Автор: Лабутина Екатерина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 32
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Уроки здоровья у малышей
Дата публикации: 28.11.2023
Раздел: дошкольное образование
Лабутина Е.Г.
Уроки здоровья у малышей
«Здоровье – это драгоценность ,и,
при том, единственная, ради
которой стоит не жалеть времени,
сил, трудов и великих благ»
Мишель де Монтень
Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от
мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное
потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения,
ребенка буквально пугает всѐ, что встречается на пути. И в данной ситуации
зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребѐнка и
грамотно
организовать
его
пребывание
в
детском
саду,
используя
индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание
спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к
каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения
комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента
адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников –
сохранение здоровья в адаптационный период.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей
появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при
правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более,
уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного
нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения,
тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное
развитие ребенка.
Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаю
сохранение
и
укрепление
здоровья
воспитанников.
Проанализировав
статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а
также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделала
вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и
укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье
ребенка,
происходит
тренировка
физиологических
функций
организма,
интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.
Важное место в жизни детского сада и укрепления здоровья детей является
утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног,
туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5–8 16
упражнений, каждое из которых выполняется 6–8 раз. Продолжительность
утренней гимнастики от 5 до 10 минут. При подборе физических упражнений на
утреннюю
гимнастику
необходимо
руководствоваться
следующими
требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных
исходных
положений,
различной
интенсивности,
темпа;
использование
разнообразных пособий и ритмично музыкального сопровождения. В практике
дошкольных образовательных учреждений наиболее распространены следующие
виды
утренней
гигиенической
гимнастики:
смешанного
типа,
сюжетные,
подвижные игры с разным уровнем подвижности, с элементами йоги и другие.
Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в
целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том
числе, и для дошкольников. Составление и разучивание комплексов ритмической
гимнастики включает в себя следующие этапы: определение задач комплекса;
подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их
дозировки и темпа; определение основной и заключительной частей комплекса,
распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей
музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса
ритмической гимнастики под музыку. Выполнять один комплекс можно в течение
1–2 месяцев, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми детьми,
увеличивая темп и, достигая тем самым тренирующего эффекта. Модифицируя
движения и заменяя по 1–2 упражнения в ритмической гимнастике, можно
постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. Важно в работе с
дошкольниками
использовать
разные
виды
гимнастики
(дыхательную,
пальчиковую, корригирующую), направленные на улучшение работы основных
физиологических систем и органов растущего организма. Формирование навыков
правильного
рационального
дыхания
является
одним
из
условий,
способствующих
укреплению
здоровья
ребёнка,
повышению
17
сопротивляемости
организма
к
различным
заболеваниям.
Дыхательной
гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2–3 мин. Количество
упражнений в комплексе 4–5, каждое упражнение выполняется 2–3 раза.
Продолжительность дыхательного акта для детей дошкольного возраста до 3–4
счетов. Исходное положение при выполнении гимнастики – стоя, сидя, упор сидя
или лежа. Для совершенствования функции внешнего дыхания целесообразно
использование
игр
и
упражнений
игрового
характера
с
произношением
различных
звуков,
стихотворных
строк,
пением
песенок
в
такт
ходьбе
(звукоречевая
гимнастика).
Пальчиковая
гимнастика
направлена
на
совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В
комплекс гимнастики входят от 6–8 до 10 упражнений. Специальные задания для
рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются
в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в
завершение – двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики
имеет своё сюжетнообразное название, проводится в течение 3–5 мин, 2–3 раза в
день. Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики и коррекции
различных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В
работе можно использовать комплексы, которые содержат 6–8 упражнений.
Продолжительность выполнения 10–15 мин. Темп выполнения упражнений
средний или медленный. Между упражнениями не должно быть длительных
интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2–3 занятия
корригирующей гимнастикой.
«Гимнастика пробуждения» даёт прекрасный оздоровительный эффект и при
этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для
каждого в отдельности ребёнка». Для проведения комплекса гимнастики после
сна следует подбирать простейшие по структуре и несложные по выполнению
физические упражнения. Статическая нагрузка является одной из самых тяжёлых
для
дошкольников.
Эффективным
средством
предупреждения
утомления,
улучшения общего состояния ребёнка являются физкультминутки. В качестве
физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и
задания, сочетающиеся с содержанием занятия.
Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей,
способствуют снижению утомления, которое наблюдается к концу занятия,
повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на
последующих учебных занятиях. Наиболее эффективны между занятиями игры
малой и средней интенсивности.
Мы считаем, что проблема оздоровления детей не решается одним днем и
деятельность
не
одного
человека,
а
целенаправленная,
систематически
спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на
длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники
не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные,
ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья. Поэтому
возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья
детей. В результате этого в первой младшей группе детского сада был разработан
кружок: «Непоседы», он физкультурно-оздоровительный, который успешно
реализуется нами.
Разработка
этого
кружка
привела
к
переосмыслению
работы
с
дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка,
необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей
основами
психолого-педагогических
знаний.
Роль
педагога
состоит
в
организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и
воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.
В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель,
инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Цель программы:
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за
счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и
формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное
пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.
Задачи:
- повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного
улучшения работы по укреплению здоровья детей;
-
обеспечить
условия
для
сохранения,
укрепления
физического
и
психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с
педагогами, воспитанниками и родителями.
Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов
МДОУ
С воспитанниками работа представлена:
системой физкультурно-оздоровительных мероприятий,
системой закаливающих мероприятий,
двигательного режима.
С
педагогами
работа
представлена
организацией
гибкого
режима
пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских
мероприятий,
организацией
и
проведением
мероприятий
по
созданию
комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.
С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде
ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья,
спортивные праздники досуги).
На
данном
этапе
анализ
результативности
работы
по
«Непоседы»
свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по
данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению,
уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе
с детьми здоровье сберегающие технологии. Родители стали проявлять большую
заинтересованность и активность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асташина , М. П. Использование оздоровительной гимнастики в
физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего
школьного возраста: учеб. пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина.Омск,
2012. – 112 с.
2. Асташина , М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной
деятельности дошкольников: учеб. пособие. – Омск, 2007. – 68 с.
3 .Кожухов, Н. Н. Методика физического развития и развития ребёнка : учеб.
пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А.
Козловой. – М., 2008. – 352 с. 416 с.
4. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в
дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. –
3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
5.Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО
«Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.
6.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего
школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.