Напоминание

Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста.


Автор: Наталья Геннадьевна Рудь
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 детский сад "Яблонька"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 28.10.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культуры речи у детей дошкольного возраста.

МБДОУ №36 «Яблонька»

Г. Сургут, ХМАО-Югра

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Наталья Геннадьевна Рудь

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается

умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Правильность и

коммуникативная

целесообразность

речи

считается

основными

ступенями

овладения литературным языком.

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с

помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака:

богатство, точность, выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное

употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи

языковых средств.

Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих

условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с

функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и

выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она

охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

правильное

произношение

звуков,

слов,

громкость

и

скорость

речевого

высказывания

ритм,

паузы,

тембр,

логическое

ударение.

Нормальное

функционирование

речедвигательного

и

слухового

аппаратов,

наличие

полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного

и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои

мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е.

говорить связно.

Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника,

средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием

успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью,

ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной

программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли,

воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный

характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок

усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей

наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное

воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное

обоснование

нравственной

нормы,

остается,

в

сущности,

единственным

воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции

речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на

уровень культуры семейного воспитания в целом.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в

дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от

рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые

должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и

своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ

воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит

успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее

интеллектуальное развитие.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в

подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня

развития устной речи.

Давно

установлено,

что

к

старшему

дошкольному

возрасту

проявляются

существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной

речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление

описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание

разных

видов

творческих

рассказов,

освоение

форм

речи-рассуждения

(объяснительная

речь,

речь-доказательство,

речь-планирование),

пересказ

литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии

сюжетных картинок. Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со

стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и

упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по

звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки,

стихотворения);

- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости

деликатно поправляют их.

Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться

суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного

содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей

в выполнении словесной инструкции. Создают условия для развития планирующей

и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными

особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы. Поощряют

детское словотворчество. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и

рассматривается как традиция. В отборе художественных текстов учитывается

предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги

конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне

зрительного ряда;

Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с

включением

различных

видов

деятельности:

игровой,

продуктивной,

коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются

продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов,

плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских

праздников и т.д.;

Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в

пользу свободного не принудительного чтения.

В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой О.С. Ушаковой

«Развитие речи дошкольников»

Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи

дошкольников»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой

диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко

знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в

коммуникативной и речевой деятельности.

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы,

интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их

жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием

участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает

отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому

творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством

литературного

опыта,

имеет

предпочтения

в

жанрах

литературы,

темах

произведений.

Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению

(обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные

речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь –

доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и

предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении

спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором

коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки,

придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию

в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения;

владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять

позицию собеседника.

Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные,

оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает

творческие

варианты

решения

проблем.

Успешен

в

творческой

речевой

деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы. Речь чистая, грамматически

правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа

слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место

звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,

грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от

ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых

является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий

его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии,

формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает

духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными

нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом

активным субъектом взаимодействия.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим

его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со

сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом

культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности,

её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его

природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию

речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .

2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.

3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации;

5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;

6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.

7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного

возраста.Москва,2010

8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические

материалы;

9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.

10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез

- Москва, 2010.



В раздел образования