Напоминание

Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов


Автор: Сардарян Лилит Ваграмовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Геленджик, Краснодарский край
Наименование материала: коррекционная программа
Тема: Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов
Дата публикации: 28.11.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания

педагогов

Ход занятия:

I. Введение: Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей

встрече.

Передавайте этот весенний цветок друг другу и скажите, пожалуйста, какие ассоциации

вызывает у Вас слово «работа».

Я очень рада, что слово работа не вызывает не у кого отрицательных, конфликтных

ассоциаций. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное

«выгорание».

Притча:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не

все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:

мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее зажму сильно и она умрет, скажет

мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в коллективе

такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100%

ответственны за все события в своей жизни.

Сегодня

я

хочу

дать

вам

несколько

техник,

способов

управления

своим

психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный

настрой. И чтобы, слово РАБОТА ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми

моментами.

«ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ЕСЛИ ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите.

Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости,

беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох.

Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему

ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять

общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Попробуем!

1. Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова

опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте

медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь.

Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните

упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Моечная машина»

А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу, рассчитайтесь на первый и второй. Первые

номера шаг вперед. Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый

человек в шеренге №1 становится «машиной», последний человек в шеренге №2 становится

«сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и

аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку»

становятся «сушилкой» во второй шеренге, с начала шеренги идет следующая «машина» из

шеренги №2.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен: обведите свою левую руку на листе бумаги; на

ладошке напишите свое имя; потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете

рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое–нибудь

привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на

другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с

«комплиментами».

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Упражнение «Я – звезда»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой

для него и в то же время известной присутствующим звезды (знаменитость, президент РФ,

сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию

(вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест,

характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

Что схожего между Вами и выбранной звездой?

Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

Где было легче, показывать или отгадывать?

Занятие 3. «Коммуникативная компетентность педагога».

1.Упражнение «Молчанка»

Инструкция. Участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после

того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало

(не больше и не меньше). Например, если я говорю «4», то, как можно быстрее должны встать

четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание

надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы,

ориентируясь на действия друг друга».

Рекомендации. В ходе выполнения задания ведущий блокирует попытки участников

группы обсудить или принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении можно задать группе следующие вопросы: «Что помогло справляться с

поставленной задачей и что затрудняло её выполнение?», «На что вы ориентировались, когда

принимали решение за следующее действие?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было

бы организовать работу, если бы была возможность заранее обсудить способ решения этой

задачи?».

Занятие 4. «Психологическая гостиная «Призвание – педагог».

Упражнение «Я учусь у тебя»

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у

тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое

действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего

мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или

«Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Занятие 5. «Навстречу здоровью»

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на

доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а

на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и

минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится

рефлексия

упражнения.

Участники

обсуждают,

чего

больше

получилось

плюсов

педагогической деятельности или минусов — и почему.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки

больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все

стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

1) Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко кричать, призывая на помощь. На его крики

прибежал хозяин и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно

хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его

засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый

колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали

бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко кричать, но люди не

обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел

следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и

приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и

выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет

посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните,

что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким

образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!



В раздел образования