Автор: Раиса Петровна Алексеева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Имекская СОШ"
Населённый пункт: село Имек
Наименование материала: Упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников
Тема: Формирование орфографической зоркости
Дата публикации: 28.10.2024
Раздел: начальное образование
Упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников
Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке:
а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4, 2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5.
1) снег
2) ногами
3) мягко
4) под
5) хрустит
Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении
порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит
снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?
Игра «Собери слово».
пус, ка, та; роз, мо; же, нер; тор, трак
Игра «Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18
(билет) (шофёр)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)
Игра «Ступеньки».
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на
одну букву больше.
берег
гореть
агроном и т.д.
игра "Соответствия".
- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.
- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние
карточки).
Игра "Кто больше?" Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с
указанной орфограммой.
Игра "Узнай меня". Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика
слова, и указываются в нем типы орфограмм.
Например: в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем);
в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)
Игра «Мы – фотографы» и «Волшебная яблонька.». Дети фотографируют слова:
Ю…ка, но…, морко…ь, кру…ка, скри…ка.
Далее читаю слова:
Яблонька – волшебница,
Букву подскажи,
Ручка моя верная,
Правильно пиши.
Дети срывают с яблоньки нужную букву и вставляют её в слово.
Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.
Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат
звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
«Запоминалки». Многократное чтение запоминалок, а иногда и заучивание их
создаёт тот благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и
гораздо легче усваиваются орфографические правила. Вот примеры таких
запоминалок:
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка, строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Элла, Нонна, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма.
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.
Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках. Так, например, при изучении
темы «Непроизносимые согласные» детям предлагается такая рифмовка:
Поздний, звёздный и окрестный,
здравствуй, областной и местный,
сердце, солнце и участник,
чувство, лестница и праздник…
Научись слова читать
и запомни, как писать.
Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до
знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей
подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.
«Поспевай, не зевай» (игра).
Учитель читает задание. Дети отвечают хором. Это задание можно использовать
для разминки(5-8 мин.) в начале урока. Вопросы могут использовать в зависимости
от темы урока.
- Сколько слогов в слове «радио»?(3)
-Сколько звуков в слове конь?(3)
-Сколько букв в русском алфавите?(33)
-Словарь, в котором можно узнать о правильном написании слов?
(Орфографический)
-Сколько звуков в слове «льют»? (3)
«Поймай словечко» Учитель читает слова, а учащиеся поднимают сигнальные
карточки. Это задание модно использовать для проверки правил жи-ши, ча-ща, чу-
щу, чк-чн. Побеждает тот ряд, допустивший наименьшее число ошибок.
-чай, пища, часы, галчата, писк, свеча, площадь
-щука, тащу, чулан, чугун, чувство, грущу, чудо
-жила, шина, каша, кувшинка, решить, шипы, ухо
-речка, сечка, точка, щётка, булочка, почка, лодка
«Ловкий вратарь» Игра проводится в форме диктанта. Один ряд записывает слова
с сочетанием жи-ши; другой ча-ща; третий чк-чн
Лыжи, чулок, пища, ищу, мыши, роща, щука, ужин, груши, задача, чашка, тишина,
обещаю, отпущу, щавель, чулан, часто, жир;
«Пиши - не спиши» Спишите, поставьте ударение:
Речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы,
карандаш, урок, грамота, дорога, школа, голова, трактористы, парта, уточка,
колобок.
«Кто самый внимательный» Выпишите слова, только с разделительным мягким
знаком:
Мель, деньки, стулья, деревья, письмо, судья, угольки, копьё, колья, школьник,
пальто, ружьё, мальчик, семья, ручьи, разлить, кольцо, подъём, Илья, съели.
«Смотри в корень»! Дети списывают текст с доски, обозначают ударение,
вставляют пропущенные безударные гласные. Победителями считаются первые
три ученика, которые правильно выполнять задание и объяснят написание
безударных гласных
Высокая г…ра, в…сенняя к..пель, н…чное небо, м…рская в…да, с…лёные гр..бы,
р…чное дно, с…сновый бор, маленький в…лчонок, рыжий б…льчонок, берёзовые
и дубовые л…са, хитрая л…са, кл…новый л…сток, слепить сн…говика, м…довый
запах, с…довые цв..ты, кошка м…укает.
Грамматическая эстафета Учащиеся списывают предложения подчеркивают
подлежащие и сказуемое. Побеждает тот кто первым сделает задание.
Возле тропинки росли грибы. По тропинки бежала девочка. В конце улицы был
магазин. Ребята подошли к опушке леса.
«Кто быстрее»
На доске записаны слова для переноса. Нужно записать слова в тетради, деля их
для переноса, где можно. Выигрывают первые три ученика , правильно
выполнившие задание:
Диван, стулья, кровать, стол, ковёр, столик, кресло, лиса, белка, зебра, медведь,
змея, барсук, ёжик, сахар, булка, молоко, соль, пряник, масло, крупа, стул, книга,
телефон.
Раздели слова на части по образцу:
рассказывает
лесник
золотистый
ученица
берёзовый
подводник
маленький
переплыл
зимушка
пёрышко
закрывают
посмотрю
рас-
-сказ-
-ыва-
-ет
Впиши нужные окончания. Определи род прилагательных.
Молод..... человек , любопытн...... явление, больш...... машина, маленьк...... рост,
большая...... сила, тяжел...... время, спел... яблоко, сильн...... характер, холодн......
воздух, громк...... музыка, известн...... ученый.
Спишите слова с неправильно выделенным корнем. Ошибки исправьте.
Подарки, подарочный (набор), бездарный, даровитый.
Спишите слова, в которых произношение приставки расходится с написанием.
Докажите выбор.
Списать, сбросить, сбежать, стащить.
Спишите и разберите по составу слова сонный, бесстрашный.
Определи позицию буквы в слове:
Снег, голос, сугроб, гитара, глобус, книга, гармонь, друг, тигр, подвиг,
галстук, круг, снегирь.
Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово:
Грачи (врачи) Удочка (уточка)
Дверь (зверь) Лето (лото)
Сеня (Соня, Тоня, Толя, Коля ).
Из букв слова составь новые слова:
Здоровье (взор, воз, вор, ор, вор, зов, здоров).
Наборщик (бор, щи, кино, рок, борщ, роща).
Найди слово в слове:
Картон (рот, нота, ток, кот, рота, нора).
Библиотека (лето, ток, кот, блики, тело, кит, лик)
Компьютер (кот, ток, рот, ром, перо, море, корм).
Найди лишнее слово:
Рис, рисунок, рисовать, рисую.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Составь рассказ:
Наш класс
Я учусь во втором ____________.
У нас дружный ____________.
Мы проводим интересные _____________.
_________ ухаживают за растениями.
В__________ наш _________ ходит в __________.
Со своими друзьями я люблю играть в ___________ и __________.
(Юннаты, хоккей, бассейн, теннис, класс, утренник, классе, суббота, коллектив).
Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик:
М_ лина б_реза _гурец за_ц м_лоток
З_мл_ника _сина п_мидор л_сица л_пата
См_родина ябл_ня к_пуста м_дведь т_пор
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова в три
группы.
С_лома, п_нал, су__ота, с_рока, кла__, в_рота, п_сок, п_тух, а__ея, пш_ница,
в_робей, шо__е.
Запишите слова в три столбика:
-а- -о- -е-
п_льто, м_роз, к_р_ндаш, р_бята, т_традь, р_бота, м_дведь, п_тух, з_вод,
д_ревня, л_пата, с_рока, м_шина, п_суда, учит_ль.
животных; 2) птиц; 3) растения.
С_рока, г_рох, за_ц, в_робей, в_рона, к_пуста, м_лина, м_дведь, б_реза,
л_сица.
Подберите к данным прилагательным подходящее по смыслу
существительное:
зимнее, теплое, меховое . . . . . . . . . . . . . . .
красивая, умная, охотничья . . . . . . . . . . . . .
быстрый, серенький, трусливый . . . . . . . . .
парное, вкусное, коровье . . . . . . . . . . . . . . .
порывистый, теплый, северный . . . . . . . . . .
слова для справок: собака, молоко, пальто, заяц, ветер
Припишите к каждому слову подходящее по смыслу слово из
словаря:
школьный учитель, ру__кий . . ., чистая . . ., синий . . ., парное . . ., прилежный . . .,
теплый . . ., трусливый . . ., гоночные . . ., тракт_рный . . ., голосистый . . . .
Прочитайте. Подумайте, какие слова из словаря надо вставить вместо
точек:
За_ц – это животное, а . . . . . . . . . . . . . . . . . – это птицы.
К_пуста – это ов_щ, а . . . . . . . . . . . . . . . . . . – это яг_ды.
Кр_вать – это меб_ль, а . . . . . . . . . . . . . . . . . - это п_суда.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните словарные слова.
Мы на оз_ро л_сное ух_дили дал_ко, пили вкусное, п_рное с ле_кой
пеной м_л_ко. 2. Ябл_ко спелое, красное, сла_кое, ябл_ко хрусткое, с
кож_цей гла_кою. 3. Небо синее над бором – не спеш_т ст_рик-м_роз
под серебряным убором спрятать зол_то б_рез.
Из данных слов составьте и запишите предложения, чтобы получился
рассказ.
Класс, наш, стенную, газету, выпускал; рассказ, Алла, написала;
стихотворение, Рита, сочинила; в, заметке, о, рассказал, бабочках, Вова, своей;
нашу, Анна Петровна, одобрила, работу;
Выпишите из текста словарные слова, подберите к ним однокоренные.
Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
- а - - а – а –
например: завод магазин
___а_______ ___а___а____
____а______ ___а____а____
_____а______ ____а____а____
Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Тебя окружают дама, жилезные дароги, самалеты, замечятельные кортины,
цветущие сады, гарода, масты, титратки и ручьки, книги и музыка. Все это создано
трудом челавека. Трут нужен чилавеку, как воздух, как вада, как хлеп.
Подчеркните словарные слова.
Спишите, правильно обозначая начало и конец предложений.
Хорошо было за городом стояло лето на полях золотилась рожь овес зеленел сено
было сметано в стога по зеленому лугу расхаживал аист.
Выделите орфограммы в словарных словах.
Измени слова по образцу, напиши их. Образец: Значок - значка.
Крючок - …. Новичок - … пятачок - …
Сачок - … зрачок - … паучок - …
Пучок - … бычок - … колпачок - …
Запиши словосочетание, заменяя выделенное слово словом с уменьшительным или
ласкательным значением.
Выпить молока, съесть булку, надеть шапку, поймать щуку, кормить синицу, снять
носки, нарисовать собаку.
Парные звонкие и глухие согласные.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос)
С глухим траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким - в нем же обитаем. (Том - дом).
С глухим шипящим я - числительное
Со звонким - имя существительное. (Шесть - шест)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар)
Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод - плот)
В представленных отрывках на слух определите слова с непроизносимыми
согласными.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный…
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..."
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна,
Грустную думу наводит она.