Автор: Валеева Гульнара Миргазияновна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Практикум для педагогов
Тема: «Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать»
Дата публикации: 28.11.2023
Раздел: дошкольное образование
«Воспитательные, развивающие
и обучающие задачи:
в чем разница
и как их правильно
формулировать»
Практикум для педагогов
Валеева Г. М
.
Педагоги должны соблюдать дидактические
принципы, один из которых —
принцип
единства
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
задач
образования детей дошкольного возраста.
То есть педагогам необходимо планировать
образовательную деятельность и решать все
три группы задач комплексно.
В чем особенность обучающих задач
Обучающие задачи отвечают на вопрос:
чему учить детей на конкретном
возрастном этапе.
Однако чтобы сформулировать данную группу
задач, вместо глагола «учить» лучше писать
«способствовать»,
«приобщать»,
«формировать».
Формулировка
обучающей
задачи
зависит
от
характера
занятия,
которое
планирует
педагог.
Это
может
быть
занятие
по новой
теме,
на
котором
педагог
сообщает
детям
новые знания, тренировочное или итоговое
занятие.
Также важно учитывать вид занятия:
традиционное,
комплексное,
интегрированное.
Обучающие
задачи
могут
быть
направлены, например, на то, чтобы вовлечь
детей в активный познавательный процесс,
организовать индивидуальную и групповую
формы деятельности детей, выявить умения
детей работать самостоятельно.
Поэтому и формулировки будут
соответствующими.
На заметку
Одни обучающие задачи педагог решает
по ходу занятия по умолчанию.
Например, формирует умения, расширяет
представления
детей.
Чтобы
решить
другие
обучающие
задачи,
педагог
использует
дидактические
средства.
Например, объясняет с их помощью то,
что во время обучающей ситуации нельзя
наблюдать
Пример
Обучающие
задачи
занятий,
бесед,
разговоров,
наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание,
можно формулировать так:
•
«Расширить знания о…»;
•
«Обогатить представления детей о…»;
•
«Уточнить…»;
К
этим
задачам
можно
отнести
формирование
у
детей
представлений
об
окружающем
мире,
элементарных
математических
представлений,
приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.
Обучающие
задачи
тренировочных
или
итоговых
занятий можно формулировать так:
•
«Актуализировать знания детей о…»;
•
«Закрепить
в
самостоятельной
деятельности
умение…»;
•
«Обеспечить возможность применить на практике
полученные знания о…»;
•
«Расширить
знания
детей…
через
организацию
самостоятельной
экспериментальной
деятельности…»;
•
«Содействовать усвоению… (либо овладению…);
•
«Закрепить…» либо «Обобщить…».
Пример
Таким образом, для обучающих задач
итогового
занятия
подойдут
глаголы
«закрепить», «обобщить»,
для тренировочного —
«отработать», «совершенствовать»,
для
сообщения
нового
материала
—
«расширить»,
«обогатить»,
«совершенствовать».
Для
одного
развивающего
занятия
или
образовательной
ситуации
необходимо
формулировать не более двух-трех обучающих
задач, чтобы они были выполнимыми.
ВАЖНО
«Систематизировать…" или «Совершенствовать…».
Обучающие и образовательные задачи — не одно
и то же
Понятие «образование» уже включает в себя «обучение»
и
«воспитание»
(
п.
1
ст.
2
Федерального
закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Поэтому
правильнее
выделять
три
вида
задач:
развивающие, воспитывающие, или воспитательные,
и обучающие, а не образовательные, как их называют
некоторые
педагоги.
В
методических
разработках
допустимо указывать две группы задач: образовательные
и развивающие.
Тогда
образовательные
задачи
будут
включать
в
себя
и обучающие, и воспитывающие.
Задачи
должны
указывать
на
изменения,
которые
произойдут с детьми после занятий.
Как определять развивающие задачи
Развитие
-
это
индивидуальный
процесс
качественных
и
количественных
изменений
личности
ребенка,
который
происходит
на
основе
генетических
или
приобретенных
свойств.
Поэтому
развивающие
задачи
отвечают
на
вопрос:
что
педагог
будет
закреплять,
уточнять,
как
будет
развивать
конкретные
свойства
и
психические
функции
детей:
мышление,
память,
воображение,
внимание и т. д.
Педагоги могут развивать у детей общую,
мелкую,
артикуляционную
моторику,
речевое
дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи,
способность
логически
излагать
свои
мысли,
способность быстро бегать, прыгать на одной,
двух ногах.
Также
педагоги
могут
направить
свои
педагогические усилия на то, чтобы развивать
у
воспитанников
интерес
к
предмету
разговора, творческие способности, поисковую
активность или стремление к новизне.
То
есть
развивающие
задачи
могут
быть
самыми
разными
в
зависимости
от
уровня
развития
у
детей
конкретных
навыков и умений.
Пример
Педагог
формулирует
развивающую
задачу
в зависимости от того, насколько хорошо у детей
сформирована
та
или
иная
функция
или
ее
компоненты.
Если
у
большинства
детей
в
группе
функция,
над
которой
планирует
работать
педагог,
еще
не
сформирована,
то задача будет начинаться со слов: «Начать
работу
по
развитию…».
