Автор: Александрова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Картотека бесед и игр по патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Тема: Патриотическое воспитание
Дата публикации: 28.10.2025
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА БЕСЕД И ИГР
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Автор - воспитатель:
Александрова Т.В. пп
2024 г.
Знакомство с группой
Беседа «Чем занимаются детки в детском саду»
Задачи:
-познакомить с детским садом (экскурсия, рассматривание иллюстраций);
-развивать наблюдательность, мышление, речь;
-воспитывать интерес к детскому саду, группе.
Предварительная работа:
Экскурсия по детскому саду, рассматривание фотографий, иллюстраций с
изображением площадок детского сада, группы и других помещений
(спортивно - музыкального зала, медицинского кабинета, «Русская изба»
).
Ход беседы:
Предложить детям рассмотреть по теме «Детский сад». Воспитатель
поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и
назвать, что там делают (при необходимости воспитатель помогает
детям).
Я и моё имя
Беседа "Как кого зовут"
Задачи:
-учить называть своё имя и запоминать имена сверстников;
-развивать речь, память, внимание;
-воспитывать доброе, дружеское отношение к сверстникам.
Ход беседы:
Воспитатель сидит с детьми на ковре, показывает на ребёнка, затем
просит детей назвать имя ребёнка и приговаривает: «Это Руслан – Руслан
у нас хороший, Руслан у нас пригожий…" (и так с каждым ребёнком)
Дидактическая игра
«Части тела»
Задачи:
-формировать элементарные понятия о своем теле;
-развивать память, наблюдательность, внимание, речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры:
Воспитатель просит подойти 2-3 детей, показывает и просит назвать
части тела.
Моя семья
Беседа "Семья"
Задачи:
-формировать понятия детей о членах своей семьи;
-развивать речь, память, внимание;
-воспитывать уважительное отношение к своей семье.
Ход беседы:
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и
заботятся друг о друге, весело и дружно живут вместе.
Что главное в семье? (уважение, дружба, любовь друг к другу)
О членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, (близких, родных
людях).
О разных семьях – маленьких (мама и ребёнок), больших (папа, мама,
сестра, брат, бабушка, дедушка)
Пальчиковая игра «Строю дом»
Задачи:
-учить детей повторять движения пальчиками, ручками, по словам текста;
-развивать речь, память, мелкую моторику, крупную моторику;
-воспитывать любовь и заботу к своей семье.
Тук - тук, тук да тук! (стучим кулачками)
Что за звон, что за стук?
Молоточком я стучу, (стучим кулачками)
Дом построить я хочу. (показываем крышу)
Дом высокий строю я. (руки высоко)
В нём живёт моя семья.
(хлопаем и показываем пальчиками)
Чтение художественной литературы
К. Ушинский
«Петушок с семьёй»
Задачи:
-учить слушать внимательно, понимать смысл услышанного;
-развивать интерес к художественному слову;
-воспитывать любовь и уважение к семье.
Наши дедушка и бабушка
Беседа
«Бабушка (дедушка)» – мой лучший друг
Задачи:
-формировать понятия детей о членах своей семьи (бабушка, дедушка);
-развивать речь, память, внимание, мышление;
-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Ход беседы:
Бабушка и дедушка когда-то тоже были маленькими детьми, и у них
были свои бабушка и дедушка, они с ними играли, читали.
А как вы проводите время с бабушками и дедушками? Во что играете,
что читаете?
Об отношении к бабушкам и дедушкам (уважение, забота, любовь,
помощь)
Аппликация
«Блюдце для бабушки и дедушки»
Задачи:
-формировать умение приклеивать на блюдце (заготовку) украшение;
-развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;
-воспитывать доброе отношение к старшему поколению.
Воспитатель предлагает детям сделать для бабушек и дедушек красивое
блюдце (при затруднении воспитатель помогает детям намазывать и
приклеивать заранее приготовленные заготовки).
Пальчиковая игра
«Моя семья»
Задачи:
-учить детей повторять движения пальчиками по тексту, загибая
поочередно, начиная с большого;
-развивать мелкую моторику, речь;
-воспитывать любовь к семье.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(показываем ручки, разжав пальчики)
Дидактическая игра
«Назови ласково»
Задачи:
-учить называть ласково (бабуля, бабушка, дедуля, дедушка);
-развивать речь, память, внимание;
-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Воспитатель предлагает детям ласково назвать бабу и деда, вспомнить,
как их зовут.
Добрые и вежливые слова
Беседа «Добрый человек»
Задачи:
-познакомить с этическими нормами поведения;
-развивать речь, память, мышление;
-воспитывать желание помочь друг другу.
Ход беседы:
Прослушивание песни Барбарики
«Что такое доброта?»
Воспитатель беседует с детьми о понятии «Добрый человек» (доброе
сердце, добрая душа, добрые слова).
О помощи (люди должны помогать друг другу, если человек попал в
беду).
Малоподвижная игра
«Вежливый мячик»
Задачи:
-формировать понятие о добрых и вежливых словах;
-развивать крупную моторику, речь, память, внимание,
любознательность;
-воспитывать вежливость, культуру поведения.
Предварительная работа:
Беседа о добрых и вежливых словах (здравствуйте, привет, до свидание,
спасибо, пожалуйста и другие).
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, воспитатель бросает в руки
детям мяч и предлагает назвать вежливые, добрые, волшебные слова (при
необходимости помогает детям).
Пальчиковая игра
«Помощники»
Задачи:
-формировать умение повторять движения пальчиками, по словам текста;
-развивать речь, память, мелкую моторику;
-воспитывать доброту, желание помогать маме, бабушке.
Раз, два, три, четыре,
(удары кулачками друг об друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварёшку.