Напоминание

Уроки здоровья у малышей


Автор: Лабутина Екатерина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 32
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: Уроки здоровья у малышей
Дата публикации: 28.11.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лабутина Е.Г.

Уроки здоровья у малышей

«Здоровье – это драгоценность ,и,

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от

мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное

потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения,

ребенка буквально пугает всѐ, что встречается на пути. И в данной ситуации

зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребѐнка и

грамотно

организовать

его

пребывание

в

детском

саду,

используя

индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание

спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к

каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения

комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента

адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников –

сохранение здоровья в адаптационный период.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей

появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при

правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более,

уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного

нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения,

тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное

развитие ребенка.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности считаю

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Проанализировав

статистические данные частоты заболеваемости детей дошкольного возраста, а

также изучив медицинские рекомендации поступающих детей в ДОУ, сделала

вывод, что на этапе дошкольного детства необходима работа по сохранению и

укреплению здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном детстве в

результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье

ребенка,

происходит

тренировка

физиологических

функций

организма,

интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Важное место в жизни детского сада и укрепления здоровья детей является

утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упражнений для рук, ног,

туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5–8 16

упражнений, каждое из которых выполняется 6–8 раз. Продолжительность

утренней гимнастики от 5 до 10 минут. При подборе физических упражнений на

утреннюю

гимнастику

необходимо

руководствоваться

следующими

требованиями: упражнения подбираются для всех групп мышц из разных

исходных

положений,

различной

интенсивности,

темпа;

использование

разнообразных пособий и ритмично музыкального сопровождения. В практике

дошкольных образовательных учреждений наиболее распространены следующие

виды

утренней

гигиенической

гимнастики:

смешанного

типа,

сюжетные,

подвижные игры с разным уровнем подвижности, с элементами йоги и другие.

Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в

целом, поэтому рекомендуется для людей большого возрастного диапазона, в том

числе, и для дошкольников. Составление и разучивание комплексов ритмической

гимнастики включает в себя следующие этапы: определение задач комплекса;

подбор соответствующих возрасту и подготовленности детей упражнений, их

дозировки и темпа; определение основной и заключительной частей комплекса,

распределение времени на выполнение упражнений; подбор соответствующей

музыки; разучивание комплекса с детьми без музыки; выполнение комплекса

ритмической гимнастики под музыку. Выполнять один комплекс можно в течение

1–2 месяцев, добиваясь качественного выполнения упражнений всеми детьми,

увеличивая темп и, достигая тем самым тренирующего эффекта. Модифицируя

движения и заменяя по 1–2 упражнения в ритмической гимнастике, можно

постепенно перейти к другому, более сложному комплексу. Важно в работе с

дошкольниками

использовать

разные

виды

гимнастики

(дыхательную,

пальчиковую, корригирующую), направленные на улучшение работы основных

физиологических систем и органов растущего организма. Формирование навыков

правильного

рационального

дыхания

является

одним

из

условий,

способствующих

укреплению

здоровья

ребёнка,

повышению

17

сопротивляемости

организма

к

различным

заболеваниям.

Дыхательной

гимнастикой следует заниматься несколько раз в день по 2–3 мин. Количество

упражнений в комплексе 4–5, каждое упражнение выполняется 2–3 раза.

Продолжительность дыхательного акта для детей дошкольного возраста до 3–4

счетов. Исходное положение при выполнении гимнастики – стоя, сидя, упор сидя

или лежа. Для совершенствования функции внешнего дыхания целесообразно

использование

игр

и

упражнений

игрового

характера

с

произношением

различных

звуков,

стихотворных

строк,

пением

песенок

в

такт

ходьбе

(звукоречевая

гимнастика).

Пальчиковая

гимнастика

направлена

на

совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В

комплекс гимнастики входят от 6–8 до 10 упражнений. Специальные задания для

рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются

в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в

завершение – двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики

имеет своё сюжетнообразное название, проводится в течение 3–5 мин, 2–3 раза в

день. Корригирующая гимнастика предназначена для профилактики и коррекции

различных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы). В

работе можно использовать комплексы, которые содержат 6–8 упражнений.

Продолжительность выполнения 10–15 мин. Темп выполнения упражнений

средний или медленный. Между упражнениями не должно быть длительных

интервалов отдыха. В течение недели желательно проводить 2–3 занятия

корригирующей гимнастикой.

«Гимнастика пробуждения» даёт прекрасный оздоровительный эффект и при

этом доступна и приятна детям. Пробуждение должно быть «для всех» и «для

каждого в отдельности ребёнка». Для проведения комплекса гимнастики после

сна следует подбирать простейшие по структуре и несложные по выполнению

физические упражнения. Статическая нагрузка является одной из самых тяжёлых

для

дошкольников.

Эффективным

средством

предупреждения

утомления,

улучшения общего состояния ребёнка являются физкультминутки. В качестве

физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и

задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей,

способствуют снижению утомления, которое наблюдается к концу занятия,

повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на

последующих учебных занятиях. Наиболее эффективны между занятиями игры

малой и средней интенсивности.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не решается одним днем и

деятельность

не

одного

человека,

а

целенаправленная,

систематически

спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на

длительный срок. Из стен дошкольного учреждения должны выйти воспитанники

не только с багажом знаний и умений, но и люди здоровые, самостоятельные,

ответственные, владеющие навыками сохранения своего здоровья. Поэтому

возникла актуальность поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья

детей. В результате этого в первой младшей группе детского сада был разработан

кружок: «Непоседы», он физкультурно-оздоровительный, который успешно

реализуется нами.

Разработка

этого

кружка

привела

к

переосмыслению

работы

с

дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка,

необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей

основами

психолого-педагогических

знаний.

Роль

педагога

состоит

в

организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и

воспитывающего ценностное отношение к своему здоровью.

В разработке программы участвовали: заведующая, старший воспитатель,

инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Цель программы:

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за

счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и

формирования привычки к ЗОЖ; проектирование и внедрение в образовательное

пространство ДОУ комплексной модели здоровьесбережения.

Задачи:

- повысить показатели здоровья воспитанников за счет качественного

улучшения работы по укреплению здоровья детей;

-

обеспечить

условия

для

сохранения,

укрепления

физического

и

психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Работа проводится со всеми участниками образовательного процесса: с

педагогами, воспитанниками и родителями.

Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов

МДОУ

С воспитанниками работа представлена:

системой физкультурно-оздоровительных мероприятий,

системой закаливающих мероприятий,

двигательного режима.

С

педагогами

работа

представлена

организацией

гибкого

режима

пребывания воспитанников в ДОУ, проведением профилактических медицинских

мероприятий,

организацией

и

проведением

мероприятий

по

созданию

комфортных условий и психологического благополучия ребенка в детском саду.

С родителями работа представлена организацией работы по пропаганде

ЗОЖ и активным включением в совместные мероприятия (Дни здоровья,

спортивные праздники досуги).

На

данном

этапе

анализ

результативности

работы

по

«Непоседы»

свидетельствует о систематической и планомерной работе коллектива по

данному направлению. Заболеваемость детей имеет тенденцию к снижению,

уровень физического развития составляет 87%. Воспитатели используют в работе

с детьми здоровье сберегающие технологии. Родители стали проявлять большую

заинтересованность и активность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асташина , М. П. Использование оздоровительной гимнастики в

физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного и младшего

школьного возраста: учеб. пособие / М. П. Асташина, В. П. Шульпина.Омск,

2012. – 112 с.

2. Асташина , М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной

деятельности дошкольников: учеб. пособие. – Омск, 2007. – 68 с.

3 .Кожухов, Н. Н. Методика физического развития и развития ребёнка : учеб.

пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова; под ред. С. А.

Козловой. – М., 2008. – 352 с. 416 с.

4. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в

дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. –

3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

5.Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО

«Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.

6.Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. – Режим для младшего

школьника. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 24 с.



В раздел образования