Напоминание

Теория музыки для маленьких музыкантов в сказках и картинках


Автор: Сальникова Ольга Иосифовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств Уссурийского городского округа ПК"
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Теория музыки для маленьких музыкантов в сказках и картинках
Дата публикации: 28.10.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

Г. УССУРИЙСК

«Теория музыки для маленьких музыкантов в

сказках и картинках»

Методическая разработка

преподавателя по классу фортепиано

Сальниковой Ольги Иосифовны

г. Уссурийск

2025 год

Содержание

Введение…………………………………………………3

Музыкальная лестница………………………………….4

Мажор и минор…..………………………………………5

Тоника и тональность……………………………………6

Законы королевства……………………………………...7

Служанки королевы тоники…………………………….10

Устойчивые и неустойчивые ступени ……..…………..12

Трезвучия главных ступеней тональности……………..13

Список использованной литературы…………………....15

Введение

К изучению теории музыки можно подходить множеством

способов. Важно преподносить материал так, чтобы не отпугнуть

ребенка сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру.

Начинать изучение элементарных теоретических понятий

можно и нужно

с самых первых уроков, в самом раннем возрасте.

Однако заложить прочный фундамент музыкально – теоретических

понятий можно лишь посредством доступных детям образных

представлений.

Пока

ребенок не разучился удивляться, восхищаться,

фантазировать, надо использовать этот период для обучения с

увлечением. Для этого и нужна сказка. Она развивает, воспитывает,

развлекает и обучает. Сказка – это то зерно, из которого

произрастает

эмоциональное

отношение

ребенка

к

предмету

обучения. Когда музыкальные сказки органично вплетаются в урок,

тогда исчезает проблема дисциплины и внимания.

Именно в мире сказки дети чувствуют себя свободно,

раскрепощенно и наиболее активно впитывают предложенную

преподавателем информацию. Сложные теоретические понятия в

сказке становятся для них понятными и простыми.

Процесс обучения превращается в увлекательную игру, будит

фантазию, вовлекает в волшебный мир музыки, в музыкальную

сказку со своими постоянными героями и знакомыми образами.

Кто знаком с психологией ребенка, тот знает, какой интерес

пробуждает в нем все новое. На первый взгляд кажется очень

трудным вносить в каждый урок что-то новое. Но поскольку

ребенок довольствуется малым, то это возможно. И каждый

преподаватель может обзавестись большим запасом нужных

новинок.

Главная задача педагога – помочь любому ребенку, независимо

от его природных данных, ощутить радость творчества, разбудить в

нем фантазию, интерес и любознательность.

3

Музыкальная лестница

Музыкальная лестница особая: в ней много ступеней, но

через каждые семь ступеней – снова

первая

. И первая, главная

ступень может оказаться и в середине лестницы, и в ее начале, и

даже в конце. Музыканты обозначают ступени лестницы римскими

цифрами.

Эта лесенка похожа на гамму. Но здесь есть одно волшебство:

как только гамма оказывается на лесенке, она перестает быть

просто набором звуков. Представь себе коробку с красками. Когда

эти краски попадают в картину, они живут там совершенно другой

жизнью. И звуки гаммы, попадая на музыкальную лестницу,

начинают «общаться» друг с другом, то есть звучать в самых

разных сочетаниях, но при этом подчиняясь особым законам.

Понятно, что звуки, как и люди, ладят между собой по-разному. Но

звуки музыки всегда договариваются, какой между ними будет

лад

.

4

Мажор и минор

Самые известные лады в музыке – это

мажор

и

минор

Они оба очень красивы. Они как свет и тень.

Мажор

– светлый и радостный

минор

– печальный и мечтательный

И вот, когда звуки гаммы решают, какой лад им подходит, они

выбирают самый важный звук; его называют первой ступенью и

дают особое имя

Тоника.

5

Тоника и тональность

Как только известна

тоника

и выбран

лад

, звуки гаммы

превращаются

в

тональность

,

если,

конечно,

будут

подчиняться

законам.

Тональность

в

музыке

это

целый

музыкальный мир, в котором звуки, выбрав королеву

Тонику

,

распределяют между собой роли. Как в королевстве: есть королева

(она правит королевством), король, придворные, слуги…

Первая ступень самая устойчивая на волшебной

лестнице.

