Автор: Наталья Геннадьевна Рудь
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 детский сад "Яблонька"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 28.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста.
МБДОУ №36 «Яблонька»
Г. Сургут, ХМАО-Югра
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Наталья Геннадьевна Рудь
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается
умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Правильность и
коммуникативная
целесообразность
речи
считается
основными
ступенями
овладения литературным языком.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с
помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака:
богатство, точность, выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное
употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи
языковых средств.
Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих
условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с
функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и
выражений учитывать специфику речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она
охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:
правильное
произношение
звуков,
слов,
громкость
и
скорость
речевого
высказывания
ритм,
паузы,
тембр,
логическое
ударение.
Нормальное
функционирование
речедвигательного
и
слухового
аппаратов,
наличие
полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного
и правильного формирования звуковой культуры речи.
Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои
мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е.
говорить связно.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника,
средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием
успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью,
ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной
программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли,
воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный
характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок
усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей
наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное
воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное
обоснование
нравственной
нормы,
остается,
в
сущности,
единственным
воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции
речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на
уровень культуры семейного воспитания в целом.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от
рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ
воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит
успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в
подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня
развития устной речи.
Давно
установлено,
что
к
старшему
дошкольному
возрасту
проявляются
существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной
речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление
описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание
разных
видов
творческих
рассказов,
освоение
форм
речи-рассуждения
(объяснительная
речь,
речь-доказательство,
речь-планирование),
пересказ
литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии
сюжетных картинок. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со
стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и
упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по
звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки,
стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости
деликатно поправляют их.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться
суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного
содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей
в выполнении словесной инструкции. Создают условия для развития планирующей
и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными
особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Поощряют
детское словотворчество. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и
рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитывается
предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги
конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне
зрительного ряда;
Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с
включением
различных
видов
деятельности:
игровой,
продуктивной,
коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются
продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов,
плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских
праздников и т.д.;
Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в
пользу свободного не принудительного чтения.
В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой О.С. Ушаковой
«Развитие речи дошкольников»
Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи
дошкольников»
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой
диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко
знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в
коммуникативной и речевой деятельности.
Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы,
интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их
жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием
участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает
отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому
творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством
литературного
опыта,
имеет
предпочтения
в
жанрах
литературы,
темах
произведений.
Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению
(обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные
речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь –
доказательство), объяснения, речь – рассуждение).
- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и
предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении
спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором
коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки,
придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию
в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения;
владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять
позицию собеседника.
Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные,
оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает
творческие
варианты
решения
проблем.
Успешен
в
творческой
речевой
деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. Речь чистая, грамматически
правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа
слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место
звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от
ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых
является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий
его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии,
формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает
духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными
нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом
активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим
его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со
сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом
культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности,
её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его
природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию
речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет.
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические
рекомендации;
5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста.Москва,2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические
материалы;
9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез
- Москва, 2010.