваиваются в группе. Это позволяет им

не требовать от ребенка того, что он еще не освоил в ДОУ, и не

ждать немедленного прогресса.

Установление позитивного контакта: Регулярные, но краткие

позитивные сообщения о ребенке (не только о проблемах, но и о

достижениях) укрепляют доверие родителей к педагогам.

Совместное преодоление трудностей: При возникновении

регресса (например, ночное недержание) важно не наказывать

ребенка и не акцентировать внимание на неудаче. Родителям

следует объяснить, что это временная реакция на стресс, и

поощрять ребенка за малейшие успехи в восстановлении

навыка.

Дифференцированный подход к детям с разными типами

вторичной дезадаптации

Не все дети реагируют на усложнение требований одинаково.

Выделяют несколько условных типов реагирования, требующих

дифференцированного подхода:

Агрессивно-демонстративный тип: Ребенок активно

проявляет протест, вступает в конфликты, использует

провокационные действия.

o

Стратегия: Изолировать не ребенка, а агрессивное

поведение. Четко, спокойно и последовательно пресекать

нежелательные действия, предлагая альтернативу.

Направлять избыточную энергию в конструктивные игры

(например, спортивные или строительные).

Тревожно-мнительный тип: Ребенок становится замкнутым,

избегает контактов, часто плачет, привязывается к одному

взрослому.

o

Стратегия: Медленное, постепенное вовлечение в

групповые процессы. Использование игр, где социальное

взаимодействие опосредовано предметом (например,

перекладывание кубиков, совместное конструирование).

Создание “островка безопасности” – личного пространства,

где ребенок может уединиться и восстановить силы.

Регрессивный тип: Наблюдается возврат к поведению,

свойственному более раннему возрасту (сосание пальца, отказ

от речи, трудности с едой).

o

Стратегия: Признание чувств ребенка и мягкое

стимулирование перехода к более зрелым формам

поведения. Использование игр, направленных на

закрепление освоенных бытовых навыков, чтобы

восстановить ощущение собственной компетентности.

Влияние дидактической среды и организации пространства

Организация предметно-пространственной развивающей среды

(ППСРС) играет критическую роль во вторичной адаптации. Вторая

младшая группа требует среды, которая одновременно стимулирует

познавательную активность и обеспечивает возможность уединения.

Зонирование: Наличие четко обозначенных зон (зона

уединения, зона сюжетно-ролевой игры, зона конструирования,

зона уединения) позволяет ребенку самостоятельно выбирать

вид деятельности в соответствии со своим текущим

эмоциональным состоянием. Ребенок, уставший от шума, может

уйти в “тихий уголок” для работы с пазлами, вместо того чтобы

демонстрировать отказ от взаимодействия через плач.

Доступность материала: Дидактический материал,

соответствующий возрасту, должен быть доступен для

самостоятельного выбора. Это поддерживает стремление к

самостоятельности и снижает потребность в постоянном

обращении к взрослому за разрешением.

Смена обстановки: Регулярное обновление некоторых

элементов среды, введение новых игрушек или материалов,

связанных с изучаемой темой, поддерживает интерес и

предотвращает скуку, которая также может стать причиной

дезадаптации.

Заключение

Адаптация детей во второй младшей группе – это многоуровневый

процесс, который требует от педагогов глубокого понимания

психологических новообразований данного возраста и потенциальных

зон риска. В отличие от первичной адаптации, здесь акцент

смещается с выживания в новой среде на социальное и

познавательное вхождение в коллектив и образовательную систему.

Успешное сопровождение вторичной адаптации базируется на трех

китах: стабильности и предсказуемости

режима, целенаправленном развитии социальных навыков через

игру и тесном, доверительном партнерстве с семьей. Только

комплексное применение этих стратегий, подкрепленное чуткостью и

профессионализмом педагога, позволяет ребенку плавно преодолеть

вторичные трудности и полноценно включиться в развивающую

образовательную среду детского сада.



В раздел образования