I

Королевой Тоникой может стать любой

звук.

6

Законы королевства

Третья ступень музыкальной лестницы - его величество

король

– Медианта

.

У короля бывает очень переменчивое настроение: то радостное,

мажорное

III

То грустное,

минорное

Но в любом настроении он мало управляет королевством, он

только решает, каким будет лад – мажорным или минорным.

А, между прочим, имя короля означает всего-навсего

«средний». В музыкальном действии III ступень самостоятельной

роли не играет, но она –

главный хранитель лада

. Именно

III ступень определяет, будет тональность мажорная или минорная.

7

У королевы есть отличный помощник. Иногда он даже больше

работает, чем королева. Это министр

Доминанта.

V

Его кабинет на

пятой

ступени. Его имя, Доминанта,

означает «важный, главный».

8

Все они: и королева, и король, и министр – самые важные лица

в королевстве. Когда они звучат все вместе, то получается

аккорд.

Для того чтобы аккорд получился, нужно не менее трех звуков.

Если аккорд состоит из звуков, расположенных через ступень,

то такой аккорд называется

трезвучием.

Если трезвучие состоит из первой, третьей и пятой ступеней

тональности, то оно называется

тоническим трезвучием.

9

Служанки королевы Тоники

У королевы

Тоники

есть две очаровательные служанки, на

второй

и на

седьмой ступеньке.

Служанка, которая находится на седьмой ступеньке, самая

быстрая и самая нужная. Она очень притягивается магнитиком к

тонике, т. к. между ними всего полтона. Ее называют

вводным

тоном

, так как она ведет в тонику.

Вводный тон

– это звук,

который ближе всего к

тонике.

К тонике часто приводит и вторая ступень. Она тоже называется

вводным тоном

, хотя тут магнитик не так сильно действует:

все-таки целый тон до тоники.

10

А у короля и министра – по одной служанки.

У

короля

– на

четвертой ступеньке.

У министра

Доминанты

– на

шестой.

11

Устойчивые и неустойчивые

ступени

Устойчивые ступени

I –III – V

Все неустойчивые звуки т-я-янутся и тянутся, пока не перейдут к

устойчивым и не успокоятся. Музыканты называют такой переход

разрешением.

Только знай: когда ты просишь разрешения у

взрослых – это совсем другое слово. В музыке

разрешение

– это

переход от неустойчивых звуков к устойчивым или переход от

резких созвучий к красивым.

Если неустойчивые звуки совсем не будут разрешаться в

устойчивые, то в мелодии будет ощущение незавершенности.

Именно

тоника

всегда дает ощущение покоя и завершенности

мелодии.

Неуcтойчивые ступени

II – IV – VI – VII

12

Трезвучия главных ступеней

тональности. Тоника.

Субдоминанта. Доминанта.

Главны

ми

ступенями

тональности,

участвующими

в

музыкальном

действии являются:

Тоника – I ступень, Доминанта – V

ступень

(«доминанта»

по-латыни

означает

«главная») и Субдоминанта (по-латыни – «нижняя

главная») – IV cтупень.

Если главными будут только устойчивые ступени, то никакого

движения в музыке не получится. К тому же в музыкальном

действии ступени тональности (пусть даже и главные) участвуют

не по отдельности, а только со своими трезвучиями Они так и

называются –

трезвучия главных ступеней

.

Тоническое трезвучие (или трезвучие I ступени

) –

самый важный, самый главный аккорд в любой тональности.

Именно он создает ощущение завершенности, покоя, ставит

заключительную точку в конце.

13

T - S - D

Тоника

I

ступень

Т

Субдоминанта

(по-латыни – «нижняя главная»)

IV

cтупень.

S

Доминанта

V

ступень

(«доминанта»

по-

латыни означает «главная»)

D

14

Список использованной литературы:

1.

Первозванская Т. – Теория музыки для маленьких музыкантов и их

родителей. Композитор - Санкт – Петербург.2015.

2.

Юдовина – Гальперина Т. – За роялем без слез, или я – детский

педагог.- Санкт – Петербург. Детская книга. 1996.

3.

Королева Е. – Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.-М.:

ВЛАДОС, 2001.

15



В раздел образования