Если
функция
недостаточно
сформирована
или
нужно
закрепить какой-либо навык, то формулировка
будет звучать так:
«Продолжать развивать…»;
«Продолжать формировать…»;
«Совершенствовать…»;
«Способствовать развитию…».
Понятие «задачи» в методических
разработках педагоги могут
заменять фразой
«программное содержание»
На заметку
Для
одного
занятия
или
образовательной
ситуации
формулируйте не более трех
задач каждого типа
ВАЖНО
Чем отличаются воспитательные задачи
В
ходе
решения
воспитательных
задач
педагоги
формируют
у
детей
такие
личностные
качества,
как
трудолюбие,
патриотизм,
гражданственность,
взаимоуважение,
создают
оптимальные
условия
для
развития
и
саморазвития
дошкольников,
прививают
им
правила
поведения
в
обществе,
нормы
морали,
закона,
бережное
отношение
к
природе,
окружающей
среде, национальным традициям (
п. 2 ст. 2 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Воспитательные,
или
воспитывающие
задачи
образовательной деятельности отвечают на вопрос: какие
личностные
качества
педагог
формирует
у
детей
на данном этапе. Формулировка задач зависит от того,
насколько хорошо у детей сформировано то или иное
качество, над которым педагог работает.
Воспитательные, или воспитывающие
задачи
образовательной
деятельности
отвечают
на
вопрос:
какие
личностные
качества
педагог
формирует
у
детей
на данном этапе.
Формулировка
задач
зависит
от
того,
насколько хорошо у детей сформировано
то или иное качество, над которым педагог
работает.
Если
качество
у
дошкольников
не сформировано, то задача будет начинаться
со слов: «формировать…», «воспитывать…».
Если качество недостаточно сформировано для
возраста детей, то в формулировке задачи это
можно отразить так:
«продолжать формировать…», «продолжать
воспитывать…»,
«совершенствовать…»
и их аналогами.
Пример
Практические задания
Игра-путешествие «Путешествие в осенний лес»
3-4 г
Обучающие задачи
• Дать знания детям о признаках осени, сезонных изменениях в
природе
• Учить изображать дерево нетрадиционными способами рисования:
пальцами, пульверизатором
•
Обогащать
представления
детей
об
объектах
ближайшего
окружения
и
поддерживать
стремление
отражать
их
в
изобразительной деятельности
Развивающие задачи
•
Развивать любознательность, интерес
детей
к
совместному
со
взрослым
и
самостоятельному
познанию
через
наблюдения,
обследование,
экспериментирование
с
разнообразными
материалами
• Развивать наблюдательность, познавательную активность
Воспитательные задачи
•
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
окружающим взрослым
• Продолжать воспитывать бережное отношение к живой природе,
желание заботься о ней
Игровая обучающая ситуация с элементами экспериментальной
деятельности «Как хорошо в гостях у осени!» 4-5 л
• Расширить знания детей об осенних изменениях в природе
• Показать детям на конкретном элементарном опыте, почему осенью
листья деревьев меняют цвет
•
Учить
детей
в
процессе
рассуждений
устанавливать
причинно-
следственные связи между явлениями в живой природе и сезонными
изменениями погоды
•
Развивать
внимательность
и
наблюдательность,
способность
замечать интересные моменты в окружающем мире
•
Продолжать
развивать
предпосылки
исследовательской
деятельности
•
Воспитывать
бережное
отношение
к
живой
природе,
желание
помогать взрослым
•
Воспитывать
инициативность,
самостоятельность,
активность,
желание самостоятельно добывать знания
Обучающие задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Развивающее занятие
«Птицы крылья расправляют – улетают» 5-6 л.
• Продолжать расширять и систематизировать представления детей о
птицах: уточнить понятие «перелетные птицы»
• Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и
живой природе
•
Расширять
словарный
запас
через
участие
в
беседе,
познавательноисследовательской деятельности
и
словесно-речевых
игра
•
Активизировать
познавательную
деятельность
через
игровые
проблемные ситуации и развивающие игры
• Развивать образное мышление, воображение, внимание
• Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по
заданному признаку
• Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам
• Формировать умение владеть своими эмоциями и своим поведением
•
Продолжать
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
своим
сверстникам во время совместной деятельности в малых групп
Обучающие задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи
Развивающее занятие
«Осенняя пора – птица со двора» 6-7 л
•
Продолжать
расширять
и
систематизировать
представления
детей
о
птицах:
уточнить
понятия
«перелетные»,
«кочующие»,
«зимующие»;
расширить знания об особенностях их поведения осенью.
• Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой
природе.
•
Расширять
словарный
запас
через
участие
в
беседе,
восприятие
произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.
• Продолжать активизировать познавательную деятельность через игровые
проблемные ситуации и развивающие игры.
• Развивать образное мышление, воображение, слуховое внимание, память.
• Побуждать детей разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки
объекта,
изображенные
на
модели;
классифицировать
предметы
по
заданному признаку на слух
• Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам, желание
стать
организатором
и
участником
экологической
акции
«Накорми
птиц
зимой».
• Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во
время самостоятельной работы в подгрупп
Обучающие задачи
Развивающие задачи
Воспитательные задачи