Автор: Сурикова Лилия Николаевна
Должность: Преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Дмш р.п.Шолоховский
Населённый пункт: Белая Калитва, р.п.Шолоховский, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Говорим красиво. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Дата публикации: 28.10.2025
Раздел: дополнительное образование
Введение.
Целью данной методической работы - систематизация дидактических упражнений,
направленных на развитие и усовершенствование работы всех органов речевого
аппарата.
Рекомендации
разработаны
на
основе
традиционных
методик
с
использованием собственного многолетнего опыта работы на хоровом отделении ДШИ.
Упражнения на дикцию и артикуляцию на уроках не только способствуют развитию
вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают в учащихся
выносливость,
силу
воли,
умение
обдуманно
пользоваться
своим
голосом.
Данное пособие содержит упражнения, способствующие устранению различных
зажимов
и
развитию
свободной
артикуляции.
Все упражнения подобраны с учетом игровой формы. В приложении данного пособия
есть иллюстрации по выполнения упражнения, а также описание цели каждого
упражнения.
Артикуляция
Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и
дикция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки
речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов,
направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К
артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык,
челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.
Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент,
способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима
систематическая
кропотливая
работа
над
точностью
координации
всех
частей
голосообразующего
аппарата.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать
мышцы
речевого
аппарата,
добиться
их
свободной
подвижности,
т.к.
вялый
артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции. Артикуляционная
гимнастика
помогает: устранить
напряжение
и
скованность
артикуляционных
мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую
подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную
дикцию. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел
возможность мгновенно произносить различные звуки, не нарушая при этом певческой
установки.
Чёткость
артикуляции
помогает
улучшить
дикцию.
Лучшему формированию звука способствует свободная, незажатая нижняя челюсть. При
зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные: йа-йа йе-йе нэй-нэй-нэй
Упражнения для освобождения нижней челюсти.
При пении следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному
звучанию.
дай-яй-яй пой-ой-ой дай-дай-дай
Развитию
чёткости
дикции
мешают
довольно часто встречающиеся недостатки – неподвижность верхней губы (так
называемая «мёртвая губа») и вялость квадратных мышц щёк. «Бегемотик». Рот пошире
открываем В бегемотика играем. Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в
стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом
пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не
приоткрытой.
Упражнения на слоги
зе - зозе - зу, помогут устранить их, если на слоги «зе» быстрым утрированным
движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги «зу» или «зо» также
быстро вытянуть их вперёд. Кроме «зе-зо», можно использовать и другие сочетания
слогов, например: ми-ма ма-ми
Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не
открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О»,
«Э». Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы
ощущения были схожими. Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и
произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так
повторяйте несколько раз.
Тренировка губ и языка
Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней –
«КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ». Придать расслабленному языку форму лопаты и положив его на
нижнюю губу, произнести «И», «Э», повторить несколько раз. Придать языку форму
изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тянуть звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и
губам. «Слоник» «Подражаю я слону, губы хоботом тяну». Максимально вытягивать
губы вперед, сложив их хоботком. «Лягушёнок» «Подражаем мы лягушкам, тянем губы
прямо к ушкам». На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок), на
«два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть
расслаблены. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким
«хлопком» сжатые губы. Энергично произнесите: п-б, п-б, п-б и т.д.
Упражнения для мышц лица.
«Назойливый комар» Летает по ночам. Не даёт заснуть он нам. Представьте, что на
лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица.
Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не
акцентируем. «Хомячок» - пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы двигалось всё
лицо. Начиная со второго добавить хвастовство. Дети выбирают себе пару и хватаются
друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. Поднять и опустить обе брови. Вытянуть
лицо, скорчить рожицу, кто «смешнее, кто страшнее».
Дикция.
Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и
одним
из
важнейших
средств
художественной
выразительности
раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения. Дикция (лат. dictio — произнесение речи)
— ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное
условие вокального исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.
Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов,
выступающих. Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов
речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной
дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики. Дикция
показывает насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он
произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.
Нечеткое
произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза
иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание
аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле
сказанной фразы.
Дикционные упражнения и скороговорки.
Для выработки чёткой дикции следует проговаривать сложные сочетания звуков.
Например такие: Би, Бэ, Ба, Бы,Бу;Би-би-би-би-бип;Бэ-бэ-,бэ-,бэ-,бэп;Ба-ба-ба-ба-
бап;Бы-бы-бы-бы-бып;Бу-бу-бу-бу-буп.
Аналогично с буквой «П» Пи, Пэ, ПА, Пы, Пу; Пи-пи-пи-пи-пиб; Пэ-пэ-пэ-пэ-пэб;
Па-па-па-па-паб;
Пы-пы-пы-пы-пыб;
Пу-пу-пу-пу-пуб.
Звуки
«П»
и
«Б»
произносятся в сочетании со всеми гласными.Эти сочетания звуков проговариваются
сначала медленно, затем постепенно ускоряем темп. Для проверки и практического
закрепления
звуков
«Б»
и
«П»
учащимся
следует
пользоваться
специально
подобранными пословицами и текстами. Например: «Был бы бык, а мясо будет», «Пан
или пропал» (Рус. пословицы).«Пошёл Игнат лопаты покупать. Купил Игнат пяток
лопат. Шёл через пруд – уцепился за пруд. Упал Игнат – пропали пять лопат»(Н.
Шевелёв).
Такое упражнение можно проговаривать со звонкими согласными. Зи, За, Зэ, Зи, Зу.
Зис-зас-зэс-зис-зус. Сочетание согласных звуков «Г» и «Д». При произношении этих
звуков губы пассивны. Кончик языка при произношении крепко прижимается к верхним
передним
зубам.Гд-гд-гд-гд…Ги-гэ-га-ги-гу.
Диг-дэг-даг-диг-дуг.
Произносим
медленно и только после полного усвоения темп постепенно может изменяться. Какие
бы не были сочетания гласных и согласных, надо постоянно работать, следить и
заниматься своей дикцией.
Скороговорки
Скороговорки - это народно – поэтическая миниатюра шутка, в которой умышленно
подобраны труднопроизносимые сочетания. Проговорите 3 раза подряд любую
скороговорку, но с каждым разом:- всё быстрее;- увеличивая громкость;- уменьшая
громкость;- замедляя;- с разной интонацией (удивление, радость, гнев, восхищение);- от
лица разных персонажей: заяц, цыплёнок, медведь.
«Колпак на колпаке, под колпаком колпак».
«Чиста, лучиста, говорит речисто».
«Калач калачом, трубач трубачом».
«Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про
покупочку свою».
«Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой».
«Баран-буян залез в бурьян».
«Хороши в дорожку пирожки с картошкой».
«Шит колпак не по колпаковски, Надо его переколпаковать».
«Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря не перечеботарить».
«Купи кипу пик».
«Двое – не один, в обиду не дадим».
«Ты сверчок сверчи, сверчи, Сверчать сверчаток научи».
«Все скороговорки не переговорить Не перевыскороговорить».
«Кощея щами не угощают».
«Пёс Полкан попал в капкан».
«Добыл бобыль бобы».
«Проворонила ворона воронёнка».
«У ужа – ужата, у ежа – ежата».
«Дед Додон в дуду дудел, дудой даму задел».
«На мели лениво лосося ловили».
«Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон».
«Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок».
«У быка бела губа была тупа».
«Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».
«Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать– совсем зарапортовался».
«Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул цыц!»
«Шесть мышат в шалаше шуршат». Необходим соединять произнесение скороговорок с
вокальным интонированием.
Заключение.
В работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль,
внимание. Очень важна работа с зеркалом для полного контроля артикуляционного
аппарата во избежание лицевых зажимов. При тренировке артикуляционного аппарата
требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не
надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий. Очень важно и полезно
слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает
осознание мышечных ощущений. Над всем этим и предстоит работать долго и упорно.
Именно такие систематизированные вокальные занятия совершенствуют певческий
аппарат ученика, воспитывают у него надежные певческие навыки, развивают,
подготавливают его голос и слух для более сложной работы над художественным
материалом, воспитывают пластику движений, артистизм.
Список методической литературы:
Н.Н. Добровольская «Вокальные упражнения в школе».